Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2006

Особенности развития малого предпринимательства в российской промышленности

Гришин И А, канд. экон. наук, доцент МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права», докторант Волгоградского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 92

Аннотация:
В промышленной политике Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о недостаточном внимании к малому предпринимательству как к ресурсу, который необходимо значительно шире использовать в процессе модернизации отечественной экономики и, в частности, ее промышленного сектора. Несмотря на существующие трудности, малое предпринимательство вносит весомый вклад в обеспечение социально-экономической стабильности и стимулирование инновационной деятельности в сфере промышленного производства. Отсюда следует, что поддержка малого предпринимательства приобретает для российской промышленной политики стратегическое значение, так как создает дополнительные условия для развития промышленного производства и стимулирует приток инвестиций в реальный сектор экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Гришин И.А. Особенности развития малого предпринимательства в российской промышленности // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 24-29.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В промышленной политике Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о недостаточном внимании к малому предпринимательству как к ресурсу, который необходимо значительно шире использовать в процессе модернизации отечественной экономики и, в частности, ее промышленного сектора. Несмотря на существующие трудности, малое предпринимательство вносит весомый вклад в обеспечение социально-экономической стабильности и стимулирование инновационной деятельности в сфере промышленного производства. Отсюда следует, что поддержка малого предпринимательства приобретает для российской промышленной политики стратегическое значение, так как создает дополнительные условия для развития промышленного производства и стимулирует приток инвестиций в реальный сектор экономики.

Развитие малого предпринимательства в России отстает от возможностей удовлетворения потребностей отечественной экономики. Низкими темпами преодолеваются основные препятствия, мешающие проникновению предпринимательской инициативы в сферу промышленного производства, в которой до сегодняшнего дня сохранились не решенные проблемы, оставшиеся от прошлого. К ним можно отнести:

‑ неравномерность развития малого промышленного предпринимательства в различных регионах России;

‑ сохранение монополии крупного бизнеса в большинстве отраслей промышленности;

‑ медленное освоение передовых технологий;

‑ значительное воздействие теневого сектора и т. д.

Эти и другие обстоятельства сдерживают количественный рост малых предприятий и в целом отрицательно сказываются на экономических показателях их деятельности. В полной мере это характерно и для промышленного сектора. Несмотря на позитивные изменения в системе поддержки малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровне, общее количество малых предприятий увеличивается несущественными темпами. При этом число тех, которые функционируют в сфере промышленного производства, остается ниже уровня 1996 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности малых предприятий в Российской Федерации за 1996-2004 гг.

–––––––––––––––––

*Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – С. 356.

Появление возможностей вкладывать средства в коммерческие проекты, характеризующиеся меньшим сроком окупаемости и высокой доходностью, привело к оттоку инвестиционных ресурсов из промышленного сектора, в том числе и в качественно новые сферы предпринимательской деятельности. Так за период 1996-2004 гг. рост численности малых предприятий, оказывающих информационно-вычислительные услуги, составил 142,6%, осуществляющих операции с недвижимым имуществом – 782,1%, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка – 123,4%, работающих в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения – 202,7%.

На фоне этого отсутствие в обозримой перспективе явных предпосылок для роста численности малых предприятий в промышленном секторе следует расценивать как негативную тенденцию осуществляемой промышленной политики, недостаточно стимулирующей предпринимательскую инициативу малого бизнеса.

Несмотря на существенное сокращение за последние годы количества малых предприятий в российской промышленности, нельзя недооценивать их производственный потенциал. Его реализация при соответствующей поддержке может существенным образом увеличить долю малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта (ВВП), колеблющуюся в последние годы в районе 10%, что в 5-8 раз ниже аналогичных показателей индустриально развитых стран.

Анализ структуры произведенной продукции (работ, услуг) предприятиями малого бизнеса в Российской Федерации за 2004 г. дает все основания полагать, что малые промышленные предприятия являются наиболее перспективными для государственной поддержки. В частности, на их долю приходится 23,8% произведенной продукции всеми малыми предприятиями, а это второй по величине показатель после предприятий торговли и общественного питания.

Однако для более полной характеристики производственного потенциала малых промышленных предприятий необходимо рассмотреть еще ряд показателей, характеризующих численность работавших и объем произведенной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Российской Федерации в 2004 г. (табл. 1) и получить представление об уровне производительности труда на малых предприятиях промышленности.

Так, наибольший объем произведенной продукции на одного работника без учета внешних совместителей в сфере малого предпринимательства зафиксирован в строительстве и составляет 322,6 тыс. руб. на человека. Второй по величине показатель характерен для промышленности и равен 310,4 тыс. руб. на человека с учетом того, что его среднее значение для малого бизнеса по всем отраслям экономики – 285,3 тыс. руб. на человека.

Таблица 1.

Отраслевые показатели численности работавших и объема произведенной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Российской Федерации в 2004 г.*

№/№

Отрасль

Количество

малых предприятий

(тыс. единиц)

Объем произведенной продукции

Численность работни-ков (без внеш. совмест.)

всего

(млн. руб.)

на одно МП

(тыс. руб.)

всего

(тыс. чел.)

на одно МП

(чел.)

1.

Промышленность

128,1

530930,5

4144,7

1710,7

13,4

2.

Сельское хозяйство

19,3

25849,2

1339,3

203,4

10,5

3.

Строительство

121,3

488689,5

4028,8

1514,8

12,5

4.

Транспорт

26,3

93522,3

2973,6

308,0

11,7

5.

Торговля и общест-венное питание

441,2

737646,5

1671,9

2629,8

6,0

6.

Наука и научное обслуживание

20,7

41377,7

1998,9

141,6

6,8

7.

Прочие

196,2

311568,2

1588,0

1306,8

6,7

 

Итого:

953,1

2229583,9

2339,3

7815,1

8,2

–––––––––––––––

* Источник: Рассчитано автором по данным Российского статистического ежегодника. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006.

Как видно из таблицы количество малых промышленных предприятий в 3,4 раза меньше количества малых предприятий торговли и общественно питания, на долю которых приходится наибольший объем производимой продукции (33,1%). Но в тоже время каждое промышленное предприятие малого бизнеса производит продукции (работ, услуг) в 2,5 раза больше аналогичного предприятия торговли и общественного питания. А по среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в расчете на одно малое предприятие промышленный сектор превышает торговлю и общественное питание в 2,2 раза.

На основании приведенных цифр можно сделать вывод о том, что малые промышленные предприятия (как организации) представляют собой сложные системы, способные создавать более высокую добавленную стоимость, чем предприятия других отраслей малого бизнеса, а этим в значительной мере способствовать развитию российской промышленности, сферы малого предпринимательства и всей экономики.

В настоящее время все более очевидно, что перспективы развития малого предпринимательства в промышленности связаны, в первую очередь, с высокотехнологическими производствами и созданием интегрированных структур на основе технологических цепочек. На многих малых предприятиях идет активная работа по сертификации производимой продукции в соответствии с международными стандартами качества, а также параллельно осваиваются новые технически сложные изделия, которые постепенно начнут повсеместно конкурировать на рынке с продукцией крупных заводов и фабрик, что уже происходит в некоторых отраслях промышленности.

Слабость научно-технической и технологической обеспеченности является сегодня одной из главных проблем развития малого предпринимательства в промышленном секторе. Как показывает ряд опросов, проводимых среди предпринимателей, многие из них имеют желание организовать производство промышленной продукции, так как это приносит более стабильный доход, особенно, если удается наладить сотрудничество с предприятиями крупного бизнеса, для которых малые предприятия, как правило, производят комплектующие изделия.

Но добиться этого удается в основном лишь руководителям малых предприятий, которые сами имеют техническое образование и ранее работали на крупных предприятиях той же отрасли. В связи с этим, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на ряде обстоятельств, связанных с технической и технологической подготовкой специалистов малых предприятий, которые объективно ограничивают возможности развития малого промышленного предпринимательства:

– развал системы отраслевых научно-исследовательских институтов, осуществлявших разработки и испытания новых видов продукции, создание технологий и развитие отраслевой науки;

– кризис промышленного производства 90-х годов, приведший к нарушению хозяйственных связей и перемещению предпринимательской активности в непроизводственные сферы экономики;

– дефицит высококвалифицированных технических специалистов, вызванный непопулярностью технических профессий в период экономических реформ, который ощущается как на малых, так и на крупных промышленных предприятиях;

– недостаточный уровень технической грамотности предпринимателей, имеющих финансовые и материальные возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере промышленного производства в масштабах малого бизнеса.

Таким образом, в целях усиления существующих тенденций развития малого предпринимательства в промышленном секторе представляется целесообразным рассматривать поддержку малых промышленных предприятий со стороны государства в качестве одного из приоритетов промышленной политики, так как без этого система поддержки малого предпринимательства, в том числе и в промышленном секторе, является незавершенной и во многом теряет свою эффективность.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241