Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2006

Стратегические основы совершенствования управления в сфере туризма

Кузнецов П В, аспирант, г. Санкт-Петербург, Россия

Гаврильчак Игорь Николаевич, докт. экон. наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 71

Аннотация:
Важной проблемой, существенно сказывающейся на развитии отечественного туризма, является проникновение иностранного капитала на российский рынок, где действует немало иностранных туроператоров, которые оформляют выезд наших туристов непосредственно в России, отправляют к себе, в свою страну и, соответственно, получают весь доход. В большинстве стран этот бизнес запрещен, а в России он не только развивается, но даже поощряется.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кузнецов П.В., Гаврильчак И.Н. Стратегические основы совершенствования управления в сфере туризма // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 135-138.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Важной проблемой, существенно сказывающейся на развитии отечественного туризма,  является проникновение иностранного капитала на российский рынок, где действует немало иностранных туроператоров, которые оформляют выезд наших туристов непосредственно в России, отправляют к себе, в свою страну и, соответственно, получают весь доход. В большинстве стран этот бизнес запрещен, а в России он не только развивается, но даже поощряется.

Степень защиты секторов услуг отдельными членами Всемирной торговой организации (ВТО) в зависимости от макроэкономической и промышленной политики государства существенно варьируется. Либерализация доступа на национальный рынок товаров потенциально может привести к ущербу для отраслей национальной экономики. Туризм ‑  не исключение. Однако существует мнение, что либерализация допуска на рынок услуг, напротив, может вести к укреплению этого сектора национальной экономики, способствуя доступу к дешевым и качественным услугам, укрепляя их конкурентоспособность. Путем открытия рынка услуг для иностранных поставщиков государство не только привлекает передовые технологии, знания, но и содействует росту занятости населения.

При формировании национальной политики в секторах услуг члены ВТО учитывают такой фактор, как степень ответственности поставщика услуги перед потребителем. Большинство ограничений для иностранцев здесь связано с тем, чтобы обеспечить возможность контроля над качеством предоставляемой услуги. Либерализм системы ВТО не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения. Многие страны с развитой туристской индустрией – члены ВТО – сохранили некоторые виды ограничений по доступу на рынок услуг в туристском секторе.

Законотворческая деятельность Государственной думы направлена на развитие туристской инфраструктуры через федеральные и региональные социально-экономические программы. Их преимущество – в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем. Такие программы развития туристской отрасли не вписываются в рамки отдельных министерств, ведомств или региональных административных органов. Управление ими, координация и контроль совместной деятельности большого числа разрозненных предприятий и учреждений могут быть эффективными и рациональными только на основе комплексного программно-целевого принципа самой организации дела.

В последние годы уже созданы подробные среднесрочные и долгосрочные программы федерального, регионального и местного уровня (например, «Развитие курортов федерального значения», «Развитие туризма в РФ в период 1996-2005 г., Региональная целевая программа «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области до 2005 г.»). Однако, как показывает практика, реализация этих программ носит неудовлетворительный характер. Это вызвано многими причинами, основными из них являются:

‑ недостаточная государственная поддержка туризма как отрасли экономики;

‑ неразвитость нормативно-правовой базы;

‑ сокращение и прекращение финансирования уже утвержденных комплексных целевых федеральных и региональных программ;

‑ отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов [1].

Критическое отношение со стороны специалистов-практиков вызвало упразднение ранее существовавшего Департамента по туризму и образованию и передача их функций Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму (во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Данное агентство, наряду со своими основными функциями, относящимися к области физической культуры и спорта, будет заниматься также продвижением национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, представлять интересы страны в международных организациях в сфере туризма, а также возьмет на себя лицензирование туроператорской и турагентской деятельности вплоть до его предполагаемой отмены. Тем самым государство вернулось к прежней управленческой схеме, когда туризм стал реальный экономическим сектором экономики не в последнюю очередь благодаря активной деятельности Департамента туризма Минэкономразвития.

Анализируя опыт Всемирной туристской организации, генеральный директор фирмы «Итал Трэвел» Н. Ионкина [2] подчеркнула, что из 143 стран-членов ВТО половина имеют соответствующие министерства по туризму. И лишь четыре страны развивают туризм в составе спортивного комитета. В их число теперь возвратилась Россия.

Законодатель, тем не менее, уделяет все возрастающее внимание проблемам туристской отрасли. Так, в 2004 г. решением Комитета ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму созданы Рабочая группа и Экспертный Совет по вопросам развития рынка туристских услуг [3].

В состав этой Рабочей группы предполагается включить по одному представителю от ряда комитетов Государственной Думы, в том числе по охране здоровья, по бюджету и налогам, по энергетике, транспорту и связи; по кредитным организациям и финансовым рынкам; по международным делам; по информационной политике, по природным ресурсам и природопользованию; по собственности.

Рабочая группа будет концентрировать свои усилия в рамках следующих направлений:

‑ законодательства в туроператорской и турагентской деятельности;

‑ в области гостиничной, экскурсионной, санаторно-курортной деятельности;

‑ законодательства о социальном туризме;

‑ в области безопасности туризма и туристских формальностей;

‑ налогового и бюджетного законодательства в области туризма

‑лицензирования и технического регулирования в сфере туризма;

‑ повышения эффективности финансового контроля в сфере туризма.

Экспертный совет является постоянно действующим консультативным органом Комитета ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму и действует на общественных началах. В круг основных задач Совета входят:

‑ анализ развития туризма в России и его законодательного обеспечения, изучение зарубежного опыта;

‑ подготовка предложений по разработке проектов федеральных законов в сфере туризма и внесению изменений в действующее законодательство;

‑ изучение общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности в туристской сфере. 

Цель Экспертного совета – выяснение мнений государственных органов, общественных организаций, научных, деловых кругов, экспертов по вопросам законотворческой деятельности, направленной на развитие туристской сферы экономики России.




[1] Смагина С. Депутаты Госдумы готовы поддержать туризм // Отель. - № 5. – 2004, с.10-11, .

[2] Смагина С. Лес рубят – щепки летят // Отель. - № 4. – 2004, с.66.

[3] Дума будет учитывать мнение отрасли // Отель. - № 4. – 2004, с. 68.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241