Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2006

Эффективность управления человеческим капиталом в глобальной конкуренции

Гнилитская Елена Валерьевна, канд. экон. наук, ВИНИТИ РАН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 56

Аннотация:
Проблема качества управления факторами производства и наиболее эффективным распоряжением ресурсами сегодня актуальна и для отдельно рассматриваемого домашнего хозяйства, и для развивающегося предприятия, конкретной отрасли, и для экономики страны в целом, так как это единая динамичная система в структуре мирового производства.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Гнилитская Е.В. Эффективность управления человеческим капиталом в глобальной конкуренции // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 101-104.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Проблема качества управления факторами производства и наиболее эффективным распоряжением ресурсами сегодня актуальна и для отдельно рассматриваемого домашнего хозяйства, и для развивающегося предприятия, конкретной отрасли, и для экономики страны в целом, так как это единая динамичная система в структуре мирового производства.

Грамотно поступающие компании все более пристальное внимание уделяют качеству управления ресурсами, снижению издержек ведения бизнеса и повышению эффективности своей деятельности на рынке в стратегическом плане. Качество человеческого капитала фирмы становится главным конкурентным преимуществом, поскольку в современной экономике основой успеха являются инновации, которые предлагаются и реализуются человеком. Мотивация персонала, наличие лидера и дружной целеустремленной команды, организационная культура предприятия, адаптивность к постоянно происходящим изменениям во многом определяют конечный финансовый результат деятельности хозяйственной единицы.

Соперничество в бизнесе, методы ведения конкурентной борьбы за наиболее эффективное использование факторов производства в международном разделении труда, степень восприимчивости государственных институтов и экономики в целом к инновациям целесообразно рассматривать в качестве факторов инвестиционного и предпринимательского климата страны, параметров успешной рыночной деятельности государства в мировой хозяйственной системе.

В наши дни резко возрастает роль компетенции управленческого персонала в принятии решений, поскольку именно от способности лидера быстро реагировать на происходящие изменения, принимая адекватные решения, в значительной степени зависит конкурентоспособность отдельной фирмы, отрасли и хозяйственной системы страны в мировой экономике.

Следует, рационально используя имеющийся на предприятии и в государстве человеческий капитал, предвидеть изменения внешней среды, по возможности формируя их, т.е. необходимо быть в числе лидеров, вырабатывающих приоритеты развития и правила ведения бизнеса. Опыт успешных компаний и целых стран свидетельствует о том, что гораздо эффективнее определять перспективный вектор движения, чем подстраиваться под сложившиеся в глобальной хозяйственной системе политико-экономические реалии.

Критерии эффективности национального хозяйства в глобальной экономике, основанной на информационных технологиях и инновациях, можно свести к следующим требованиям:

1. Государство должно иметь отлаженную институциональную структуру и понятные правила игры для бизнеса.

2. Целевые ориентиры движения и механизмы встраивания в мировую экономику должны быть четкими и разделяться большинством граждан страны и представителями бизнеса.

3. Необходимым условием достижения стабильности является социальное согласие в обществе и уважительное отношение к гражданам.

4. В государстве должны быть рациональные и в достаточной степени прозрачные для контроля общества расходы.

5. Эффективно думающее о перспективе государство должно обозначить приоритетные отрасли с целью конкурентоспособного развития экономики на базе новых технологий.

Понятно, что основными формами современных международных экономических отношений являются обмен товарами, услугами, технологиями, трансграничное движение факторов производства, интеграция и сотрудничество в рамках международных организаций. Однако, в условиях глобализации мирохозяйственных связей, все более интенсивной интернационализации внешней торговли, обострения конкуренции за рынки сбыта и качество продукции, принципиальное значение приобретают конкурентные преимущества корпораций и стран в целом. При этом особое место занимает конкурентная борьба за привлечение и наиболее эффективное применение на рынке факторов производства с целью снижения себестоимости производимой продукции. К таким факторам сегодня следует отнести более дешевую рабочую силу, наличие полезных ископаемых, электроэнергии, институциональное устройство экономики, инновационные разработки, инвестиционные ресурсы.

Качество используемых предприятием ресурсов производства и эффективность их применения как конкурентных преимуществ во многом определяются компетенцией руководителя, его опорой на тщательно сформированную команду, наличием стимулов для раскрытия и реализации творческих возможностей сотрудников фирмы, индивидуальным подходом к человеку.

Человеческий капитал трактуется сегодня как совокупность знаний и умений персонала организации, воплощенные в профессионально-квалификационных возможностях кадрового состава, в заботе о физическом и социальном здоровье коллектива, в его сплоченности и мотивации на достижение общих целей. Эффективность управления человеческим капиталом в данном случае анализируется с качественной стороны и понимается как способность руководителя фирмы создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала каждого сотрудника. Глобальная конкуренция в наши дни предполагает свободное перемещение личности (фактора труда) между странами, т.е. имеет место выход за переделы национального рынка в поисках возможности наилучшего своего применения.

В мировой практике сегодня сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся целевой направленностью сотрудничества, характером хозяйственных отношений между их участниками, степенью самостоятельности входящих в объединение предприятий. При этом основная цель интеграции предприятий состоит в попытке нахождения более эффективной модели управления. Наиболее распространенные из них выступают в качестве достаточно влиятельных экономических агентов глобальной хозяйственной системы. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы.

Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.

Основными принципами развития крупных компаний в 80-е годы являются экономия, гибкость, маневренность и компактность. Во второй половине 90-х годов они сменились ориентацией на экспансию и рост. Крупные компании сегодня стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний.

Из вышеизложенного следует, что экономические реалии концентрации капитала и обострения конкурентной борьбы для крупных корпораций резко повышают значение процессов рационального формирования и реализации стратегии их развития. Для этого необходима организация грамотного стратегического менеджмента. Именно это определяет позиционирование корпорации на мировом рынке. В конечном счете, от этого зависят финансовые результаты деятельности корпораций.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241