Внедрение социальной ответственности в деятельность корпорации

Камалова А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Камалова А.Д. Внедрение социальной ответственности в деятельность корпорации // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 44-46.

Аннотация:
Анализ глобальных тенденций в сфере взаимодействия бизнеса и общества позволяет говорить о том, что деятельность крупной устойчивой корпорации основывается сегодня не на традиционной модели бизнеса, целью которого является исключительно получение прибыли, а новой его модели - модели социально ответственного бизнеса. Речь идет о двух не противоречащих друг другу целях бизнеса - прибыли и социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная ответственность, корпорация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Анализ глобальных тенденций в сфере взаимодействия бизнеса и общества позволяет говорить о том, что деятельность крупной устойчивой корпорации основывается сегодня не на традиционной модели бизнеса, целью которого является исключительно получение прибыли, а новой его модели – модели социально ответственного бизнеса. Речь идет о двух не противоречащих друг другу целях бизнеса – прибыли и социальной ответственности.

Бизнес повышает благосостояние общества не только благодаря осуществлению своей непосредственной функции – созданию продукта – при повсеместном стремлении к максимизации прибыли, но и интеграции при этом в каждый аспект своей деятельности ценностей социальной ответственности. Ответственный бизнес получает преимущества в долгосрочном периоде: привлекаются инвестиции, нанимаются и удерживаются высококлассные работники, обретаются постоянные клиенты и надежные бизнес-партнеры. Корпорации, не участвующие в этой игре, теряют возможности в бизнесе. Сейчас ни цена, ни качество, ни функциональность уже не позволяют производителю значительно выделиться на фоне конкурентов.

В настоящее время ряд крупных российских компаний вслед за своими западными коллегами предпринимают попытки внедрения концепции социальной ответственности в свою деловую практику. Однако в целом данный процесс характеризуется отсутствием системного подхода, наблюдается его некоторая непоследовательность, а в ряде случаев и непрозрачность. Зачастую в практику внедряются лишь отдельные элементы корпоративной ответственности, несмотря на то, что она является целостной концепцией.

Представляется, что система корпоративной социальной ответственности должна стать неотъемлемой составляющей общекорпоративной стратегии, поскольку в нее вовлечены все бизнес-процессы компании. Для этого необходимо:

1) сформулировать миссию (позицию) в отношении социально ответственной деятельности корпорации, а также определить принципы социальной ответственности, которые должны стать критериями для всего последующего процесса принятия управленческих решений;

2) разработать стратегию корпоративной социальной ответственности, направленную на повышение экономической эффективности, соблюдение экологических норм и расширение социальной ответственности;

3) интегрировать данную стратегию в общую стратегию развития бизнеса. Ключевым условием должно стать активное взаимодействие корпорации со всеми заинтересованными сторонами.

Для того, чтобы социальный аспект деятельности корпорации гармонично вливался в общее направление основного бизнеса и социально ответственная деятельность приносила экономический эффект, необходимо запустить следующие механизмы реализации корпоративной ответственности:

‑ создание структурного подразделения по корпоративной социальной ответственности;

‑ обучение персонала вопросам социальной ответственности;

‑ разработка и реализация социальных программ;

‑ подготовка и публикация социального отчета.

Основополагающим условием перехода к новой модели ведения бизнеса представляется непосредственная деятельность топ-менеджмента по активному продвижению идеи. В корпорации должно быть создано структурное подразделение по корпоративной социальной ответственности под руководством топ-менеджера на уровне не ниже члена правления или вице-президента. Основными задачами данного подразделения являются выработка приоритетов стратегии социальной ответственности, оценка проделанной работы и предоставление экспертных рекомендаций по существенным для корпорации вопросам социального характера. Также создается управляющий комитет по корпоративной ответственности, членами которого станут линейные руководители.

Встречи комитета должны проводиться регулярно для анализа ожиданий общественности, подготовки соответствующих ответов и обязательств корпорации, а также доведения их до общественности. Кроме того, из числа менеджеров ключевых отделов могут формироваться проектные группы по корпоративной ответственности, подотчетные управляющему комитету, которые готовят предложения и направляют их в комитет.

Все сотрудники компании должны обладать знаниями в области корпоративной ответственности и осознавать ее важность. Для обучения персонала вопросам социальной ответственности могут использоваться как внутрикорпоративные, так и внешние обучающие программы, включающие лекции, семинары, в том числе с интерактивной формой организации (тренинги, деловые игры, кейс-стади), а также участие в конференциях по данной тематике, мероприятиях профессиональных общественных объединений, исследующих проблематику корпоративной социальной ответственности и т.п. Главное – найти сбалансированный подход в обучении сотрудников, отвечающий стратегическим планам корпорации.

Для выражения социальной активности корпорации необходимы разработка и реализация социальных программ по отдельным направлениям корпоративной ответственности, связанным с миссией и стратегией развития бизнеса с учетом интересов различных заинтересованных сторон.

Реализация программы может осуществляться как непосредственно самой корпорацией, так и при участии социальных партнеров: государственных органов, общественных организаций, профессиональных объединений, некоммерческих организаций, средств массовой информации, а также путем привлечения экспертов по социальным вопросам. Среди основных инструментов реализации программ могут быть такие, как социальное инвестирование, делегирование сотрудников компании, социально значимый маркетинг, эквивалентное финансирование, денежные гранты, благотворительность и спонсорство, стипендии, корпоративные фонды.

Социальный отчет суммирует всю деятельность компании в рамках концепции и доводит результаты социально ответственной деятельности до сведения всех заинтересованных лиц. В процессе социальной отчетности осуществляется непрерывное активное взаимодействие корпорации с заинтересованными сторонами по выявлению и удовлетворению общественных ожиданий. При этом необходимо помнить, что качество социального отчета напрямую зависит от качества осуществляемой деятельности: отчет должен объективно раскрывать результаты социально ответственной деятельности.

Чтобы ценности корпоративной ответственности прочно внедрились в повседневную практическую деятельность и стали ее неотъемлемым элементом, необходимо последовательное и своевременное «переключение передач инновационного механизма». В ходе этого процесса корпорация должна научиться думать о политике в сфере общественных интересов как о двигателе долгосрочных конкурентных преимуществ. Область социальной ответственности не должна восприниматься корпорацией как чем-то навязанным извне и рассматриваться как обязательство. Она должна расцениваться как новые возможности.

Представляется, что использование компаниями предложенных мер на практике поможет бизнесу совмещать традиционную роль двигателя экономики с ролью двигателя социальной системы. Бизнес призван реагировать на интересы и нужды общества, взамен получая возможность устойчивого развития в долгосрочной перспективе.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:24:05