О необходимости и направлениях повышения эффективности управления государственной собственностью

Ковнир В.Н., Болдов А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ковнир В.Н., Болдов А.В. О необходимости и направлениях повышения эффективности управления государственной собственностью // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 119-122.

Аннотация:
Управление государственной собственностью (ГС) лежит в основе госрегулирования экономики всех развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Долгое время опыт ведущих мировых держав в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и практиков управления лишь в той мере, в какой это было им необходимо для критики, построенной преимущественно на идеологической основе. Приемы и методы централизованного (или административного) управления ГС воспринимались как нечто самодостаточное.

Ключевые слова: государственное управление, государственная собственность, управление государственной собственностью

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Управление государственной собственностью (ГС) лежит в основе госрегулирования экономики всех развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Долгое время опыт ведущих мировых держав в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и практиков управления лишь в той мере, в какой это было им необходимо для критики, построенной преимущественно на идеологической основе. Приемы и методы централизованного (или административного) управления ГС воспринимались как нечто самодостаточное.

Отношение к государственной собственности коренным образом изменилась, когда началось радикальное реформирование отечественной экономики. Первый импульс развития стихийных рыночных взаимоотношений сегодня постепенно заменяется осознанием особой регулирующей роли государства. Однако в отечественной экономической науке в настоящее время полностью отсутствует сколько-нибудь разработанная теория данного вопроса. Кроме того, у государственной власти явно недостает опыта по реальному воздействию на экономические процессы осознанного (а не случайного) распоряжения той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности (ГфС).

Наиболее актуальными задачами в области практического управления ГфС сегодня можно считать:

‑ уточнение ее структуры и состава;

‑ формализацию целей, задач и принципов функционирования ГфС;

‑ определение критериев эффективности управления федеральной собственностью.

Эти задачи, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических вопросов, а именно: комплексной оценки отдельных объектов ГфС и определения эффективных направлений их развития и структурной трансформации.

Любое общество располагает определенной совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство, потребление которого осуществляется с целью удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов) через его присвоение.

Присвоение в своем историческом созревании проходит различные формы, приобретая наиболее развитую из них, а именно: форму собственности. Процесс этого развития перманентно закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.

С такой точки зрения понятие собственности, прежде всего, является юридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. Другими словами, собственность – это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном присвоении и отчуждении (отсоединении) объекта собственности. Реализация права собственности предполагает выделение субъекта и объекта этого процесса.

Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания имуществом. В свою очередь, объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей. Возможные субъекты права собственности определены в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Это граждане, юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.

Если учесть, что производственное и непроизводственное потребление национального богатства формирует цели и систему интересов любого субъекта собственности, то данную выше классификацию следует признать исчерпывающей. Она предусматривает возможность реализации личных (индивидуальных), коллективных (групповых) интересов работников предприятий и организаций, а также населения муниципальных и территориальных образований и федеральных интересов в целом. Реализация систем интересов субъектов собственности по поводу потребления различных благ осуществляется ими через их присвоение, которое отражает совокупность общественных условий, необходимых для совершения каких-либо действий над ограниченными элементами национального богатства.

В современной экономике проблема управления государственной собственностью стала одной из серьезнейших. О ней говорят на разных, в том числе и высших, уровнях государственной власти.

Премьер-министр РФ М.Е. Фрадков сообщил на заседании кабинета министров (март 2006 г.), что подписал распоряжения Правительства об утверждении среднесрочной программы социально-экономического развития России на 2006-2008 годы и план действий по ее реализации в 2006 году. Проекты этих документов были в целом одобрены на заседании кабинета министров РФ 30 декабря 2005 г. и вступили в силу с 1 января 2006 г.

Михаил Фрадков заявил, что будет лично осуществлять контроль над реализацией среднесрочной программы, и поручил руководителю аппарата правительства организовать соответствующую работу. Премьер предложил министерствам и ведомствам сформировать детальные комплексные планы работы в рамках реализации среднесрочной программы. В течение двух недель со дня подписания планы министерств и ведомств должны быть утверждены и направлены в правительство.

Социально Правительство рекомендует, как сказал премьер, властям регионов принять программу экономического развития страны в качестве ориентира для своей деятельности. «Среднесрочная программа – это основной программный документ правительства на несколько лет», – подчеркнул М.Е. Фрадков, отметив, что данная программа, в частности, включает комплекс антиинфляционных мер, предусматривает снижение налогового бремени и меры по развитию инновационной сферы.


Источники:

1. Ковнир В.Н. Интеллект тебе в руки // Российское предпринимательство. – 2005. –№ 1.
2. www.government.ru
3. www.mos.ru
4. www.mosinform.ru
5. www.ras.ru
6. www.ach.gov.ru
7. www.izvestia.ru
8. www.kariera.orc.ru
9. www.kommersant.ru

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:28:20