Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2006

Формирование конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов в финансовой сфере экономики

Насибян Седа Саркисовна, канд. экон. наук, доцент, декан факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 15

Аннотация:
Для управления формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов современных организаций, в первую очередь, необходимо определить основные понятия, отражающие сущность процесса их образования и призванные стать основой для построения модели формирования подобного рода активов.
Цитировать публикацию:
Насибян С.С. Формирование конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов в финансовой сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 154-157.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для управления формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов современных организаций, в первую очередь, необходимо определить основные понятия, отражающие сущность процесса их образования и призванные стать основой для построения модели формирования подобного рода активов.

Интеллектуально-креативные ресурсы (ИКР) отражают способности людей (являющихся носителями данных ресурсов, в упрощенном варианте ассоциируемые с ними) накапливать знания, умения, опыт, то есть использовать открытые алгоритмы действий для достижения определенного результата – интеллектуальная составляющая, а также создавать новые (неизвестные ранее) алгоритмы выполнения работ в рамках своих должностных обязанностей – креативная составляющая. В рамках рассматриваемой модели данное разбиение является условным, так как интеллектуальная и креативная составляющие в процессах своего проявления между собой неразрывно связаны.

Проявление интеллектуально-креативных ресурсов – работа по достижению поставленных целей, включающая в себя как использование известных, так и, в случае необходимости, разработку принципиально новых алгоритмов действий.

Формирование интеллектуально-креативных ресурсов – процесс, связанный с накоплением знаний, навыков, опыта и умений, а также с развитием способностей к созидательным действиям при разработке новых экономических продуктов. Обучение в этом случае может быть активным или пассивным, вынужденным или добровольным, перенимающим или изобретающим (открывающим).

Управление формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов – процесс осмысленного влияния на формирование ИКР для максимального их проявления в конкретных условиях функционирования коммерческих предприятий, обусловленных правовыми, социальными, экономическими, политическими и другими ограничениями.

Интеллектуально-креативные ресурсы являются основным активом инновационной деятельности любой организации, заинтересованной в долгосрочном присутствии на рынке. Таким образом, данный актив служит источником своеобразного продукта любого предприятия – инновации и является неотделимой частью своего носителя «инновационной личности».

Инновационность личности и ее развитие является одной из основных проблем как государства в целом, так и каждой его экономической структуры, в частности, таких важных областей как финансовая сфера и система подготовки и обучения персонала коммерческих организаций. Данная проблема усугубляется спецификой финансового сектора отечественной экономики, заключающейся:

1) в жесткой регламентации хозяйственных процессов (по сравнению с другими отраслями), что влечет за собой существенную зависимость от системы профессиональной подготовки;

2) в недостаточном внимании в процессе подготовки к развитию креативных способностей специалистов, позволяющих адаптировать существующие финансовые инструменты для потребителя в рамках регламентных, политических, социальных и других условий. Это приводит к резкой нехватке специалистов, которые способны принимать эффективные инновационные решения и формировать управляющее звено банковских структур.

Отражение зависимости проявления интеллектуально-креативных ресурсов на различных карьерных стадиях, а также выявление и преодоление недостатков существующей системы их формирования показано на рис. 1.

Рис. 1. Модель проявления интеллектуально-креативных ресурсов специалистов на различных карьерных стадиях управления финансовой структурой

По горизонтальной оси показана динамика карьерного роста сотрудника (носителя интеллектуально-креативных ресурсов), по вертикальной оси – уровень проявления им своих интеллектуально-креативных ресурсов с дифференциацией проявления интеллектуальной и креативной составляющей.

В частности, приведенная модель иллюстрирует основную проблему современного образования, в системе которого основной акцент делается на развитие интеллектуальных способностей с незначительным развитием креативной составляющей. В результате это приводит к появлению большого числа исполнителей, из числа которых формируется управляющий состав с недостаточным развитием креативной составляющей ИКР. При этом в лучшем случае только накануне назначения или чаще уже после него менеджер или топ-менеджер начинают повышать собственное бизнес-образование с позиций повышения навыков и умений проявления своих креативных способностей.

На основе приведенной модели можно сформулировать следующие основные принципы формирования ИКР:

1. Оценка сотрудников, особенно на руководящих ступенях, должна осуществляться по уровню их креативного потенциала, для оценки которого в настоящее время проводятся разработки специальных прикладных технологий.

2. Обучение должно быть опережающим (то есть, как показано на рис. 1 ступени обучения должны быть смещены вправо) – это связано с возрастанием роли креативной составляющей и приведет к ее более широкому развитию, что позволит не интуитивно искать будущих руководителей, а выбирать их из существующих исполнителей, подготовленных для руководящей работы.

3. Проявление ИКР (особенно в финансовых структурах) ограничено жесткими регламентами, поэтому подготовка руководителей должна осуществляться с комплексным развитием как интеллектуальной, так и креативной составляющей.

4. Развитие топ-менеджеров должно осуществляться во всех смежных областях, поскольку проявление творчества наиболее активно на стыке различных областей наук.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241