Роль и значение индикативного планирования в стратегическом развитии сферы жизнеобеспечения малых городов

Ермолаева Н.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ермолаева Н.П. Роль и значение индикативного планирования в стратегическом развитии сферы жизнеобеспечения малых городов // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 73-76.

Аннотация:
Главной целью при формировании сервисной экономики в малых городах является приведение по истечении определенного времени к желаемому состоянию региональной экономики в целом и сферы инженерного обеспечения деятельности города, в частности. Распорядительный орган экономической системы регионального рынка сервисных услуг в малых городах должен активно воздействовать на параметры и индикаторы ее функционирования и развития.

Ключевые слова: город, планирование, сервисная экономика, индикативное планирование, жизнеобеспечение города, инженерное обеспечение



Главной целью при формировании сервисной экономики в малых городах является приведение по истечении определенного времени к желаемому состоянию региональной экономики в целом и сферы инженерного обеспечения деятельности города, в частности. Распорядительный орган экономической системы регионального рынка сервисных услуг в малых городах должен активно воздействовать на параметры и индикаторы ее функционирования и развития.

Решение поставленной задачи находит наиболее эффективное воплощение в процессе индикативного планирования, концепция которого исходит из того, что экономика (национальная, региональная, муниципальная) представляет собой единый социально-экономический организм с системой взаимосвязей, пронизывающих различные его уровни. В нем существует тесная связь между рынками факторов производства и ценами, мотивацией рыночных субъектов, их поведением и экономическими результатами.

Исходя из вышесказанного, становится понятным преимущество взаимной координации, гармонизации интересов в процессе синхронизации планов различных хозяйствующих субъектов, равно как и то, что несогласованные индивидуальные планы часто ведут к отрицательным коммерческим результатам (в виде прямых убытков, либо упущенной выгоды). При этом плановая координация с применением системы индикаторов способствует выходу на новый уровень управления – от эмпирических действий, сиюминутных реактивных мер на складывающуюся ситуацию (пассивной адаптации) к научно продуманной, проактивной политике предвидения и реакции на «опережение». Этому способствует консолидация ряда разрозненных блоков управления в одном взаимоувязанном плане. Иными словами, в процессе планирования меняется не только его объект, но и субъект, подстраиваясь под новый, возросший уровень требований управления.

Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.

Необходимость постановки и решения проблем структурных реформ в экономике, выбора тех или иных решений в условиях специализации отраслей обусловила появление структурной формы индикативного планирования. Соответственно акцент с краткосрочных мер текущего регулирования, проводившегося традиционными методами бюджетной и финансовой политики, стал смещаться к средне- и долгосрочному планированию, а также расширению горизонта прогнозов.

Становление информационного постиндустриального общества, глобализация рынков ведут к приобретению индикативным планированием стратегической формы. Оно ориентируется на долгосрочную перспективу и выбор важнейших приоритетов развития экономики.

Эффективность управления развитием территории определяется возможностями воздействия управленческих структур на повышение значений основных интегральных характеристик качества жизни населения в целом, в рамках наделенных полномочий, и качества развития сферы услуг жизнеобеспечения, в частности.

Если исходить из естественной посылки, что повышение качества услуг системы жизнеобеспечения города, а, следовательно, и улучшение жизни населения данного города являются главной целью в деятельности управленческих служб (причем, разного уровня: от административных органов муниципального значения до исполнительных и законодательных органов региона), то достижение заданных с применением форм индикативного планирования интегральных показателей может служить оценкой степени эффективности (или качества) управления соответствующих административных служб (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика стратегической формы индикативного планирования

Функции в области экономики
Функции в социальной сфере
Доминирующие инструменты
Согласуемые уровни планирования
Территориальное и рекреационное планирование, инновационные разработки
Образование, опережающая подготовка кадров высокой квалификации для «экономики будущего»
Институциональные преобразования (правовая среда, инвестиционный климат), конкурентные преимущества
Масштабные инвестиционные программы, определение стратегических зон хозяйствования, стратегический маркетинг
Центральным понятием системы индикативного управления является индикатор – интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики того или иного события, процесса, явления. Мы определяем индикаторы, как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, то есть, направленный характер.

Индикаторы могут иметь смысл предельных пороговых (минимальных и максимальных) уровней прибыльности для отдельных подсистем (отраслей, предприятий), пределов налоговых ставок, характеристик равновесных (сбалансированных) режимов развития многоресурсных систем и т.д. Несоблюдение пороговых значений препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике. Наивысшая степень социально-экономической безопасности в обществе, а значит и эффективности системы достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Планирование и регулирование на основе индикаторов означает широкий охват различных факторов социально-экономической жизни (социо-культурных, демографических, экономических, экологических), выбор наиболее значимых параметров экономики, для которых устанавливаются фиксированные нормы развития с допустимыми пределами. Преодоление одного из порогов означает вступление в критическую зону – неблагоприятную экономическую ситуацию, что влечет за собой необходимость применения корректирующих мер, либо изменения одной из задач плана.

Таким образом, внутри предельных границ образуется так называемый «коридор» – экономический люфт ситуации, необходимый и достаточный для принятия решений. Коридор – важное понятие индикативного планирования, так как, хотя индикаторы планирования имеют жесткий характер пороговых, минимальных и максимальных значений и вектор их направленности строго обозначен, но наличие коридора дает время и возможность осуществить регулирующее воздействие.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:41:32