Иностранный капитал на национальном рынке банковских услуг

Терехов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Терехов А.А. Иностранный капитал на национальном рынке банковских услуг // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 31-35.

Аннотация:
Известно, что Россия 13 лет вела длительные и весьма трудные переговоры о вступлении в ВТО. Среди них - преодоление в переговорном процессе позиций некоторых стран-членов этой организации, требующих широкого открытия национального рынка банковских услуг, вплоть до разрешения иностранным банкам создавать на российской территории свои филиалы. Официальные представители России твердо придерживались установки на постепенность развития данного процесса, соблюдение национальных интересов как страны в целом, так и своей банковской системы.

Ключевые слова: банковская система, иностранный капитал, банковские услуги

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Известно, что Россия 13 лет вела длительные и весьма трудные переговоры о вступлении в ВТО. Среди них – преодоление в переговорном процессе позиций некоторых стран-членов этой организации, требующих широкого открытия национального рынка банковских услуг, вплоть до разрешения иностранным банкам создавать на российской территории свои филиалы. Официальные представители России твердо придерживались установки на постепенность развития данного процесса, соблюдение национальных интересов как страны в целом, так и своей банковской системы.

Анализ мирового опыта показывает, что вступление в ВТО развитых и развивающихся стран, а также государств с переходной экономикой имеет ряд концептуальных подходов к процессу либерализации национального рынка банковских услуг.

1. Эволюционность процесса и существенное значение исходных побудительных мотивов. В подавляющем большинстве стран каждый шаг по снятию ограничений являлся логичным результатом определенных макроэкономических и политических тенденций в стране.

В развитых странах принятие решения об активной либерализации опиралось на два фактора:

‑ ускорения развития национального банковского сектора за счет роста его конкурентоспособности;

‑ обеспечения местным банкам, достигшим высокого уровня конкурентоспособности, благоприятных условий для выхода на международные рынки финансовых услуг.

Эти задачи стали актуальными в США, Франции, Великобритании еще в 60-е годы ХХ в. Важно отметить, что к моменту начала либерализации был сформирован достаточно эффективный и стабильный банковский сектор. Существовали механизмы надзора и регулирования деятельности субъектов банковского рынка. Это позволяло минимизировать риски, связанные с либерализацией, рассматривать ее, как один из путей повышения эффективности и конкурентоспособности банковского сектора, национальной экономики в целом.

В развивающихся странах после периода макроэкономической нестабильности в основе принятия решений об активной либерализации национального рынка банковских услуг в большинстве случаев лежало стремление восстановить функционирование национального банковского сектора. Типичным примером этому может служить опыт Мексики.

В 1994 году девальвация национальной мексиканской валюты спровоцировала тяжелый экономический спад, и правительство вынуждено было принимать меры по предотвращению полного разрушения финансовой системы. С 1994 года банковский сектор Мексики был полностью открыт для иностранного капитала, и уже к 2002 году около 80% совокупных активов банковской системы находилось под контролем иностранных инвесторов.

В странах с переходной экономикой отмечалась неоднородность в политике допуска иностранного капитала на национальные рынки банковских услуг. Для одной группы стран была характерна активная и всесторонняя либерализация, для других ‑ постепенная и контролируемая со стороны государства.

К первой группе можно отнести страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), включая прибалтийский регион, ко второй – страны СНГ и Китай. В странах ЦВЕ к моменту либерализации финансовая система находилась не в лучшем состоянии, нуждалась в срочном восстановлении. Ставка была сделана на скорейшую интеграцию иностранного капитала развитых государств в национальную экономику с целью ее восстановления и повышения эффективности.

Например, в Венгрии после неудачной приватизации государственных банков и последующих попыток их оздоровления были исчерпаны внутренние ресурсы для восстановления национальной банковской системы. Поэтому активное привлечение иностранного капитала считалось практически единственным шансом повысить капитализацию местных банков, вернуть финансовую систему к нормальному функционированию. В других странах с переходной экономикой, например, в Китае, государство в условиях макроэкономической стабильности само стремилось повысить эффективность банковского сектора, чтобы простимулировать рост национальной экономики.

2. Сохранение запрета на учреждение филиалов иностранных банков и предпочтение дочерних структур в качестве формы коммерческого присутствия нерезидентов на национальном рынке банковских услуг.

Данного подхода придерживались развитые страны. Так, на национальном рынке банковских услуг Японии запрещалось создание филиалов иностранных банков. Их учреждение было ограничено в ряде других развитых стран – Швейцарии, Австралии, Австрии, Новой Зеландии, Финляндии, Швеции, Норвегии. В Исландии было необходимо специальное разрешение Министерства коммерции.

В ряде развивающихся стран учреждение филиалов нерезидентами было также запрещено законодательно. Среди них: Иран, Кувейт, Таиланд, Пакистан, Бразилия, Ангола, Бенин, Египет, Габон, Сенегал, Зимбабве, Кот Д'Ивуар.

В странах с переходной экономикой (за исключением ЦВЕ) государство предпочитало сохранять запрет или ограничения на регистрацию филиалов иностранных банков. Такой позиции придерживаются страны СНГ, а именно: Украина, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан. В странах, уже присоединившихся к ВТО, данный запрет отсутствует. Среди них – Молдова, Армения, Киргизия, Грузия.

3. Сохранение лимитов, квот на участие в капитале местных кредитных организаций, других законодательных и административных барьеров для расширения присутствия иностранных банков на национальном рынке банковских услуг. Даже в США набор причин, по которым мог произойти отказ в выдаче лицензии или приостановлении деятельности уже существующего иностранного банка включал в себя такие субъективные оценки Федеральной резервной системы (ФРС) как «соответствие деятельности иностранного банка национальным интересам США». Для создания в Австралии банка с иностранным участием в капитале, превышающим 50%, требовалось специальное разрешение Комитета по оценке иностранных инвестиций. Для приобретения доли в капитале национального банка необходимо получить предварительное разрешение у соответствующих государственных структур в Испании, Финляндии, Греции, Норвегии, Канаде, Португалии.

Ограничительной политики придерживались многие развивающиеся страны. В Иране в начале 1970-х годов размер участия нерезидентов в капитале национальных банков законодательно ограничивался уровнем 49%, в Таиланде ‑ не более 25%. В Бразилии действовало 50%-е ограничение на участие нерезидентов в капитале национальных банков при запрете на дальнейшее расширение присутствия иностранного капитала на местном рынке.

В странах с переходной экономикой либерализация проводилась с сохранением ограничений, за исключением ЦВЕ. В Украине установленный норматив участия иностранного банковского капитала в банковской системе составляет 15% от совокупного капитала. С 1996 г. в Казахстане иностранное участие в капитале банковской системы законодательно ограничивалось 25%, с 1998 года ‑ 50%. В Китае активы банка со 100% иностранным участием не могли превышать 40%.

4. Ограниченность перечня разрешенных операций, осуществляемых иностранными банками на национальном рынке банковских услуг.

Многие развитые страны индивидуально подходили к допуску иностранных банков на национальный рынок, оценивая их с точки зрения соответствия национальным экономическим, политическим и социальным интересам страны, предпочитая не допускать активное вовлечение нерезидентов в стратегически важные процессы: операции с бюджетными средствами, получение депозитов у населения, управление пенсионными накоплениями граждан, участие в торгах на фондовой и валютной биржах. В Австралии филиалам иностранных банков запрещалось принимать депозиты на национальном рынке банковских услуг. В Великобритании для нерезидентов ограничен доступ к депозитам государственных банков и банков, тесно связанных с потребительским кредитованием.

В развивающихся странах, например Бразилии, нерезиденты были допущены к приему депозитов, кредитованию всех видов, лизинговым операциям, торговле на денежном, и валютном рынке, оказанию депозитарных, консультационных услуг и др. В Индии сфера деятельности иностранных банков ограничивалась обслуживанием туризма и кредитованием предприятий, занятых во внешней торговле.

В странах с переходной экономикой, например Китае, нерезиденты были допущено только к строго определенному перечню операций на национальном рынке, который устанавливается Национальным банком Китая.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:52