Предпринимательство в современной экономике

Ширшова И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ширшова И.Ю. Предпринимательство в современной экономике // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 3-6.

Аннотация:
Современное предпринимательство - важнейший элемент рыночной экономики, оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, способствует поддержанию конкуренции, формирует новый социальный слой общества. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым условием современной модели рыночного хозяйства, т.к. включает в себя многие функции: непосредственно производство, приватизацию имущества, менеджмент, маркетинг и многие другие виды деятельности, связанные с творчеством, инновациями и риском.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства



Современное предпринимательство ‑ важнейший элемент рыночной экономики, оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, способствует поддержанию конкуренции, формирует новый социальный слой общества. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым условием современной модели рыночного хозяйства, т. к. включает в себя многие функции: непосредственно производство, приватизацию имущества, менеджмент, маркетинг и многие другие виды деятельности, связанные с творчеством, инновациями и риском.

В настоящее время ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории современного предпринимательства и его роли в экономическом развитии страны. Хозяйственная деятельность предприятия любой формы собственности, действующего в рыночных условиях, должна быть, прежде всего, экономически эффективной в целях обеспечения доходов и вложения средств, сохранения самостоятельности и развития предприятия.

Следовательно, проблема управления предприятием состоит в исследовании влияния внешних и внутренних событий на параметры бизнес-процессов и в корректном регулировании этих параметров для достижения требуемой эффективности функционирования. В условиях часто и резко меняющейся рыночной конъюнктуры и жесткой конкурентной борьбы быстрота и адекватность реакции, точность и эффективность предпринимательской стратегии приобретают особую значимость.

Анализируя различные точки зрения отечественных и западных ученых по вопросу предпринимательства, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства и инновационного рискового подхода.

В условиях рыночной экономики функционирование предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования, оптимизация их развития и совершенствования приобретают особую актуальность. В ходе экономических преобразований за товаропроизводителями впервые законодательно закреплено право выбора ими форм собственности и хозяйствования, а также право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и доходами. Результаты проведенных исследований показали, что в настоящее время в сельском хозяйстве преимущественное развитие получают кооперативные объединения.

Кооператив ‑ это предприятие, которое:

а) принадлежит самим сельскохозяйственным производителям;

б) нацелено на предоставление услуг самим участникам с учетом повышения прибыли, получаемой от деятельности в их хозяйствах.

Кооператив не является капиталистическим предприятием, цель которого ‑ предоставление пайщикам инвестиционных возможностей. Участники кооператива ‑ не просто покупатели или поставщики, они объединены в рамках общего проекта. Отсюда формируются способы финансирования кооператива, его взаимоотношения с участниками и ценообразование (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные характеристики кооператива и коммерческой фирмы

Коммерческая фирма
Кооператив
Владельцы совместно вносят свой капитал: они инвестируют в уставный фонд, надеясь получить прибыль
Члены делают взносы: они вступают в кооператив для получения услуг и вносят капитал, исходя из объема их деятельности в кооперативе
Цель ‑ получение прибыли
Цель ‑ оказание услуг по наиболее выгодным ценам
Прибыль распределяется в виде дивидендов среди владельцев капитала
Прибыль распределяется в виде скидок и надбавок к закупочным ценам для участников
Сельскохозяйственные производители являются либо клиентами, либо поставщиками - отношения с ними носят чисто коммерческий характер
Производители являются участниками. Отношения между ними определяются правилами внутреннего распорядка, но отношения с внешними партнерами носят коммерческий характер

В сельскохозяйственном производстве кооперация представлена в основном производственными кооперативами. В своей деятельности они выполняют несколько функций: хранение, переработка и сбыт производимой продукции. Потребительские кооперативы занимаются снабженческо-сбытовой деятельностью.

Кооперирование – это не только объединение усилий, средств и интересов, но и сохранение созданной ранее в хозяйствах производственной инфраструктуры, существенное повышение эффективности использования производственных фондов. С развитием кооперации быстрее идут процессы интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями, организациями торговли.

Возрождение кооперации осуществляется двумя путями. Первый путь ‑ сельскохозяйственные производственные кооперативы создаются на базе бывших колхозов, совхозов и других коллективных предприятий. В этом случае нет необходимости разукрупнять предприятия, создавать фермерские (крестьянские) хозяйства, а затем формировать межфермерские кооперативы. Существует другой путь – определить членов коллективного предприятия (колхозы, совхозы, товарищества, акционерные общества) не формально, а на правовой основе как собственников имущества и земли, наделить их всеми правами владельца и юридически оформить как сельскохозяйственный производственный кооператив.

В агропромышленном комплексе Российской Федерации организационная производственная структура для сельскохозяйственных кооперативов была создана, но проблемой при преобразовании их в кооперативы является частная собственность коллектива на имущество перерабатывающих предприятий и агросервисных организаций. В этой связи предстоит большая работа по преобразованию акционерных обществ перерабатывающих предприятий и агросервисных организаций в кооперативные формирования.

Условия развития агропромышленного комплекса в России настолько разнообразны, что нельзя переносить зарубежный опыт на всю страну. В Российской Федерации для развития кооперации в агропромышленном комплексе приемлем только свой, российский путь. Наряду с этим не исключено, что в отдельных регионах можно использовать отдельные элементы зарубежного опыта.

Первостепенное значение в экономике России имеет зерновое производство. Одним из важнейших зерновых регионов в Южном федеральном округе является Ставропольский край. Так, в настоящее время в его зерновом подкомплексе функционируют 24 закрытых и 22 открытых акционерных обществ, 113 обществ с ограниченной ответственностью, 13 колхозов, 142 кооператива.

Результаты проведенных исследований показали, что преимущественное развитие получили кооперативные объединения.

Возможность создания и эффективность функционирования сельскохозяйственных кооперативов во многом зависят от механизма реализации их принципов с учетом сложившихся социально-экономических условий. Для организации кооператива достаточно обычной регистрации.

Непосредственно созданию кооператива должен предшествовать экономический анализ с целью выявления имеющихся для этого предпосылок как в отношении территориальной концентрации фермерских хозяйств и других рыночно ориентированных структур, заинтересованных в организации самодеятельных кредитных учреждений, так и их готовности к этой деятельности.

Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:

‑ добровольности членства в кооперативе;

‑ взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для его членов, участвующих в хозяйственной или иной деятельности;

‑ распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия в хозяйственной деятельности кооператива;

‑ ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

‑ управления деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива - один голос);

‑ доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Принципы кооперации едины для всех стран, в национальных законодательствах они лишь незначительно варьируются.

Отношения кооперативов с государством строятся на принципах полной хозяйственной самостоятельности кооперативов и невмешательства органов государственного управления и власти, местного самоуправления в их хозяйственную, финансовую и иную деятельность.

В механизм государственной поддержки должны входить следующие основные элементы: ­

- прямые государственные инвестиции, кредиты, дотации;

- защита интересов отечественного товаропроизводителя от продовольственной интервенции;

- стимулирование самофинансирования (ценовая и налоговая политика);

- содействие привлечению внешних инвесторов.

Для реализации этого механизма необходима правовая база и, прежде всего, законопроекты, создающие правовые и экономические условия организации и развития сельскохозяйственных кооперативов. В первую очередь, это законы о продовольственной безопасности России, создании и функционировании финансовой агропромышленной группы, налогах и др.

Очень своевременно решение о создании в сельских районах снабженческо-сбытовых кооперативов, через которые будет осуществляться поставка продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, в сети сбыта. Тем самым будет сформирована система, которая вытеснит с рынка многочисленных посредников.

Для снабженческо-сбытовых кооперативов поле деятельности очень широкое: предоставление услуг личным подсобным хозяйствам в области заготовки кормов, реализация продукции и т.д. Хорошая работа снабженческо-сбытовых кооперативов не только отвечает интересам развития обмена, но и способствует организации и стимулированию производства, росту рыночного снабжения и увеличению дохода крестьян. Согласно национальному проекту «Развитие АПК», в ближайшие два года в России планируется создать 1000 снабженческо-сбытовых и 550 кооперативов по переработке животноводческой продукции. Основная задача кооперации – удовлетворение потребностей ее участников наиболее эффективным экономичным способом.


Источники:

1. Алтухов А.И. Приоритет крупным сельхоз-предприятиям всех форм собственности//АПК: экономика, управление. 2005. № 3. С. 24-28.
2. Бучаев А. Предпринимательство как один из основных факторов производства в аграрном секторе экономики
// Международный сельскохозяйственный журнал. 2004. № 4. С.17 - 18.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:43:08