Социально-экономическое развитие страны и выбор политики противодействия незаконной миграции

Метелев С.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (78), Июнь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Метелев С.Е. Социально-экономическое развитие страны и выбор политики противодействия незаконной миграции // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 6. – С. 95-100.

Аннотация:
Резкое ухудшение демографической ситуации на рубеже XX – XXI веков , связанное с нарастающей убылью населения из-за отрицательного естественного прироста, стало одним из важнейших факторов, определяющих перспективы изменения социально-экономического развития России . В 1990-е годы тенденции, характеризующие абсолютную убыль населения, стали сопоставимыми с военным периодом 1941-1945 гг. За 1992-2003 гг. естественная убыль населения в стране составила 9,6 млн. человек, и эта тенденция сложилась в большинстве субъектов Российской Федерации – в 77 из 89. Существенное влияние на развитие демографического кризиса в стране оказали реализованные в 1990-х годах рыночно-либеральные реформы.

Ключевые слова: социальная политика, миграция, незаконная миграция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Резкое ухудшение демографической ситуации на рубеже XX–XXI веков, связанное с нарастающей убылью населения из-за отрицательного естественного прироста, стало одним из важнейших факторов, определяющих перспективы изменения социально-экономического развития России. В 1990-е годы тенденции, характеризующие абсолютную убыль населения, стали сопоставимыми с военным периодом 1941-1945 гг. За 1992-2003 гг. естественная убыль населения в стране составила 9,6 млн. человек, и эта тенденция сложилась в большинстве субъектов Российской Федерации – в 77 из 89. Существенное влияние на развитие демографического кризиса в стране оказали реализованные в 1990-х годах рыночно-либеральные реформы.

Нынешний, глубокий демографический кризис следует рассматривать шире, чем просто процесс депопуляции населения, переживаемый практически всеми развитыми странами мира. Он связан с ухудшением всех демографических показателей: а) снижение рождаемости; б) уменьшение числа браков и рост разводов; в) снижение средней продолжительности жизни; г) резкий рост смертности, в первую очередь среди мужчин трудоспособного возраста; д) сохранение относительно высокой младенческой смертности. Сюда же относятся и высокие показатели эмиграции, приводящей, в частности, к «утечке мозгов», кризис семьи и стремительное старение населения.

Следует учитывать, что депопуляция – это сужение воспроизводства населения до таких размеров, при которых каждое новое поколение не восполняет предыдущее. Данный процесс может наблюдаться довольно длительное время и не обязательно сопровождаться отрицательным естественным приростом, а тем более, абсолютной убылью населения. В Германии, например, депопуляция, наблюдается с конца 1960-х гг. Однако, естественная убыль населения вот уже много лет измеряется сотыми долями процента и это не дает оснований зафиксировать «глубокий демографический кризис» в Германии. В России же ситуация имеет качественно иной характер [1, с. 76; 182-183].

Сложность демографической ситуации уже в ближайшем будущем может стать главным препятствием, затрудняющим социально-экономическое развитие страны из-за резкого возрастания социальных расходов (в связи со старением населения и опустением отдельных территорий). В данных условиях иммиграцию иностранных граждан иногда предлагается рассматривать как ключевой фактор, который способен радикально изменить к лучшему демографическую ситуацию и обеспечить рост населения страны. Конечно, миграционный прирост за 1992-2002 гг. примерно вполовину компенсировал естественную убыль населения. Однако весьма сомнительно, что только международная миграция способна благополучно разрешить проблемы демографического кризиса.

По прогнозам ООН, численность населения планеты возрастет с 6.1 млрд. человек в 2001 г. до 9.3 млрд. к 2050 г. Для России соответствующие показатели естественной динамики населения равны 144 и 114 млн. человек. Эксперты указывают на то, что только для того, чтобы вновь достичь режима простого воспроизводства, в России ежегодное сальдо миграции должно быть устойчиво положительным и составлять от 700 тыс. до 1,7 млн. человек; реального сокращения трудовых ресурсов в России можно ожидать только после 2010 г. При сохранении нынешних тенденций для восполнения трудовых ресурсов понадобится трудовая иммиграция на уровне 500 тыс. человек ежегодно [2, с. 19].

Иммиграция лишь в определенной мере может сгладить существующий демографический кризис, что, конечно, важно, чтобы смягчить отрицательные демографические последствия и частично решить отдельные региональные демографические проблемы, но не более того. Пример развитых стран убедительно показывает, что миграция может быть относительно эффективным средством лишь в условиях депопуляции.

Выход из демографического кризиса в России и ее дальнейшее поступательное развитие возможны только при комплексном подходе, а именно: при стимулировании роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации; уменьшении смертности; привлечении мигрантов; формировании отношения к человеческой жизни как самой главной ценности государства. В соответствии с этим и следует разрабатывать меры демографической политики в целом и миграционной политики в частности.

В то же время, на определенных отрезках времени и для решения конкретных задач международная миграция может сыграть положительную роль. Так, уже через 7-8 лет Россия столкнется с абсолютным сокращением численности рабочей силы, поскольку в трудоспособный возраст вступят те немногочисленные родившиеся в кризисные годы распада СССР граждане, а выходить из трудоспособного возраста будут многочисленные когорты послевоенного поколения. И это будет не просто проявлением очередной демографической волны: впоследствии число вступающих в трудоспособный возраст будет устойчиво меньше, чем число выходящих из него. По крайней мере, отчасти это сокращение численности национальной рабочей силы может быть компенсировано за счет привлечения иностранных работников.

Эти и другие вопросы должны были быть заложены в основу миграционной политики, концепция которой, несмотря на почти 5-летние дискуссии по ней, так и не принята до сих пор, как нет и стратегического государственного мышления в этой области, и пример шараханья от одной крайности в виде вынужденной миграции к другой крайности – нелегальной миграции – наглядное тому подтверждение [1, с. 76-77].

Попытки улучшения демографической ситуации в стране на основе либерализации миграционного режима и массового привлечения иностранных граждан для наполнения национального рынка трудовых ресурсов весьма опасны. Об этом свидетельствует не только отечественная практика периода рыночных реформ, но и опыт западных стран – основных реципиентов мировых миграционных ресурсов.

Так, страны западной Европы, проводившие либеральную иммиграционную политику, из-за резкого обострения социально-экономических и межэтнических проблем вынуждены были отказаться от неё. В связи с этим они ужесточили условия получения иностранными гражданами прав на жительство, временную и постоянную работу, предоставление гражданства.

Мощная волна международной миграции, которая превратила Россию в крупнейший центр иммиграционных потоков, существенно затруднила выработку миграционной политики, адекватной российским реалиям. Ситуация осложнилась также и отсутствием опыта в области регулирования международной миграции, т.к. в Советском Союзе данное регулирование носило жестко-ограничительный и запретительный характер, в результате оно сконцентрировалось на выработке инструментов воздействия на миграционные потоки внутри страны.

Значительные дополнительные трудности возникли в связи с реализацией радикально-либеральных подходов в ходе социально-экономических преобразований российского общества, способствовавших:

‑ углублению экономического кризиса в 1990-х годах;

‑ падению уровня жизни населения;

‑ развитию процессов «теневизации» и криминализации экономики.

В свою очередь, отсутствие адекватной реакции государственных служб на возникновение массовых миграционных потоков приводило к тому, что данные стихийные потоки выступали мощными дестабилизирующими факторами, существенно ухудшающими экономическую и социально-политическую ситуацию в стране.

Серьезным просчетом в формировании новых межгосударственных отношений явилось то, что не была гарантирована преемственность основных гражданских прав для желающих переехать из одной бывшей союзной республики в другую. Был пропущен момент, когда необходимо было безотлагательно заключить двусторонние соглашения о гарантировании прав соответствующих этнических меньшинств, находящихся на территории новых государств. И здесь основную роль могла бы сыграть именно Россия, потому что этнических русских на территории окраинных республик СССР было расселено за все время существования единого государства не один десяток миллионов человек [1, с. 77].

Стремительное нарастание проблем, обусловленных появлением мощных стихийных потоков мигрантов, требовали осуществления активных мер в сфере миграционной политики. Образованная в 1992 году Федеральная миграционная служба (ФМС) должна была играть важную роль в разрешении данных проблем. Однако, она в своей деятельности акцентировала внимание, прежде всего, на вопросах, которые были связаны с появлением беженцев и переселенцев. При этом недооценивались существенные различия, которые связаны с методами решения проблем потоков российских мигрантов, обусловленных появлением «горячих точек» и зон этнических конфликтов, и потоков международных мигрантов, формирующихся преимущественно в странах СНГ и Балтии.

В связи с упразднением в 2002 г. ФМС вопросы осуществления миграционной политики перешли к Министерству по делам Федерации и национальной политики. Впоследствии данное министерство было ликвидировано и функции регулирования миграционных процессов были переданы в компетенцию Министерства внутренних дел России. Важнейшей целью его деятельности в миграционной сфере стало решение проблем обеспечения безопасности Российского государства на основе борьбы с нелегальной миграцией.

Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции и ее превращение в мировой центр массового перемещения нелегальных мигрантов резко усиливает значимость разработки и реализации мер, направленных на пересечение данного вида незаконной деятельности. Вместе с тем, весьма важным представляется пересмотр сложившихся подходов к решению накопившихся проблем, основанных на ограниченных представлениях и недооценивающих всю многоплановость и противоречивость процессов формирования динамических и структурных параметров нелегальной миграции, их сложную связь с процессами международной миграции и социально-экономическим устройством общества.


Источники:

1. Ионцев В.А., Ивахнюк И.В. Международная миграция населения в России на рубеже XX – XXI веков // Международная экономика. – № 2, 2005.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:28:46