Влияние инноваций на развитие туризма

Чуваткин П.П., Самарский Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чуваткин П.П., Самарский Д.В. Влияние инноваций на развитие туризма // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 16-19.

Аннотация:
Мы живем в век инноваций. Интернет, мобильные телефоны, электронная торговля… Ещё 10 лет назад эти термины были незнакомы основной массе человечества, однако сегодня они вошли в нашу жизнь и продолжают изменять ее. Вместе с тем, по многим прогнозам, в XXI веке главной отраслью мировой экономики должен стать туризм. Туризм уже сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся индустрий. И будет продолжать развиваться.

Ключевые слова: инновации, туристический бизнес, туризм



Мы живем в век инноваций. Интернет, мобильные телефоны, электронная торговля… Ещё 10 лет назад эти термины были незнакомы основной массе человечества, однако сегодня они вошли в нашу жизнь и продолжают изменять ее. Вместе с тем, по многим прогнозам, в XXI веке главной отраслью мировой экономики должен стать туризм. Туризм уже сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся индустрий. И будет продолжать развиваться.

Первой инновацией, начавшей решение задачи по удовлетворению потребности людей ускоренно перемещаться в пространстве, следует признать изобретение колеса и первых колёсных повозок. Колесо стало, пожалуй, единственной существенной инновацией, появившейся в так называемый период предыстории туризма. Дальнейших серьезных инноваций, повлиявших на появление туризма в его современном понимании, пришлось ждать вплоть до XIX века – века Промышленной революции. Именно тогда Роберт Фултон создает первый пароход, очень быстро вытеснивший парусные суда. Зарождается современный морской транспорт.

Почти одновременно Георг Стефенсон строит первый промышленный вариант паровоза, что приводит к бурному развитию железных дорог и появлению нового вида транспорта – железнодорожного. Тогда же появляются первые автомобили и автобусы с паровыми двигателями. Все эти изобретения привели к «транспортной революции»: значительному изменению в представлении людей о расстоянии. Города и страны стали намного ближе и доступнее. Это привело к зарождению туризма.

Датой рождения современного туризма считают 5 июля 1841 г., когда Томас Кук впервые организовал туристскую поездку организованной группы людей. Он же создал первую туристскую компанию, которая и по сей день остается одним из лидеров мирового туристского бизнеса.

XX век прошел под знаменами побед гражданской авиации. Первые многоместные пассажирские самолеты появились уже в начале века. А после второй мировой войны самолет окончательно становится основным видом транспорта для туристов.

Туризм всегда шел в ногу со временем и поэтому не удивительно, что он стал одной из первых отраслей, использующей компьютеры. В 70-х годах ХХ века появились компьютерные системы бронирования (computer reservations system, CRS), которые изначально использовались авиакомпаниями. CRS позволяли через специальные терминалы получать информацию о наличии мест, бронировать и распечатывать авиабилеты.

В 80-х на основе компьютерных систем бронирования появляются глобальные системы бронирования (global distribution system, GDS), такие как Amadeus, Galileo, Sabre и WorldSpan. С их помощью можно забронировать не только авиабилет, но и весь набор туристских услуг (номер в гостинице, прокат автомобиля и т.д.).

В конце прошлого века новые горизонты для развития туризма открыл Интернет. В 2006 году Интернет-сообщество торжественно отметило появление миллиардного пользователя Глобальной сети. Как и многие другие инновации, Интернет был изначально создан в военных целях еще в 60-х годах прошлого столетия. Однако стал широко применяться в мирных целях только 15 лет назад. Сегодня Интернет активно используется во всех сферах деятельности, в том числе и в туризме. Он меняет традиционные характеристики туристского продукта – невещественность, неспособность храниться и накапливаться, сезонность и взаимозависимость.

В самом деле, благодаря Интернету клиент может посмотреть через веб-камеру на планируемое место своего отдыха, забронировать горящий тур или авиабилет в последний момент, получить онлайн-консультацию или внести изменения в программу своего путешествия уже после его начала.

Интернет широко используется во всех секторах туристской индустрии. Именно туризм, являясь информационно-зависимой отраслью, всегда был одним из пионеров в использовании новых технологий. В самом деле, туристские предприятиям постоянно необходимы новые средства продвижения и продажи туристских продуктов и услуг, маркетинговую информацию клиентам. С другой стороны, клиентам также постоянно необходимо получать достоверную и оперативную информацию.

Авиакомпании были родоначальниками в области внедрения новых технологий. Десятки лет они зависели от турагентств, которым они были вынуждены платить комиссию в 10-15%, которая была существенной статьей затрат, однако иных каналов сбыта у авиакомпаний попросту не было. Вот почему Интернет предоставил авиакомпаниям уникальный шанс обойти турагентов и продавать билеты напрямую, через Интернет. Он сегодня – несомненный козырь в руках авиакомпаний.

По данным SITA, в 2006 году средний показатель продаж авиабилетов через Интернет составляет 28% (в 2005 году этот показатель составлял 20%) от общего объема продаж – то есть из 2 миллиардов авиапассажиров 560 миллионов бронируют билеты через Интернет.

Предприятия гостиничной сферы принялись за освоение новых возможностей, предлагаемых Интернетом, с небольшим опозданием (по сравнению с авиакомпаниями), однако они быстро наверстывают упущенное. Сегодня все гостиничные цепи сделали значительные инвестиционные вложения в электронную коммерцию и новые технологии на всех уровнях. То же самое можно сказать и о небольших гостиничных цепях, объединяющих независимые предприятия, а также об экономичных средствах размещения типа «bed and breakfast». Иными словами, Интернет позволил всем поставщикам данной услуги быть в более или менее равных условиях.

По данным исследования агентства Travelclick с использованием данных тридцати крупнейших гостиничных цепей в 2005 году 35,2% бронирований было сделано через Интернет.

Турагентства пережили (и продолжают переживать) наиболее заметное влияние Интернета. Поставщики туристских услуг снижают комиссионные, клиенты все чаще предпочитают искать в Интернете либо чтобы выйти на поставщиков напрямую (как в случае с авиакомпаниями), либо чтобы воспользоваться многочисленными специальными акциями (эксклюзивные Интернет-тарифы) и горящими предложениями (Last Minute). Многие традиционные турагентства (особенно небольшие семейные предприятия), не выдержав такого давления, были вынуждены закрыться. Однако было бы неверно сказать, что вместе с Интернетом пришел конец эпохе турагенств. С одной стороны, множество турагентств продолжают существовать и быть прибыльными; с другой стороны, Интернет породил новую категорию турагентов, которые все свои операции производят в глобальной сети:

Для предприятий туристской сферы Интернет – это своеобразный вызов, который обуславливает необходимость важных изменений и адаптаций, без которых уже невозможно выжить на рынке. Интернет может и должен стать новым козырем предприятия, но он одновременно порождает и новый риск, создает новые проблемы. В любом случае, Интернет становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, с ним невозможно не считаться. Однако Интернет сам по себе недостаточен. Всякая технология – это лишь средство применения идей, порожденных людьми. Какие бы революционные инновации ни применялись, они не смогут заменить Человека.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:35:00