Экономический потенциал развития фармацевтической отрасли России

Кунев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кунев С.В. Экономический потенциал развития фармацевтической отрасли России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 160-163.

Аннотация:
Современный фармацевтический рынок представляет собой довольно сложное экономическое явление. Наряду с общими для всех рынков характеристиками он имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных, прежде всего, спецификой лекарственных средств (ЛС), которые относятся к категории жизненно важных товаров. Это оказывает значительное влияние на их спрос и производство.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, здравоохранение, лекарственные средства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современный фармацевтический рынок представляет собой довольно сложное экономическое явление. Наряду с общими для всех рынков характеристиками он имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных, прежде всего, спецификой лекарственных средств (ЛС), которые относятся к категории жизненно важных товаров. Это оказывает значительное влияние на их спрос и производство.

Основными потребителями и «активаторами» спроса на рынке ЛС являются государство и население. Они формируют спрос на определенный ассортимент лекарств, удовлетворение которого и является воплощением коммерческой и социальной целей существования любого субъекта рынка (производителя, поставщика, аптеки).

Главной характеристикой современного мирового фармацевтического рынка является быстро развивающийся процесс глобализации, элементы влияния которого отчетливо проявляются и в России. Традиционная зависимость Советского Союза и России от поставок импортных лекарственных средств, экономические изменения под воздействием проводимых в стране реформ явились причиной неблагоприятной ситуации в отечественном фармацевтическом производстве. Российские компании имеют невысокую долю рынка, уступая зарубежным производителям инновационных и традиционных лекарственных средств.

В России, как и в любой другой стране, спрос на фармацевтическую продукцию покрывается за счет государственного финансирования и личных средств пациентов. В странах с развитой экономикой государственное финансирование, в основном через обязательное медицинское страхование, является основным источником, в России же, наоборот, с 1995 по 2005 гг. доля затрат пациентов на лекарственное обеспечение возросла с 35% до 65%.

Самой важной особенностью российского фармацевтического рынка со стороны спроса являются, на наш взгляд, две его ключевые характеристики:

– это рынок традиционных лекарственных средств (дженериков);

– это рынок с очень высокой долей безрецептурных медикаментов.

Российский фармацевтический рынок характеризуется значительно более высокими объемами продаж традиционных лекарственных средств (доля равна 78%), что обусловлено следующими причинами:

1) длительной изоляцией отечественного фармрынка от мирового, сопровождавшейя отсутствием информации о новых направлениях развития фармацевтики и собственно оригинальных ЛС. Осуществлялся импорт аналогов – дженериков из Восточной Европы;

2) наличием весьма низких цен у традиционных ЛС относительно оригинальных ЛС;

3) отсутствием реально эффективной «частной медицины», в условиях которой между поставщиками медицинских услуг идет здоровая конкурентная борьба за клиента, применяются более совершенные (пусть и более дорогие) ЛС;

4) отсутствием реальной эффективной системы законодательного регулирования фармацевтической отрасли.

По данным ведущего агентства по розничному аудиту ЛС в РФ DSM Group, объем фармрынка в 2005 г. составил 7,2 млрд. долл. (с НДС) в оптовых и 9,0 млрд. долл. в розничных ценах.

Российская Федерация в 2005 г. заняла 12-е место в мире по емкости розничного рынка готовых лекарственных средств (ГЛС), который составил 6,6 млрд. долл. с учетом программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

Если тенденция к такому активному росту сохранится, наша страна в дальнейшем вполне может претендовать на место в десятке ведущих фармацевтических стран мира. Основным локомотивом рассматриваемой отрасли в 2005 г. оказалась программа ДЛО (1,37 млрд. долл.). Без учета появившегося в 2005 г. сегмента ДЛО рынок вырос всего на 15%, то есть внедрение программы ДЛО дало дополнительный рост рынка в 20%.

К негативной тенденции развития отечественного фармрынка можно отнести высокую долю импорта ГЛС в Россию, который в 2005 г. составил 7,7 млрд. долл., что на 55% выше данного показателя в аналогичном периоде 2004 г.

Таким образом, к еще одной особенности развития отечественного фармацевтического рынка можно отнести его сильную зависимость от общемировых тенденций и неспособность оказывать влияние на их формирование и развитие.

Привлекательность различных субъектов РФ для участников фармрынка зависит от нескольких фак­торов. Во-первых, это общая емкость фармрынка субъекта РФ. Вторым фактором является уровень доходов населения данного региона, от которого зависит уровень душевого потребления ЛС. Среди 20 наиболее крупных по объему фармрынка субъектов РФ наиболее привлекательными яв­ляются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Самарская, Омская и Кемеровская области (табл. 1).

Таблица 1

В этих регионах не только высокий уровень жизни и душевого потребления ЛС, но и высокие темпы роста доходов и объема фармрынка. К регионам, которые могут оказаться привлекательными в будущем в силу высоких темпов роста доходов населения и объема фармрынка, относятся Московская, Челябинская, Новосибирская, Нижегородская области, республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский край, а также Республика Мордовия, несмотря на 63 место в рейтинге регионов по объему фармрынка (объем фармрынка РМ составляет 24,9 млн. долл. или 0,3% от всего российского рынка).

Отечественный фармацевтический рынок представляет огромные возможности для реализации своего потенциала как отечественным, так и иностранным фармацевтическим компаниям. Однако насколько правильно и быстро активизирует свой потенциал отечественная фармацевтика – от этого будет зависеть место, которое она займет как на российском, так и на мировом рынке.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 16:14:04