Совместные предприятия сферы туризма

Чилилов А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чилилов А.М. Совместные предприятия сферы туризма // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 124-128.

Аннотация:
В последние десятилетия одной из ведущих форм международного туризма стало совместное предпринимательство. Оно включает в себя многообразные кооперационные связи между предприятиями разных стран, которые обусловлены многими причинами и обстоятельствами. Основой же служит объективный процесс развития производительных сил, углубления международного разделения труда, специализации и интернационализации производства продукции и услуг, происходящий в мировой системе хозяйства и национальных экономиках в условиях острых конкурентных противоречий.

Ключевые слова: малый бизнес, туристический бизнес, туризм, конкуренция, совместные предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В последние десятилетия одной из ведущих форм международного туризма стало совместное предпринимательство. Оно включает в себя многообразные кооперационные связи между предприятиями разных стран, которые обусловлены многими причинами и обстоятельствами. Основой же служит объективный процесс развития производительных сил, углубления международного разделения труда, специализации и интернационализации производства продукции и услуг, происходящий в мировой системе хозяйства и национальных экономиках в условиях острых конкурентных противоречий.

При определении такого понятия, как совместные малые предприятия (МП) с участием иностранного капитала, мы рассматриваем его и с широких, и узких (функциональных) позиций. В первом случае в него включаются научно-технические связи, деятельность, обеспечивающая функционирование кооперационных направлений (информационных, гостиничных, транспортных, и другого обеспечения туристского обслуживания), обмен кооперированной сувенирной продукцией и т.д. Во втором – кооперация рассматривается как чисто производственный и обслуживающий хозяйственный процесс.

Различие трактовок объясняется тем, что трудно определить границы туристской кооперации как специфического экономического явления, которое характеризуется сложностью, переплетением с другими хозяйственными и сервисными процессами.

На начало 2004 г. в России в Государственный реестр было внесено около 12 тыс. совместных организаций. Более 7 тыс. работают в сфере услуг (или 84%). Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составила 3 млн. человек, объем продукции (работ, услуг) в фактически действующих ценах составил в 2003г. 434,6 млрд. руб. или 7% промышленной продукции и услуг.

Совместное предпринимательство изменяет структуру мирового и национального производства и обмена, ускоряет процесс глобализации мировой экономики как единого целого. Быстрый рост межфирменных соглашений – наиболее яркий показатель глобализации. Ведущую роль в развитии межфирменных связей играют крупные туристские компании, а также разветвленная сеть не только собственных филиалов и отделений, но и система международных связей и соглашений разнообразного характера – совместных предприятий, консорциумов, соглашений о сбыте и маркетинге, обмене патентами и лицензиями, научно-технической и производственной кооперацией.

В последние годы в процесс совместного предпринимательства все более активно включаются малые и средние предприятия с участием иностранного капитала. В 2005 г. численность малых совместных предприятий в России с участием иностранного капитала составляла 35,6 тыс. (4% в общей численности МП), в том числе по видам деятельности:

‑ торговля и общественное питание ‑ 10,5%;

‑ информационно-вычислительное обслуживание ‑ 6,2%;

‑ образование ‑ 11,8%;

‑ наука и научное обслуживание ‑ 30,6%,

‑ финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение ‑18%.

В большинстве работ отечественных и зарубежных экономистов в качестве определяющего признака рассматривается разная «национальность» капиталов, принимающих участие в его создании.

Критерием выделения совместных предприятий является их долевое участие в капитале. Возможно:

а) мажоритарное участие одного из партнеров (его доля превышает 50%);

б) равное (паритетное) участие,

в) миноритарное ( в руках одного из партнеров менее 50% акционерного капитала).

Различное долевое участие партнеров позволяет определить степень их влияния на управление и контроль над предприятием.

Совместное предприятие как отдельная экономическая единица в национальной системе хозяйствования и в мировой экономике в целом имеет свои особенности и характерные черты. Совместные предприятия классифицируются обычно по таким критериям, как комплексность (равновесность) сотрудничества, место расположения, влияние сторон на управление, структура капитала партнеров и т.д.

Контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, а также комплексные обследования совместных предприятий, включая анкетные опросы, позволили выявить причины, сдерживающие развитие СП в сфере туристских услуг, основные особенности функционирования, а также ключевые преимущества малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг.

Во-первых, деятельность СП сферы услуг в основном связана с обслуживанием физических и юридических лиц.

Во-вторых, доля совместных предприятий в сфере услуг значительно выше, чем в целом в сфере малой экономики на 6-8 пунктов и колеблется от 6,2% в информационно-вычислительном обслуживании, 9-11% в туризме, до 18% - в финансах, кредитных учреждениях и страховании.

В-третьих, среднегодовые темпы развития совместных предприятий в сфере туристских услуг за последние 5-6 лет намного выше (почти на 25%), чем в промышленности и строительстве.

В-четвертых, основные показатели хозяйственной деятельности на совместных предприятиях сферы туризма значительно лучше, чем на обычных малых предприятиях (эффективность труда выше, издержки меньше, рентабельность на 12-15% выше, коэффициент текущей ликвидности значительно больше, индекс предпринимательской уверенности также значительно выше). Это позволяет на практике иметь значительно меньшее число убыточных предприятий (в 3-3,5 раза), а количество инвестиций на 15-20% больше.

В-пятых, стоимость создания одного рабочего места на СП сферы туристских услуг почти в 2 раза ниже, чем в промышленности, на транспорте и строительстве.

В-шестых, специфика движения потоков потребителей – туристов по сезонам и месяцам ‑ во многом определяется более широким использованием дифференцированных сезонных цен на туры и предоставление других льгот, что обеспечивает эффективность и качество обслуживания потребителей.

В-седьмых, изучение показало, что в СП сферы туристских услуг более эффективно действует мотивационные механизмы, обеспечивающие рост высококачественного труда и мотивов хозяйствования через более высокое материальное стимулирование, создание дополнительных сервисных услуг и т.д.

Выявленные нами особенности функционирования совместных предприятий в сфере туризма позволяют дать более объективную оценку их деятельности, определить их место и роль не только в разработке современных требований к концепции развития СП, но и обосновать их влияние на эффективность работы с клиентами совместного предпринимательства в отраслях сферы услуг и производства.

Концепция формирования малой экономики, а также развитие и совершенствование СП рассматривается нами как комплекс создания необходимых правовых, финансово-экономических и организационно-технических блоков, а именно:

‑ самостоятельной законодательной и нормативно-правовой базы (предпринимательский кодекс), в котором должны быть соединены в едином акте прямого действия все эффективно действующие и апробированные практикой нормы и предлагаемые новации, которым должна быть придана юридическая сила;

‑ целостной трехуровневой системы (Федерация – субъекты Федерации – органы местного самоуправления) законодательного и нормативного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства. Прежде всего, это касается дополнения к Федеральному закону о государственной поддержке малого предпринимательства аналогичными законодательными актами на уровне субъектов Федерации, и включающие согласованные блоки федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления;

‑ определения статуса общественных организаций, обеспечивающих поддержку малого совместного предпринимательства, закрепление их прав и обязанностей, обеспечение им прав представлять интересы субъектов малого предпринимательства в государственных органах и органах судебной системы, обеспечение их участия в реализации антимонопольной политики;

‑ разработки нормативных документов, устраняющих правовые, административные, экономические и организационные препятствия в развитии лизинговых отношений. В частности, повышения уровня правовой защищенности как лизингодателей, так и лизингополучателей, принятия законов и подзаконных актов, регулирующих весь комплекс имущественных отношений, возникающих при лизинге. В том числе по ликвидации двойного налогообложения;

‑ разработки государственных программ, непосредственно ориентированных на оказание поддержки малым и средним предприятиям, включая и СП. А также иных смежных программ социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению малых предприятий к их реализации (реструктуризации промышленности, конверсии предприятий ВПК, государственным инвестициям в отраслевое и региональное развитие, поставкам для государственных нужд, решению проблем занятости и миграции населения);

‑ приведения Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.) в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Уточнение критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Определение функций и полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику поддержки малого предпринимательства.

Сегодня также требуется и уточнение Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г.) и создание единого общероссийского Положения (Кодекса) «О деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала».


Страница обновлена: 17.04.2024 в 22:57:34