Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2006

О необходимости и направлениях повышения эффективности управления государственной собственностью

Ковнир Владимир Николаевич, канд. экон. наук, доцент, Россия

Болдов Алексей Вячеславович, аспирант, кафедра "Экономическая теория" МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Управление государственной собственностью (ГС) лежит в основе госрегулирования экономики всех развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Долгое время опыт ведущих мировых держав в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и практиков управления лишь в той мере, в какой это было им необходимо для критики, построенной преимущественно на идеологической основе. Приемы и методы централизованного (или административного) управления ГС воспринимались как нечто самодостаточное.
Цитировать публикацию:
Ковнир В.Н., Болдов А.В. О необходимости и направлениях повышения эффективности управления государственной собственностью // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 119-122.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Управление государственной собственностью (ГС) лежит в основе госрегулирования экономики всех развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Долгое время опыт ведущих мировых держав в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и практиков управления лишь в той мере, в какой это было им необходимо для критики, построенной преимущественно на идеологической основе. Приемы и методы централизованного (или административного) управления ГС воспринимались как нечто самодостаточное.

Отношение к государственной собственности коренным образом изменилась, когда началось радикальное реформирование отечественной экономики. Первый импульс развития стихийных рыночных взаимоотношений сегодня постепенно заменяется осознанием особой регулирующей роли государства. Однако в отечественной экономической науке в настоящее время полностью отсутствует сколько-нибудь разработанная теория данного вопроса. Кроме того, у государственной власти явно недостает опыта по реальному воздействию на экономические процессы осознанного (а не случайного) распоряжения той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности (ГфС).

Наиболее актуальными задачами в области практического управления ГфС сегодня можно считать:

‑  уточнение ее структуры и состава;

‑ формализацию целей, задач и принципов функционирования ГфС;

‑ определение критериев эффективности управления федеральной собственностью.

Эти задачи, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических вопросов, а именно: комплексной оценки отдельных объектов ГфС и определения эффективных направлений их развития и структурной трансформации.

Любое общество располагает определенной совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство, потребление которого осуществляется с целью удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов) через его присвоение.

Присвоение в своем историческом созревании проходит различные формы, приобретая наиболее развитую из них, а именно: форму собственности. Процесс этого развития перманентно закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.

С такой точки зрения понятие собственности, прежде всего, является юридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. Другими словами, собственность – это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном присвоении и отчуждении (отсоединении) объекта собственности. Реализация права собственности предполагает выделение субъекта и объекта этого процесса.

Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания имуществом. В свою очередь, объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей. Возможные субъекты права собственности определены в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Это граждане, юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.

Если учесть, что производственное и непроизводственное потребление национального богатства формирует цели и систему интересов любого субъекта собственности, то данную выше классификацию следует признать исчерпывающей. Она предусматривает возможность реализации личных (индивидуальных), коллективных (групповых) интересов работников предприятий и организаций, а также населения муниципальных и территориальных образований и федеральных интересов в целом. Реализация систем интересов субъектов собственности по поводу потребления различных благ осуществляется ими через их присвоение, которое отражает совокупность общественных условий, необходимых для совершения каких-либо действий над ограниченными элементами национального богатства.

В современной экономике проблема управления государственной собственностью стала одной из серьезнейших. О ней говорят на разных, в том числе и высших, уровнях государственной власти.

Премьер-министр РФ М.Е. Фрадков сообщил на заседании кабинета министров (март 2006 г.), что подписал распоряжения Правительства об утверждении среднесрочной программы социально-экономического развития России на 2006-2008 годы и план действий по ее реализации в 2006 году. Проекты этих документов были в целом одобрены на заседании кабинета министров РФ 30 декабря 2005 г. и вступили в силу с 1 января 2006 г.

Михаил Фрадков заявил, что будет лично осуществлять контроль над реализацией среднесрочной программы, и поручил руководителю аппарата правительства организовать соответствующую работу. Премьер предложил министерствам и ведомствам сформировать детальные комплексные планы работы в рамках реализации среднесрочной программы. В течение двух недель со дня подписания планы министерств и ведомств должны быть утверждены и направлены в правительство.

Социально Правительство рекомендует, как сказал премьер, властям регионов принять программу экономического развития страны в качестве ориентира для своей деятельности. «Среднесрочная программа – это основной программный документ правительства на несколько лет», – подчеркнул М.Е. Фрадков, отметив, что данная программа, в частности, включает комплекс антиинфляционных мер, предусматривает снижение налогового бремени и меры по развитию инновационной сферы.

 

Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ковнир В.Н. Интеллект тебе в руки // Российское предпринимательство. – 2005. –№ 1.
2. www.government.ru
3. www.mos.ru
4. www.mosinform.ru
5. www.ras.ru
6. www.ach.gov.ru
7. www.izvestia.ru
8. www.kariera.orc.ru
9. www.kommersant.ru