Проблемы организация внешнеторгового оборота в регионе

Белевцов С.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Белевцов С.П. Проблемы организация внешнеторгового оборота в регионе // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 127-131.

Аннотация:
Новый экономический порядок в организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД), по нашему мнению, помимо прочего должен включать и логистическую организацию внешнеторгового оборота. При этом мы исходим из ведущей роли государства, которое разрабатывает и реализует экономическую политику как комплекс целенаправленных мер по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Даже государства с развитой рыночной экономикой не отказываются полностью от регулирования ВЭД. Достаточно отметить, что количественные ограничения охватывают почти 50% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых промышленно развитыми странами.

Ключевые слова: логистика, экспорт, внешнеэкономическая деятельность, импорт

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Новый экономический порядок в организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД), по нашему мнению, помимо прочего должен включать и логистическую организацию внешнеторгового оборота. При этом мы исходим из ведущей роли государства, которое разрабатывает и реализует экономическую политику как комплекс целенаправленных мер по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Даже государства с развитой рыночной экономикой не отказываются полностью от регулирования ВЭД. Достаточно отметить, что количественные ограничения охватывают почти 50% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых промышленно развитыми странами.

Государственное регулирование внешнеторгового оборота и внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в целом строится на принципах, определенных федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», включая:

1) единство:

– внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

– системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

– политики экспортного контроля;

– таможенной территории Российской Федерации;

2) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

3) равенство участников внешнеторговой деятельности;

4) защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

5) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике РФ в целом.

Для дальнейшей оптимизации внешнеторгового оборота в стране необходимо решить следующие проблемы:

– преобладания в российском экспорте сырьевых товаров наряду с потерей многих традиционных рынков сбыта машинно-технической продукции;

– целенаправленных попыток зарубежных государств взять под контроль российский рынок стратегически важного сырья, технологий, финансов, информации, транспорта;

– значительно возросшей в начале 70-х годов и усугубившейся с распадом СССР и СЭВ зависимости России от импорта многих видов потребительских товаров, а также промежуточной продукции, машин и оборудования, сырья, подрывающей макроэкономическую сбалансированность и усиливающей уязвимость российской экономики вследствие попыток внешнего экономического и политического давления;

– резко обострившейся задачи транспортировки экспортно-импортных грузов, связанной с распадом СССР и переходом в собственность бывших союзных республик основных портовых сооружений, транспортных артерий и узлов;

– значительного внешнего долга, обслуживание которого отвлекает валютные ресурсы от технологической и организационной модернизации производства;

– зависимости России от иностранных кредитов, которая существенно ограничивает возможности для маневра при осуществлении программ структурной перестройки экономики;

– неразвитости современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта;

– недостаточности экспортного и валютного контроля и известной прозрачности таможенной границы, что снижает действенность внешнеэкономического законодательства и облегчает нелегальный вывоз капитала и товаров;

– неразработанности в государственной программе системы приоритетов в вопросах привлечения и использования иностранных инвестиций;

– расширяющегося использования внешнеэкономических каналов России преступным бизнесом (наркотики, опасные вещества, нелегальная торговля оружием со стороны как отечественных, так и международных деловых образований);

– значительных потерь рынков сбыта обрабатывающей промышленности.

Для решения этих и других проблем, включая совершенствование таможенного дела, разработана Федеральная целевая программа развития таможенной службы РФ, которая направлена на:

– совершенствование таможенной политики, принципов и методов практического применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

– совершенствование системы правового обеспечения таможенного дела;

– развитие таможенного сотрудничества с государствами-участниками СНГ и формирование таможенного союза;

– совершенствование организации и функционирования таможенных органов и механизма таможенного контроля;

– разработку и внедрение в практику основных направлений взаимодействия таможенной службы с другими правоохранительными органами, развитие системы обеспечения собственной безопасности;

– укрепление взаимодействия таможенных органов с транспортными организациями посредством разработки и внедрения совместных технологий, обеспечивающих эффективный таможенный контроль и оформление товаров с учетом непрерывности перевозочного процесса и необходимости сокращения простоя транспортных средств;

– совершенствование таможенного контроля на наиболее активных направлениях незаконного перемещения товаров и транспортных средств;

– разработку и внедрение в подразделениях таможенной охраны технологических приемов и способов осуществления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами при их перемещении по территории Российской Федерации;

– разработку и внедрение в практику механизма взаимодействия таможенных органов с общественными объединениями участников ВЭД;

– разработку и внедрение быстродействующей системы информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти данными таможенной статистики;

– укрепление кадрового потенциала таможенных органов и статуса их сотрудников;

– развитие материально-технической базы таможенных органов, в том числе строительство новых и реконструкцию имеющихся служебно-производственных зданий и сооружений, а также ведомственного жилья и объектов социально-культурной сферы, обновление и модернизацию вычислительной техники, а также оборудования для сбора, передачи и обработки данных, оснащение новыми техническими средствами таможенного контроля, создание ведомственной системы специальной оперативной связи.

Реализация этих задач позволит создать объективные и субъективные предпосылки логистизации внешнеторгового оборота. При этом следует постоянно помнить о значительной и все возрастающей роли государства в регулировании внешней торговли в условиях экономики рыночного типа.

Таможенно-тарифному регулированию внешней торговли принадлежит центральное место в системе государственного регулирования ВЭД. В свою очередь, в подсистеме таможенно-тарифного регулирования важная роль отводится установлению и применению таможенных режимов, определяющих характер и формы организации внешнеторгового оборота. На сегодняшний день таможенная политика может:

– активно воздействовать на бюджет и состояние финансов государства;

– осуществлять действенную защиту и стимулирование отечественных производителей без ущерба для структурного прогресса экономики;

– эффективно стимулировать конкуренцию на товарных рынках за счет взвешенной политики импорта;

– способствовать повышению конкурентоспособности российских товаропроизводителей на мировых рынках;

– проводить гибкую экспортно-импортную политику в целях поддержания положительного сальдо торгового баланса.

К сожалению, непоследовательность и нерешительность органов государственной власти в деле реформирования ВЭД, включая и механизм таможенного регулирования, приводит к ущемлению национальных интересов России, к значительным и нередко невосполнимым потерям национального богатства.

Поспешная либерализация ВЭД с отрывом от реальных нужд национального рынка привела к односторонним уступкам России зарубежным конкурентам. В своем экспорте мы все больше превращаемся в сырьевой придаток мировой экономики и производителя «грязных» полуфабрикатов, а в импорте в основном субсидируем своих конкурентов. Поэтому дальнейшая работа по адекватной, взвешенной и рациональной организации внешнеторговой деятельности самоочевидна.


Страница обновлена: 17.04.2024 в 11:16:13