Модель управления услугами депозитария по реализации прав клиентов по ценным бумагам

Пилюгина А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пилюгина А.В. Модель управления услугами депозитария по реализации прав клиентов по ценным бумагам // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 47-49.

Аннотация:
Развитие российского рынка ценных бумаг сосредоточено в настоящее время на решении вопросов, связанных с совершенствованием учетной составляющей. Ситуация на рынке отражает тенденцию повышения требовательности инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, к уровню защиты прав по ценным бумагам, оперативности информационного взаимодействия между участниками рынка. В связи с этим, клиентские депозитарии (кастодианы), являясь посредниками между эмитентами и инвесторами, вынуждены уделять все больше внимания разработке и продвижению продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Ключевые слова: ценные бумаги, рынок ценных бумаг, клиентский депозитарий



Развитие российского рынка ценных бумаг сосредоточено в настоящее время на решении вопросов, связанных с совершенствованием учетной составляющей. Ситуация на рынке отражает тенденцию повышения требовательности инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, к уровню защиты прав по ценным бумагам, оперативности информационного взаимодействия между участниками рынка. В связи с этим, клиентские депозитарии (кастодианы), являясь посредниками между эмитентами и инвесторами, вынуждены уделять все больше внимания разработке и продвижению продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью.

В отношении операций депозитариев, содействующих реализации прав клиентов по ценным бумагам, это приобретает особое значение. Возрастающая интенсивность этих операций обостряет проблемы, связанные с необходимостью оптимизации взаимодействия регистраторов и депозитариев. Переход на электронный документооборот позволяет депозитариям существенно снижать временные и финансовые издержки, повышать надежность проведения операций по обработке корпоративных действий.

В связи с этим, значительное внимание необходимо уделять разработке процессов управления услугами депозитария по реализации прав клиентов по ценным бумагам. Эффективное развитие кастодианов невозможно без адекватного установления цен на услуги, с одной стороны, с учетом потребностей инвесторов и эмитентов, и, с другой стороны, необходимости обеспечивать окупаемость затрат и надежность депозитария. Последовательная реализация тарифной политики, а также мониторинг обратной реакции рынка на применение выбранных депозитарием принципов ценообразования, упрощают процесс принятия решений для менеджмента, повышают эффективность функционирования депозитария в целом.

В рамках разработанной модели управления услугами депозитария прибыль депозитария от оказания услуг, содействующих реализации прав клиентов по ценным бумагам, до уплаты налогов (Преализ прав) может быть представлена в виде разницы между вознаграждением (Д) за оказанные услуги и всеми затратами на их оказание (Р).

Депозитарные услуги предоставляются клиентам на платной основе. Комиссионное вознаграждение за предоставление услуг, содействующих реализации прав клиентов по ценным бумагам, является доходом депозитарной организации (Д) и складывается из доходов депозитария:

‑ от оказания услуг по перечислению доходов;

‑ от сопровождения корпоративных действий;

‑ от оказания услуг по информационному взаимодействию;

‑ от оказания прочих (сопутствующих) услуг.

Доход депозитария от оказания услуг по обслуживанию перечислений доходов по ценным бумагам (Двыпл) можно представить следующим образом: (1)

где Cvij — тариф за оказание услуги по перечислению денежных средств, в процентах от суммы за одно i-е перечисление по j-му виду ценных бумаг;

Oi — денежные средства для i-го перечисления;

m — количество перечислений средств по ценным бумагам j-го вида;

n — количество видов ценных бумаг.

Доход от операций по отслеживанию корпоративных действий (Д корп) складывается за счет исполнения необязательных корпоративных действий и представления отчетов о их проведении, а также за счет операций по представлению интересов владельцев на собраниях акционеров, и рассчитывается следующим образом:

(2)

где Cw– тариф за исполнение w-го корпоративного действия и представление отчета о его проведении, взимаемый в фиксированном размере;

Kw – суммарное количество услуг по проведению w-х действий;

W – количество видов корпоративных действий.

Предоставление корпоративной информации осуществляется депозитариями на основании поступивших в их адрес запросов клиентов. Стандартные запросы, в основном, касаются информации по регистратору, собраний акционеров, выплат доходов за период и т.д.

Доход депозитария от оказания информационных услуг (Динф) может быть представлен в виде: (3)

где Cr – тариф за исполнение информационного запроса r-го вида, взимаемый в фиксированном размере (например, руб./запрос);

Kr – суммарное количество r-х информационных запросов за период;

R – количество видов информационных запросов за период.

К перечню сопутствующих (прочих) услуг по реализации прав относятся: предоставление информации по индивидуальным запросам; содействие депонентам в реализации налоговых льгот и пр. Оплата данных услуг осуществляется по согласованным с депонентом затратам рабочего времени сотрудников депозитария на исполнение запросов (поручений): (4)

Cm – тарифная ставка сотрудника депозитария, исполняющего m-й (индивидуальный) запрос депонента (например, руб./час);

Km – количество часов, затраченных на исполнение m-го запроса;

M – количество индивидуальных запросов.

Расходы (Р) депозитарной организации представляют собой ее затраты на разработку, внедрение и оказание услуг клиентам, т.е. себестоимость услуг.

Стоимость услуг, содействующих реализации прав по ценным бумагам, зависит от технологии взаимодействия с регистратором (агентом эмитента), территориальной удаленности, места проведения собрания акционеров и т.д.

С целью определения локальных показателей внутренней стоимости групп услуг все расходы разбивают на прямые и косвенные, которые, в свою очередь, распределяются по отдельным операциям пропорционально доле, которую составляет данная операция в общем объеме операций или пропорционально денежным объемам отдельных операций. Расходы на оказание депозитарных услуг определяются по формуле:

(5)

где Sq– затраты на оказание q–ой услуги;

Kq– количество оказанных q–ых услуг;

Q – количество видов депозитарных услуг.

Система управления услугами депозитария по реализации прав по ценным бумагам должна обеспечить оптимальное сочетание существующих ограничений по проводимым операциям, с учетом интересов клиентов, и получить прибыль, достаточную для решения задач перспективного и текущего развития депозитария. Данный принцип может быть формализован через построение оптимальной модели управления услугами депозитария.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:37:54