Методические подходы определения эколого-экономических показателей природоохранной эффективности трубопроводного транспорта

Пономаренко Д.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пономаренко Д.Н. Методические подходы определения эколого-экономических показателей природоохранной эффективности трубопроводного транспорта // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 130-135.

Аннотация:
В настоящее время существует ряд методических подходов к расчету экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, разработанных для таких компонентов биосферы как земля, атмосфера, поверхностные воды и т.п. Систематизация имеющихся нормативных материалов позволяет сделать ряд обобщающих выводов с целью последующей формулировки и обоснования некоторых методологических принципов экономической оценки наносимого ущерба в результате загрязнения окружающей среды в нефтегазодобывающей промышленности.

Ключевые слова: экология, нефть, газ, охрана окружающей среды, нефтегазовая промышленность, загрязнение окружающей среды, трубопровод

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время существует ряд методических подходов к расчету экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, разработанных для таких компонентов биосферы как земля, атмосфера, поверхностные воды и т.п. Систематизация имеющихся нормативных материалов позволяет сделать ряд обобщающих выводов с целью последующей формулировки и обоснования некоторых методологических принципов экономической оценки наносимого ущерба в результате загрязнения окружающей среды в нефтегазодобывающей промышленности.

Большинство методических рекомендаций по стоимостной оценке ущерба от загрязнения среды в своей основе базируется на концепции суммирования комплекса частных или локальных ущербов, формирующихся в той или иной отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и т.д.)

Как показывает анализ, в настоящее время существуют противоречивые толкования экономического содержания отдельных элементов общего ущерба. Так, например, рядом исследователей высказывается точка зрения, согласно которой в основу экономической оценки ущерба должен быть положен только учет потерь доходной части в натуральном исчислении (сокращение сроков службы зданий, сооружений, техники и т.п.).

Не менее распространенной является и другой подход к трактовке ущерба как дополнительным затратам на восполнение потерь, обусловленных загрязнением отдельных компонентов природной среды, или так называемых компенсационных затрат. В качестве компромисса рекомендуется комбинированный метод экономической оценки ущерба от загрязнения среды, предполагающего совместный учет как прямых потерь национального дохода в натуральном и стоимостном выражении, так и определенной части компенсационных затрат на устранение последствий загрязнения среды.

Объективно существуют различия в собственно экономической оценке ущерба. В одних случаях в качестве критерия рекомендуется использовать величину закупочной цены того или иного конкретного вида продукции ресурсодобывающих отраслей экономики (сельского, лесного или рыбного хозяйства, нефтеперерабатывающих отраслей и др.), в других ‑ разность между денежной оценкой каждого вида продукции или деятельности и приведенными затратами на ее получение. В ряде случаев ущерб оценивается по величине дополнительных приведенных затрат в отраслях трубопроводного транспорта, обеспечивающих компенсацию последствий загрязнения окружающей природной среды.

Большинство существующих методических рекомендаций по расчету экономического ущерба имеют общий характер, т.е. в общем виде применимы практически для всех отраслей промышленности, что позволяет скорректировать их с учетом имеющихся особенностей для нефтегазовых отраслей.

Стоимостная оценка социально-экономических последствий загрязнения окружающей природной среды (экономического ущерба) должна быть положена в основу нормативов платы за загрязнение окружающей среды и использование минерально-сырьевых ресурсов.

Под экономическим ущербом подразумеваются фактические или возможные потери, причиняемые обществу загрязнением, а также негативные изменения окружающей природной среды.

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды является комплексной величиной и определяется как сумма ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязненной зоны. При этом общий ущерб от отказов объектов конкретного магистрального нефтепровода (МНП) определяется соотношением:

У=У1234 (1)

где У ‑ полный ущерб, наносимый народному хозяйству в результате отказов объектов магистрального нефтепровода;

У1 ‑ собственно ущерб от отказа, наносимый предприятию (управлению магистрального нефтепровода);

У2 ‑ ущерб от вынужденного простоя нефтедобывающих предприятий;

У3 ‑ ущерб от вынужденного простоя нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ);

У4 ‑ ущерб от загрязнения окружающей среды.

Основными исходными данными для определения всех составляющих ущерба являются количество нефти, вылившейся при отказе, и распределение ее в окружающей среде. При расчетах ущерба затраты на ликвидацию последствий загрязнения определяются по сметной стоимости соответствующих работ. Величина ущерба, рассчитанная по настоящей методике, может быть снижена в зависимости от количества собранных загрязняющих веществ и времени проведения ликвидационных мероприятий.

Показатели ущерба, определяемые по предлагаемой методике, используются:

а) для оценки надежности объектов МНП;

б) при выборе мероприятий по повышению надежности МНП с обоснованием их экономической эффективности;

в) для оценки экономической эффективности используемых способов и средств ликвидации отказов (аварий) и их последствий, особенно, от загрязнения окружающей природной среды и т. д.

Следует отметить, что данная методика может использоваться в практической деятельности нефтяных компаний для экономического обоснования природоохранных мероприятий на стадии разработки, проектирования и эксплуатации производственных объектов магистральных нефтепроводов.

Одним из самых распространенных видов экономического ущерба при строительстве нефтепроводов является ущерб, причиненный вследствие нарушения (загрязнения) земель и изъятия их из хозяйственного оборота. В этом случае величину ущерба можно определить через величину чистого дохода, а также посредством показателей ценности земель:

(2)

где ‑ площадь земель, изъятых из с/х оборота (например, вследствие их загрязнения), га,

Ч ‑ среднегодовой чистый доход с/х предприятий в расчете на 1 га, руб./га.

(3)

где Цkj ‑ ценность земель j-го участка k-го качества, тыс. руб / га;

Skj ‑ площадь земель j -го участка k-го качества, га;

m ‑ время отчуждения площади, годы;

n ‑ число качеств (оценка качеств).

В случае, если разработчики нефтегазовых месторождений сами не проводят рекультивацию нарушенных (загрязненных) ими земель или проводят ее недостаточно качественно, то в сумму ущерба земельным ресурсам необходимо включить и затраты на рекультивацию, восстановление плодородия почвы, которые определяются по формуле:

(4)

где S - площадь загрязненного участка земли, га;

Св - полные затраты на рекультивацию, восстановление плодородия почвы единицы площади загрязненного (нарушенного) участка, руб / га.

При разработке нефтегазовых месторождений, также как и земельные, в наибольшей степени страдают водные ресурсы. Однако, в существующих методических указаниях по расчету экономического ущерба природной среде, по нашему мнению, водным ресурсам не уделяется достаточного внимания. Как правило, ущерб, причиненный этим ресурсам, связывается с убытками в различных областях народного хозяйства: промышленности, сельском, рыбном, коммунальном хозяйстве и т.п.

Так, потери в нефтегазовом комплексе в результате залпового сброса загрязняющих веществ в водные объекты включают в себя: (5)

где ПП1 ‑ дополнительные затраты, обусловленные внеплановыми ремонтами оборудования, руб.;

ПП2 ‑ потери от внеплановых простоев оборудования, руб.;

ПП3 ‑ потери от снижения качества продукции, руб.;

ПП4 ‑ потери от брака продукции, руб.;

ПП5 ‑ потери от досрочного списания оборудования, пришедшего в негодность в результате залпового сброса, руб.

Дополнительные затраты, обусловленные внеплановыми ремонтами оборудования из-за использования загрязненной сверх нормы воды, определяются по формуле:

(6)

где j ‑ вид оборудования, пострадавшего в результате загрязнения;

n ‑ количество видов оборудования, пострадавшего в результате загрязнения;

Зпр ‑ средние затраты на проведение 1 ремонта по устранению последствий залпового сброса (определяется по смете, составленной при ремонте), руб.;

Р ‑ число внеплановых ремонтов, вызванных нарушениями работы оборудования из-за залповых сбросов.

Эффективность работы эколого-экономического механизма управления нефтегазовыми ресурсами (НГР) обеспечивается рациональным составом, оптимальными величинами его элементов и слаженностью, синхронностью их взаимодействия. Эколого-экономический механизм освоения НГР включает в себя две взаимосвязанные и взаимозависимые системы.

В первую группу входят элементы, оказывающие на процесс освоения минеральных ресурсов прямое воздействие. Это ‑ система организационно-технического развития; система маркетингового обеспечения в использовании ресурсов; механизм хозяйственных договоров; система экономического стимулирования и, наконец, система формирования и использования фондов охраны природы.

Таким образом, анализ существующего эколого-экономического механизма хозяйствования показывает, что он еще во многом неадекватен современному состоянию развития нефтегазовой промышленности. С одной стороны, он не способствует в полной мере повышению эколого-экономической эффективности освоения нефтяных ресурсов, с другой - не отвечает интересам деятельности предприятий в условиях рыночных отношений. Конкурентная борьба, вызывая к жизни необходимость разработки экологически чистых, безотходных и малоотходных технологий, ведет к экологизации производства и экономики в целом.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 17:20:30