Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2006

Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения как основной элемент развития аграрного сектора экономики

Иволга Анна Григорьевна, Ставропольский государственный аграрный университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 64

Аннотация:
Земельная реформа последней волны в России началась в 1990 г. с внесением в Конституцию РСФСР поправки, закрепившей право частной собственности на участки для производства сельскохозяйственной продукции. Но данная поправка ввела и десятилетний мораторий на продажу таких участков, если они были получены безвозмездно. В 1993 г. новая Конституция РФ этот мораторий сняла. Принятые позднее Указы Президента РФ разрешали куплю-продажу участков и долей в праве на них, однако эти права не были закреплены законодательно. Принятие этих актов сопровождалось острейшими политическими дискуссиями, и право купли-продажи участков земли, несмотря на отсутствие запретов, фактически не действовало. Гражданский Кодекс РФ 1994 года и Земельный Кодекс РФ, принятый в 2001 г., также не решили вопросы купли-продажи участков земель сельскохозяйственного назначения.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Иволга А.Г. Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения как основной элемент развития аграрного сектора экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 124-129.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Земельная реформа последней волны в России началась в 1990 г. с внесением в Конституцию РСФСР поправки, закрепившей право частной собственности на участки для производства сельскохозяйственной продукции. Но данная поправка ввела и десятилетний мораторий на продажу таких участков, если они были получены безвозмездно. В 1993 г. новая Конституция РФ этот мораторий сняла. Принятые позднее Указы Президента РФ разрешали куплю-продажу участков и долей в праве на них, однако эти права не были закреплены законодательно. Принятие этих актов сопровождалось острейшими политическими дискуссиями, и право купли-продажи участков земли, несмотря на отсутствие запретов, фактически не действовало. Гражданский Кодекс РФ 1994 года и Земельный Кодекс РФ, принятый в 2001 г., также не решили вопросы купли-продажи участков земель сельскохозяйственного назначения [1].

Основными результатами земельной реформы за это время стали: а) формирование новой структуры землепользования; б) обретение прав на земельные доли, земельные участки значительным числом граждан РФ; в) существенное изменение структуры землепользования по основным организационно–правовым формам хозяйствования; г) постепенное освоение экономических методов регулирования земельных отношений [3].

Сформированный в результате земельной реформы организационно-экономический механизм землевладения и землепользования в настоящее время представляет собой систему рычагов и стимулов, призванных воздействовать в определенном направлении на интересы и побуждения субъектов земельных отношений. Важнейшими компонентами данного механизма являются оборот и перераспределение земель.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой совокупность всех не противоречащих закону сделок рыночной составляющей процесса перераспределения земли, связанных с добровольной и взаимовыгодной переуступкой земли одним землепользователем (землевладельцем) другому.

Под перераспределением земель сельскохозяйственного назначения, по нашему мнению, следует понимать административное или экономическое изменение формы владения или пользования данной землей в процессе образования, корректировки и государственного регулирования вторичного распределения, происходящее среди непосредственных собственников и пользователей.

Однако эффективный организационно-экономический механизм перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день так и не сформирован. Не произошло повышения экономической эффективности использования земельных ресурсов, не создан регулируемый рынок, не развиты компоненты земельного оборота и перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. Не произошло формирования механизма перераспределения земельных ресурсов от менее эффективных собственников к более эффективным.

В результате земельной реформы в стране появилось более 43 миллионов земельных собственников и землевладельцев, которым было передано 130 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. На территории Ставропольского края около 68% земель сельскохозяйственного назначения перешло в частную собственность [2].

Социально ориентированная приватизация земли, в результате которой земельные доли получило все взрослое население, занятое в момент приватизации в сельскохозяйственных предприятиях, пенсионеры, работники сельской социальной сферы, объективно создала ситуацию, при которой на одно сельскохозяйственное предприятие Ставропольского края приходится от 300 до 800 и более собственников земельных долей. Большая часть земель находится в собственности лиц, непосредственно не связанных с сельским хозяйством. Это пенсионеры, работники социальной сферы, лица, уволившиеся из сельскохозяйственных предприятий (табл. 1).

Таблица 1

Структура собственников земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях Ставропольского края, %.

Районы Ставропольского края

Число обследо-ванных хозяйств

Собственников земельных долей в среднем на одно хозяйство

Всего, чел

в том числе

Работники хозяйства, %

Пенсио-неры,

%

Работники социаль-ной сферы села,%

Прочие,%

Красногвардейский

6

580

27,0

19,0

24,0

30,0

Ипатовский

7

545

25,0

19,0

21,0

35,0

Новоалександровский

9

760

24,0

19,0

22,0

34,0

 

Исследование структуры собственников земельных долей с позиций их социального положения позволило выявить следующее: в обследованных хозяйствах Ставропольского края удельный вес собственников земельных долей, непосредственно работающих в хозяйстве, составляет 24-27%, пенсионеров – 19%, работников социальной сферы села – 21-24%, прочих категорий – 30 – 35%.

Доля работающих в хозяйствах собственников земельных долей незначительна и имеет постоянную тенденцию к уменьшению из-за ухода части работников на заслуженный отдых и увольнения по различным причинам. От 70 до 75% собственников земельных долей не работают на предприятиях, где они получили эти доли.

На одного работающего приходится 5-6 владельцев земельных долей, не обрабатывающих землю. Так, например, среди собственников земельных долей в Красногвардейском районе Ставропольского края работники сельскохозяйственных предприятий составляют 27%, в Ипатовском районе – 25%, в Новоалександровском – только 24%.

Развитие этого процесса приводит к постепенному отчуждению работников сельскохозяйственных предприятий от земельной собственности, к расслоению трудовых коллективов на группы лиц с противоположными интересами. Пенсионеры, работники социальной сферы заинтересованы в увеличении арендной платы и ищут более выгодного арендатора, а работники, не имеющие земельных долей, стремятся к увеличению стимулирования по труду. В этих условиях возрастает социальная напряженность в коллективе, затрудняется эффективное управление предприятием [4].

Одним из вариантов решения проблемы может стать заключение сельскохозяйственными предприятиями договоров аренды с собственниками земельных долей на срок от 5 до 15 лет с включением в них раздела о выкупе хозяйствами земельных долей по истечении сроков аренды. Такие договоры могут заключаться с теми собственниками, которые по тем или иным причинам не смогут рационально и эффективно использовать земли самостоятельно. Это создаст условие для возвращения части земель в пользование и собственность сельскохозяйственных организаций и последующего перераспределения их в целях эффективного хозяйствования. Концентрация земли в руках тех, кто постоянно занимается сельским хозяйством, будет также способствовать повышению жизненного уровня населения.

Свободному обороту земель и переходу их к наиболее эффективным собственникам и пользователям в Ставропольском крае препятствует установление минимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Изучение земельного законодательства субъектов Российской Федерации показало, что минимальные ограничения на размер земельного участка, действующие в различных регионах России, существенно различаются. Так, в Волгоградской области минимальный размер земельного участка составляет 2 га; в Саратовской области – 5 га, Алтайском крае – 70 га, в Ростовской области – от 20 га до 100 га (зависимости от района). В республике Марий Эл и Самарской области он соответствует среднерайонной земельной доле [5].

Закон Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» ограничивает возможность выделения земельного участка минимальным размером 300 га. Это значительно превышает средний размер земельной доли. Такой минимум является самым крупным в стране, что порождает проблемы применения данной нормы. К примеру, гражданин является собственником земельного участка площадью 5 га, а Ставропольский край устанавливает минимальный размер земельного участка в 300 га. Выделить землю в натуре в данном случае гражданин не имеет возможности, т.к. он вынужден сначала выкупить у соседей в среднем 30-60 земельных долей и только потом требовать выдела земельного участка площадью 300 га. Складывается следующая ситуация: собственник имеет право на выдел земельной доли, но это право существенно ограничено на практике минимальным размером земельного участка.

Установленные в Ставропольском крае ограничения размера земельного участка создают трудности в обороте и перераспределении сельскохозяйственных земель. Потенциальному собственнику (арендатору) для осуществления сделок, имеющих своей целью выделение земельного участка в счет долей, необходимо объединить, скооперировать десятки пайщиков [6].

Учитывая, что в настоящее время 61% земель сельскохозяйственного назначения региона находится в собственности владельцев земельных долей, можно предположить, что такие ограничения создадут существенные препятствия в развитии перераспределения сельскохозяйственных земель. Поэтому принятый закон, во всей видимости, окажет существенное ограничительное влияние на развитие фермерства и возможность образования новых фермерских хозяйств в регионе, так как большинство сельских жителей в настоящее время не имеют средств, чтобы взять в пользование земли площадью 300 га. Это будет способствовать сокращению численности мелких крестьянских хозяйств, приведет к укрупнению их размеров и объединению в ассоциации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Воробьев А. Земельная реформа и государственное управление земельными ресурсами // Земельный вестник России. – 2002. – № 3. – с. 1-4.
2. Гаркуша В. Агропромышленный комплекс Ставропольского края // АПК: экономика, управление. – 2000. – № 10.
3. Мамаева Г. О ходе земельной реформы в России //Предприятия АПК: на пути к рынку. – 2003. - № 3. – с.18-22.
4. Петриков А. Социальные проблемы российской деревни // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 1999. – № 3. – с. 37-41.
5. Подкова И.В., Шапошникова А.В. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения: проблемы и перспективы // Право. 2005. (10.05.2005).
6. Югай А. Об обороте земельных долей в сельском хозяйстве России // Экономика сельского хозяйства России. – 2001. – № 11. – с. 30-31.