Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства

Качалов С.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Качалов С.И. Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 158-160.

Аннотация:
Инициатором и главным исполнителем, обеспечивающим продвижение к цели любого бизнес-процесса, является человек – специалист в конкретной области профессиональной деятельности. Он воплощает в себе единство интеллектуального накопления (аккумулирование) и обработки поступающей информации из внешнего мира и дозированного генерирования её в виде квантов творческой энергии (созидательных действий), направленных на удовлетворение либо его собственных, либо корпоративных интересов (потребностей) предприятия.

Ключевые слова: предпринимательство, творческая энергия, инновационная деятельность, креативность, наукоемкие производства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Главное, из чего следует исходить при разработке механизмов идентификации оценки вклада каждого или групп исполнителей в реализацию бизнес-планов предприятия - это уровень экономического проявления их созидательных действий (творческой энергии) [1]. Интеллектуальные накопления образуют интеллектуальный капитал – сумму знаний, опыта, профессиональной подготовки и интуиции каждого и всех работников предприятия.

Интеллектуальный капитал организации обеспечивает:

а) эффективное управление средствами производства, товарно-материальными, финансовыми и информационными потоками;

б) снижение уровня совокупных затрат;

в) внедрение инновационных методов управления.

Поэтому естественным стремлением производителя, желающего обеспечить себе конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, является поиск путей увеличения отдачи интеллектуально-креативной энергии каждым из специалистов. Это возможно только с помощью управления развитием и поддержанием интеллектуально-креативных возможностей всех сотрудников и хорошо развитого структурного (организационно-технического) капитала.

Для того, чтобы человеческий капитал заработал, необходимо управление движением знаний. Нужна коллективная работа, и, следовательно, соответствующая организационная структура, которая включала бы в себя исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, центры доведения исследований и разработок до конкретных «ноу-хау» широкого применения.

Самоценность структурного капитала, как капитала вообще, определяется не его наличием, а эффективностью использования. Таким образом, можно утверждать, что структурный капитал является проявлением организационных способностей предприятия реагировать на изменения рынка, дает возможность создавать новые ценности для потребителя. Он должен обеспечивать эффективное использование человеческого ресурса в организационных системах, преобразовывать информацию и, как следствие, обеспечивать производительный труд работников.

Проблема качественного развития деятельности в области создания интеллектуальной собственности, ориентированной на инновационное развитие российской экономики, в том числе и логистики, является одной из наиболее актуальных задач. Организация единого эффективно действующего комплекса - «образование-наука-производство» поможет ускорить вхождение российской экономики в число стран постиндустриального развития.

В настоящее время назрела необходимость создания механизма управления человеческим капиталом и инновационными процессами высшей школы, призванного сформировать новую организацию – экономическую среду, благоприятную для ускоренного создания нововведений и их восприятия производством и рынком.

Создание комплекса «образование-наука-производство» означает:

а) развитие интеграции по уровням образования, повышения качества подготовки специалистов на основе научной и инновационной деятельности учёных и специалистов;

б) интеграцию высших учебных заведений и реального промышленного сектора, где необходимо претворять результаты научных разработок в реальную наукоёмкую продукцию, то есть в товар, востребованный рынком.

Миссия современных научно-образовательных производств –ускорение адаптации российских предприятий к условиям постиндустриальной экономики, которую обеспечивают:

· высококвалифицированные специалисты нового интеллектуально-креативного типа, как особый вид инновационного продукта;

· информационная продукция – новые фундаментальные и прикладные разработки, программная продукция;

· материальный инновационный продукт – практическая реализация научных разработок в виде востребованной на рынке наукоёмкой инновационной продукции, в том числе в качестве логистических систем или системных логистических новообразований [2].

Реализация инновационного логистического процесса даёт ряд преимуществ: практически на всех этапах инновационного процесса обеспечивается необходимый уровень подготовки специалистов, единство и близость разработчиков идей, создателей инноваций и исполнителей, ускоряет процесс реализации нововведений, даёт возможность осуществления авторского надзора и делает инновационный процесс более результативным.


Источники:

1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоёмких производств. – М.: «Машиностроение», 2004.
2. Проценко И.О. Стратегическая логистика. – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:54