Взаимодействие частного и государственного секторов экономики

Васильев В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Васильев В.Н. Взаимодействие частного и государственного секторов экономики // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 6. – С. 50-53.

Аннотация:
Рыночная экономика обычно противопоставляется центрально-плановой экономике. Первая связывается с частным сектором, вторая - с государственным. Последняя имеет ряд преимуществ перед первой, главным образом в концентрации ресурсов на основных направлениях развития и в выравнивании (к сожалению, только на весьма низком уровне) доходов основной массы населения.

Ключевые слова: частный сектор, государственный сектор экономики

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Рыночная экономика обычно противопоставляется центрально-плановой экономике. Первая связывается с частным сектором, вторая ‑ с государственным. Последняя имеет ряд преимуществ перед первой, главным образом ‑ в концентрации ресурсов на основных направлениях развития и в выравнивании (к сожалению, только на весьма низком уровне) доходов основной массы населения. Однако планирование, которое признано во всех странах мира как весьма действенный инструмент реализации национальных программ, в нашей стране приняло форму не столько планирования достижения цели, сколько планового распределения ресурсов по отраслям и предприятиям. Такое планирование в нашей стране привело к нарастанию диспропорции и дестабилизации экономики (чему немало содействовали и призывы к перевыполнению планов, и планирование ресурсов от достигнутого). Многолетняя политика поддержания низких стабильных цен привела к росту дотаций до таких размеров, которые не может выдержать ни одна экономика.

Здоровая экономика позволяет производить дотацию цен, но только растущих (а не стабильных) и только отдельным группам населения.

Так, в ряде стран выполняются и социальные программы, и в определенной степени происходит стабилизация общественных отношений путем перераспределения доходов. Один из постулатов экономики говорит о том, что издержки производства постоянно растут. Это ведет к непрерывному росту цен на конечную продукцию, которые могут расти медленно или быстро, и неравномерно по различным товарам и услугам. Но они растут и будут расти. Директивная стабилизация цен возможна, причем как полезный, но весьма осторожный инструмент контроля инфляции.

Экономическое развитие большинства стран мира в ХХ веке доказало: наиболее приемлемой является смешанная экономика, сочетающая в себе как частный, так и государственный секторы.

Взаимодействие частного и государственного секторов экономики определяется поведением каждого индивидуума и на рынке, и в государственном секторе, и в его отношении к обществу в целом, что оценивается экономической эффективностью деятельности каждого члена общества. Экономическая эффективность означает получение как можно большего количества товаров (услуг) из имеющихся ресурсов, т.е. достижение меньшими усилиями большего эффекта. Применительно ко всей экономике страны, для достижения ее наибольшей эффективности необходимо выполнение следующих двух правил:

Правило 1. Любое действие в экономической сфере будет эффективным, если оно даст каждому члену общества больше выгод, чем потерь. Результатом такого действия является повышение благосостояния, по крайней мере, некоторых членов общества, но без каких-либо потерь для других.

Правило 2. Любое действие в экономической сфере будет неэффективным, если оно приводит к большим затратам, чем выгодам для каждого члена общества. Когда действие приводит скорее к росту общих затрат, чем прибыли, то кто-то должен пострадать от такого действия, т.е. выгода, выпавшая на долю выигравших, не является достаточной для компенсации потерь проигравших.

Если хотя бы одно из двух правил нарушено, то предпринятое действие является неэффективным.

Производитель заинтересован вести дело так, чтобы создавался искусственный дефицит, приводящий к повышению цены. Если производитель способен использовать те или иные столкновения на рынке, какие-то действия правительства или другие средства, ограничивающие предложение и увеличивающие спрос на его товар, то он выигрывает.

Однако от ограничения предложения страдает потребитель. Ему приходится платить более высокую цену. Это нарушает правило 2, и в результате имеет место неэффективность, что ведет к конфликту интересов производителя и общества.

Производитель заинтересован в монопольном положении своей продукции на рынке, но это нарушает рыночный механизм. Поэтому общество поддерживает любые действия правительства, направленные против монополизации рынка (например, антитрестовское законодательство в США). Действия правительства должны поддерживать конкуренцию.

Во взаимоотношениях частного и государственного секторов должны учитываться побочные эффекты (внешние воздействия) рынка и правительственных решений.

Плохой экономист всегда имеет дело только с очевидным, первичным эффектом. Хороший экономист принимает во внимание и побочные, вторичные эффекты. Например, контроль цен на природный газ дает желанный первичный эффект ‑ сокращение расходов отдельных покупателей на отопление. Однако контроль цен уменьшает желание производителей поставлять больше газа на рынок. Эти поставки сократятся, и покупатель будет вынужден перейти на другие виды топлива, что приведет к повышению цены на эти виды топлива.

Введение контроля арендной платы за жилье является эффективным фактором обеспечения адекватности жилья по цене, которую могут платить бедные слои населения. Но этот контроль будет иметь следующие побочные эффекты: спрос на арендуемое жилье с контролируемой квартирной платой увеличится; будет развиваться его нехватка и процветать черный рынок; снизится качество арендуемого жилья; неценовые методы аренды жилья станут предпочтительнее. В результате будет развиваться неэффективное использование жилой площади.

Экономические решения, принимаемые на рынке, часто оказывают влияние и на благосостояние тех, кого данная рыночная сделка не касается. Не участвующие стороны могут иметь от этой сделки какие-то выгоды или потери. Например, использование предприятием в технологическом процессе воздуха и воды может иметь побочный эффект – загрязнение окружающей среды. За потребление этих ресурсов ни производитель, ни потребитель не платят. Что должно происходить в этом случае на рынке? (рис. 1).

Так как цена на продукцию не учитывает стоимости чистой воды и чистого воздуха, то фактическая кривая предложения S1 будет ниже кривой полного предложения с учетом их стоимости S2. Это увеличит объем производства с Q2 до Q1, ибо кривая S1 не отражает возможную стоимость данной продукции (рис. 1, а).

Здесь нарушается правило 2. Имеет место неэффективность в отношении общества, загрязняется окружающая среда. Кривая спроса D1 по той же причине не отражает полностью состояния затрат или выгод (сложившаяся на рынке цена не включает стоимости чистой воды и чистого воздуха). Данное положение кривой спроса D1 и кривой предложения S1 затрагивает интересы не участвующих сторон (загрязненными водой и воздухом пользуются и те, кто не участвует в данной торговой сделке на рынке).

Общество могло бы выиграть при перемещении кривой D1 и D2 (рис. 1, б), так как именно это положение отражает прямые выгоды участвующих сторон и непрямые выгоды не участвующих сторон (имеет место расширение производства, предложение удовлетворяет спрос, и участвующие стороны платят обществу за использование воды и воздуха). Но так как ни потребитель, ни производитель не могут уловить побочный эффект, то потребление остается на уровне D1.

Потенциальные выгоды от расширения производства до уровня D2 будут потеряны. Здесь нарушается правило 1. На рынке будут иметь место тенденции направления недостаточного количества ресурсов на производство товаров, имеющего положительный побочный эффект, и направления излишних ресурсов на производство товаров, которое приносит определенные потери не участвующей стороне.

В экономике, сочетающей частный и государственный секторы, имеются товары и услуги, которые потребляются всем обществом. Это так называемые общественные товары и услуги, при их использовании нельзя сделать так, чтобы они приносили пользу или вред одним и не давали того же другим. Общественные товары создают трудности для рынка, так как они производятся без какого-либо отношения к тому, хочет или не хочет того отдельный покупатель. Они потребляются всеми. В этих условиях нет выбора, а когда нет выбора, то рынок не стимулирует производство, поэтому на рынке имеет место конфликт между личными и общественными интересами.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:17