Российское предпринимательство в странах СНГ: возможности и перспективы развития (на примере топливно-энергетического комплекса)

Станбеков Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Станбеков Т.А. Российское предпринимательство в странах СНГ: возможности и перспективы развития (на примере топливно-энергетического комплекса) // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 123-126.

Аннотация:
Современное российское предпринимательство с позиций международного бизнеса получает все большее и большее развитие. Однако, в отличие от стран дальнего зарубежья, где организационно бизнес занимает давнишние и устойчивые позиции, в странах СНГ имеются свои исторические предпосылки и условия для развития современного предпринимательства с большей динамикой, нежели в «старом свете». В особенности это касается отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) стран СНГ, в которых совокупность данного вида национальных ресурсов и производственных мощностей представляет собой единое энергетическое пространство. Это дает потенциальную возможность экономически эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики.

Ключевые слова: предпринимательство, топливно-энергетический комплекс, страны СНГ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современное российское предпринимательство с позиций международного бизнеса получает все большее и большее развитие. Однако, в отличие от стран дальнего зарубежья, где организационно бизнес занимает давнишние и устойчивые позиции, в странах СНГ имеются свои исторические предпосылки и условия для развития современного предпринимательства с большей динамикой, нежели в «старом свете». В особенности это касается отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) стран СНГ, в которых совокупность данного вида национальных ресурсов и производственных мощностей представляет собой единое энергетическое пространство. Это дает потенциальную возможность экономически эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики.

Российские нефтегазовые и энергетические компании сегодня играют ведущую роль в развитии совместного бизнеса со странами СНГ. Это объясняется высокой степенью зависимости бывших республик СССР от энергоресурсов России, а также большим организационным опытом российских хозяйственных структур, задействованных в сфере ТЭК.

Современное состояние топливно-энергетического комплекса стран СНГ характеризуется дисбалансом во взаимодействии национальных энергетических систем на межгосударственном и региональном уровнях. Это предопределяет снижение их общей экономической эффективности. Такое положение предполагает поиск соответствующей формы организации сотрудничества, обеспечивающей согласованные действия по стратегическим вопросам. На наш взгляд, одной из форм сотрудничества в данной области может стать международный стратегический энергетический альянс стран СНГ (МСЭА), который представляет собой форму организации международного сотрудничества энергохозяйствующих субъектов на основе соглашений по стратегическим вопросам.

Международные стратегические альянсы позволяют участникам компенсировать слабые стороны и создавать конкурентные преимущества. Через сотрудничество в бизнесе компании могут внедряться на новые рынки, получать доступ к новым технологиям, обеспечивать экономию за счет масштаба, быстрее преодолевать государственные барьеры и инвестиционные ограничения.

Российский бизнес со странами СНГ в области топливно-энергетического обеспечения решает три основные задачи:

1) осуществляет поставки энергоносителей в страны и регионы;

2) обеспечивает оптимальное снабжение потребителей;

3) занимается транспортировкой энергоносителей через территории разных стран для выхода на внешние рынки.

У России имеется значительный потенциал транспортировки энергоресурсов (нефть и природный газ) Восточной Сибири и Дальнего Востока, Казахстана (нефть) и Узбекистана (газ) в КНР, Южную Корею, Японию.

Российская Федерация может извлечь значительную экономическую выгоду, задействовав «азиатскую» часть своей территории. В стратегическом плане Восточная Азия однозначно является перспективным рынком сбыта энергоносителей. Представляется целесообразным рассмотрение проекта строительства нефтепровода из Восточной Сибири в Северо-Восточную часть Китайской Народной Республики. Такие же перспективы имеются и по транспортировке природного газа. В настоящее время рассматриваются различные проекты по поставкам энергоносителей в Китай из России и Казахстана.

Есть вероятность того, что Китай будет развивать поставки энергоносителей из каждой страны-поставщика в отдельности. При таком положении Россия и Казахстан должны выступать стратегическими партнерами, обеспечивая и поддерживая паритет взаимных интересов.

Следует отметить, что многие нефте- и газодобывающие предприятия стран СНГ (России, Казахстана и др.) ориентированы на увеличение экспорта энергоресурсов на рынки других стран дальнего зарубежья. Представляется, что это является основой для единого подхода в формате международного стратегического альянса с точки зрения разделения рынка, формирования стратегии экспорта, определения ценовой политики, использования имеющихся коммуникаций, разработки совместных проектов и др.

Конкурентная среда и борьба за расширение рынка предопределяет заключение соглашений по объединению конкурентных преимуществ в формате альянса. Международные стратегические альянсы в энергетике могут быть отраслевыми (нефтяной, газовый альянсы и др.) и межотраслевыми.

Отраслевые альянсы имеют ограничение по формату специализации, что снижает эффект масштаба и, соответственно, объем прибыли. Ограниченность внутреннего рынка каждой из стран обостряет проблему избыточности капитала в этих странах, а незавершенность процесса экономической интеграции в регионе препятствует попыткам экспорта расширенного воспроизводства, что сдерживает формирование международных межотраслевых альянсов.

Формирование стратегических альянсов предполагает необходимость координации отраслевых стратегий и объединение отраслевых альянсов. Такой подход способствует сокращению текущих затрат компаний, а также оптимальному размещению производственных объектов в региональном аспекте.

Следует отметить, что международный стратегический энергетический альянс СНГ является предпосылкой формирования и развития экономической интеграции на всем пространстве бывшего СССР. На наш взгляд, такая интеграция в топливно-энергетической сфере предполагает пять этапов развития.

На первом этапе подтверждается экономическая целесообразность сотрудничества путем заключения межправительственных соглашений. На втором этапе хозяйствующими субъектами формируются международные стратегические альянсы. Третий этап сопровождается формированием транснациональных компаний в сфере добычи, переработки и транспортировки. Четвертый и пятый этапы предполагают привлечение финансовых ресурсов в сферу энергетики путем формирования финансово-промышленных групп и энергетического банка. Последовательность 3, 4 и 5-го этапов может быть различной в зависимости от конкретных условий развития межстрановой интеграции.

Следует отметить, что прирост ВВП в топливно-энергетическом комплексе позволяет обеспечивать развитие в сопряженных отраслях. Это объясняется высокой ресурсо- и капиталоемкостью отраслей ТЭК. Комплекс предполагает развитие таких отраслей, как строительство, перевозка промышленных грузов, производство строительных материалов, производство железобетонных изделий, производство металлического проката и др.

Соответственно, ожидается развитие комплекса производственной и социальной инфраструктуры в малоосвоенных зонах. В значительной мере это касается перспектив развития территорий Восточной Сибири.

Таким образом, инициатива российских нефтяных и газовых компаний по формированию международного стратегического энергетического альянса в формате СНГ обеспечивает новые возможности экономической интеграции на уровне ТЭК с ее последующим расширением в других отраслях.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:16:15