Многофакторный подход в управлении качеством образовательного процесса

Гаврильчак Н.И., Никитина А.С., Кривоносов А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (78), Июнь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гаврильчак Н.И., Никитина А.С., Кривоносов А.М. Многофакторный подход в управлении качеством образовательного процесса // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 6. – С. 76-81.

Аннотация:
Современные методы и принципы управления качеством подготовки специалистов базируются на том, что образование рассматривается как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества, обеспечения высокого уровня качества производительных сил. Сегодня рынок труда предъявляет все более жесткие требования к квалификации выпускника и к авторитету высшего учебного заведения, диплом которого получает выпускник.

Ключевые слова: высшее образование, образование, образовательный процесс, вуз, бизнес-образование, качество образования



Современные методы и принципы управления качеством подготовки специалистов базируются на том, что образование рассматривается как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества, обеспечения высокого уровня качества производительных сил. Сегодня рынок труда предъявляет все более жесткие требования к квалификации выпускника и к авторитету высшего учебного заведения, диплом которого получает выпускник.

При рассмотрении вопросов современного функционирования и развития системы непрерывного профессионального образования в ряд центральных все больше выдвигаются проблемы качества образования и управления качеством в образовательных системах. Главной при этом является задача повышения престижности университета как на региональном, так и на федеральном уровнях, а также создания таких условий его «жизнедеятельности», которые гарантируют высокое качество образования его выпускников.

На необходимость решения этой проблемы нацеливает и содержание приказа Министерства образования РФ № 864 от 12.11.99. «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения», где впервые введен показатель государственной аккредитации - «Внутривузовский механизм гарантии качества образования». Поэтому в последнее время методы управления на основе качества, стандарты в области качества Международной организации по стандартизации (ИСО) все чаще стали использоваться и в образовательных учреждениях высшей школы [1-5].

Во Всемирной декларации по высшему образованию [4], принятой на международной конференции по высшему образованию в октябре 1998 г., отмечается, что качество высшего образования – это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза. К ним относятся: учебные и академические программы, учебная и исследовательская работа, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава и студентов, учебно-материальная база и ресурсы. Кроме того, достигнутое вузом качество является средством его самоутверждения и используется им убеждения других, что в вузе созданы все условия для подготовки специалистов, которые соответствуют принятым стандартам.

Качество подготовки специалистов является многофакторной величиной. Однако степень влияния на ход образовательного процесса и, следовательно, на его результат каждой из граней качества различна. Оперативное управление этим процессом требует выделения наиболее приоритетных показателей качества образовательного процесса и установления количественной зависимости результата этого процесса от наиболее важных его характеристик.

Математический аппарат, адекватный решению этой проблемы, широко используется в эконометрике. Это позволило выявить наиболее существенные взаимосвязи между параметрами рассматриваемого процесса и дать им количественную оценку. Методика анализа, который мы проведем ниже, базируется на классических понятиях и схемах корреляционно-регрессионного аппарата.

Образовательный процесс, оперативное управление которым будет рассмотрено, состоит из двух уровней: среднее профессиональное образование (СПО) и высшее (ВПО).

Построим двухфакторную модель управления образовательным процессом СПО и затем решим аналогичную задачу для образовательного уровня ВПО. Кроме выделения приоритетных характеристик образовательного процесса на каждом из уровней и установления количественной зависимости от них качества подготовки специалистов СПО и ВПО нас будет интересовать также зависимость конечного результата подготовки специалиста ВПО от приоритетных характеристик обоих образовательных уровней.

Анализ проблемы начнем с образовательного уровня СПО. В качестве результативного признака возьмем уровень качества подготовки Y специалиста СПО, который определялся нами с использованием 10-балльной системы по результатам итоговой аттестации, проверки остаточных знаний и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Для проведения корреляционно-регрессионного анализа в качестве объясняющих переменных в формировании уровня подготовки специалиста СПО мы выбрали следующие параметры:

1) уровень качества абитуриентов – Х1;

2) уровень качества материально-технической базы – Х2;

3) уровень качества кадрового состава – Х3.

Статистические данные для результативного Y и объясняющих признаков Х1, Х2, Х3 были получены нами в результате обследования восьми филиалов региональной структуры Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики и представлены в табл. 1.

Значения признаков Х1, Х2, Х3 мы определяли в относительной шкале, выделяя каждый раз филиал с наилучшим уровнем соответствующего признака и принимая его значение для данного филиала за единицу.

Первая стадия эконометрического анализа состояла в вычислении корреляционной матрицы между уровнем качества подготовки Y специалиста СПО и факторами Х1, Х2, Х3, а также между самими этими факторами, что позволило установить их приоритеты.

Таблица 1

Статистические данные по уровню качества подготовки специалиста СПО и определяющим уровням качества образовательного процесса

Уровень качества подготовки специалиста СПО
Y
Определяющие уровни качества образовательного процесса
Качество абитуриентов
Х1
Качество материально-технической базы
Х2
Качество кадрового состава
Х3
Ф1
5,7
0,70
0,78
0,80
Ф2
9,0
0,77
1,00
0,78
Ф3
7,5
0,55
0,72
0,88
Ф4
5,4
0,50
0,54
0,85
Ф5
3,4
0,23
0,35
0,69
Ф6
8,1
1,00
0,59
0,86
Ф7
7,7
0,81
0,64
1,00
Ф8
3,8
0,22
0,53
0,87
Статистическая обработка данных табл. 1 проводилась с использованием стандартных программ «Мастер - функций». В табл. 2 приведены полученные нами значения коэффициентов линейной парной корреляции .

Таблица 2

Вторая стадия эконометрического анализа формирования уровня качества подготовки специалиста СПО состояла в построении двухфакторной регрессионной модели.

Первая из рассмотренных пар факторных признаков Х1 и Х2 в большей мере отвечает требованиям, предъявляемым методом наименьших квадратов к исходным данным и, в частности, к отсутствию межфакторного взаимодействия. Указанные обстоятельства позволяют использовать уровни качества абитуриентов Х1 и материально-технической базы Х2 в качестве информативных факторов уравнения множественной регрессии, определяющего уровень качества подготовки специалиста СПО.

Более точно установленная нами взаимосвязь может быть описана двухфакторной регрессионной моделью:

(8)

Это позволяет сделать вывод о том, что изменение уровня качества подготовки специалиста СПО происходит примерно в равной степени за счет увеличения уровней качества как абитуриентов, так и материально-технической базы.

Полученные значения еще раз подтверждают наш вывод о том, что уровни качества абитуриентов и материально-технической базы примерно в равной степени влияют на формирование уровня качества подготовки специалиста СПО.

Следовательно, что предложенная нами модель двухфакторной аппроксимации устанавливает достаточно тесную зависимость уровня качества подготовки специалиста СПО от уровней качества абитуриентов и материально-технической базы. А именно, 93,1% вариации уровня подготовки специалиста СПО определяется этими двумя уровнями качества. Оставшиеся 6,9% вариации уровня качества формируются под влиянием других факторов, роль которых, как мы видим, незначительна.

Это еще раз подтверждает существенную связь между уровнем качества подготовки К специалиста ВПО и уровнями качества подготовки Y специалиста СПО и профессорско-преподавательского состава Z1. Указанные обстоятельства позволяют использовать уровни качества Y и Z1 как информативных факторов уравнения множественной регрессии, определяющего уровень качества К подготовки специалиста ВПО при двухуровневом образовательном процессе СПО-ВПО.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень качества подготовки специалиста СПО и уровень качества профессорско-преподавательского состава (ППС) примерно в одинаковой степени влияют на формирование уровня качества подготовки специалиста высшего профессионального образования.


Источники:

1. Нуждин В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством высшего образования. // Серия материалов школы-семинара «Создание единого информационного пространства системы образования». – М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов, 1998.
2. Аннотированный отчет по научно-исследовательской работе «Современные модели обеспечения качества образования: методы и механизмы». / В сборнике аннотированных отчетов по научно-исследовательским работам, выполненным Исследовательским центром в 1999 году. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
3. Система качества. Методическая документация. / Под общей редакцией В.П. Соловьева. – М.: Изд. Московского государственного института стали и сплавов, 1999.
4. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (ЕО-98/ СО-НЕ 202/3, Париж, 1998). // Дистанционное образование. 1999. №4, №5.
5. Каганов М. ИСО 9000 – Практическое пособие по разработке и внедрению Руководства по качеству. / Пер. с англ. и переработка автора. – М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:36