Инновационное развитие как функция роста интеллектуально-креативного капитала банковских организаций

Насибян С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (77), Май 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Насибян С.С. Инновационное развитие как функция роста интеллектуально-креативного капитала банковских организаций // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 5. – С. 21-25.

Аннотация:
«Ныне нельзя добиться процветания только за счет природных ресурсов... Сегодня ценность представляет не металлический корпус или двигатель автомобиля. Ценными оказываются неосязаемые вещи… Превосходство в знаниях – это последнее оружие, оставшееся в конкурентной борьбе... Знание – новое поле брани для целых стран, корпораций и индивидуумов». Сегодня все достижения начинают оценивать только через интеллектуально-креативный вклад каждого в «дело, которому он служит», причем независимо от того, где это «дело» (бизнес) развивается в материальном секторе или в сфере услуг, в частности, финансово-кредитных учреждениях.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, банковский бизнес, управление знаниями, интеллектуально-креативные ресурсы, знания, банк, финансово-кредитная сфера

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



«Ныне нельзя добиться процветания только за счет природных ресурсов... Сегодня ценность представляет не металлический корпус или двигатель автомобиля. Ценными оказываются неосязаемые вещи… Превосходство в знаниях – это последнее оружие, оставшееся в конкурентной борьбе... Знание – новое поле брани для целых стран, корпораций и индивидуумов» [1]. Сегодня все достижения начинают оценивать только через интеллектуально-креативный вклад каждого в «дело, которому он служит», причем независимо от того, где это «дело» (бизнес) развивается ‑ в материальном секторе или в сфере услуг, в частности, финансово-кредитных учреждениях.

Примерами успешных компаний, как правило, являются те, где найдены эффективные механизмы согласования интересов всех групп специалистов. При этом, конечно, важно избежать упрощений. Нельзя, например, думать, что любые действия (в особенности касающиеся стратегии компании) могут быть оценены одной единственной цифрой - изменением стоимости [2] или (в случае кредитных организаций) банковского капитала.

Тем не менее, собственный капитал банка может играть роль одного из приоритетов, зависящих, в частности, от результатов деятельности его сотрудников при кредитовании инвестиционных проектов различного уровня и назначения. Поэтому весьма актуальным становится поиск механизмов идентификации в оценке эффективности деятельности каждой из групп банковских специалистов, участвующих в процессе формирования банковского капитала.

Оценка привлеченных и используемых капиталов для кредитно-расчетных и других операций наиболее актуальна для банков, инновационно активно развивающих свои основные направления деятельности, связанные практически со всеми секторами бизнеса. Она помогает правильно ориентироваться в многообразии новшеств и усовершенствований, внедряемых в предпринимательской среде. Привлечение инвесторов в этот сложный процесс требует максимальной информированности. Информация, поданная инвестору в формате оценки бизнеса, наиболее точно удовлетворяет его запросам [3]. Это позволяет ему принимать грамотные финансовые решения – использовать ли собственные или заемные средства.

«Если предприятие не берет кредитов, значит, оно не использует возможности для своего развития, доходы своих собственников, будь то государство или частники. К тому же, это является показателем, что у предприятия нет реальных серьезных проектов, связанных с его развитием, которые требуют привлечения внешних ресурсов. Такое предприятие не заботится о своем будущем. Уходить с рынка займов просто неправильно. Потому что на него очень сложно попасть. И важно, когда имя заемщика узнаваемо не только в своем банке, но и на рынке. Особенно это относится к международному рынку займов» [4]. Это, на наш взгляд, должны помнить не только заемщики, но и топ-менеджеры банков. Тем более что в настоящее время, когда от их интеллектуально-креативного капитала, в основном, зависит успешность финансово-кредитной деятельности банков.

В настоящее время разработано множество банковских кредитных продуктов, но очень часто их реализации препятствуют либо законодательные неопределенности, либо отсутствие у клиента осознанной потребности в них, либо сложности для клиента в понимании внутренних банковских требований. Сейчас преодоление таких препятствий является одной из приоритетных задач банковских сотрудников любого уровня, вынужденных адаптировать банковские продукты и изменять мировоззрение потенциальных клиентов. Именно такое направление инновационного развития банковских структур способно обеспечить завоевание новых рыночных ниш и повышение стоимости собственного бизнеса.

В связи с этим, необходимость управления инновационными процессами в банковской сфере не вызывает сомнений. Поэтому немаловажной остается задача оценки проявления таких способностей сотрудников, которые представляют собой интеллектуально-креативные ресурсы банковских организаций, создающие новые бизнес-процессы и обеспечивающие необходимую инновационную активность и, как следствие, рыночную гибкость и устойчивость всей организации.

«В высоко конкурентной среде нельзя ставить скромную цель «держаться на уровне» ‑ она недостижима. Только компании, нацеленные на превосходство и выигрыш, могут надеяться выжить в условиях, когда все остальные также бьются за первенство» [5]. В банковской сфере эта задача особенно актуальна. Если топ-менеджмент банка не ставит перед собой таких целей в связи со своей интеллектуально-креативной некомпетентностью, в условиях сегодняшней достаточно жесткой конкуренции на рынке банковских услуг такому банку не суждено занимать лидирующие позиции.

Видимо поэтому в России (впрочем, как и за рубежом), руководители большинства банков понимают важность переподготовки менеджеров высшего звена в системе бизнес-образования или в рамках МВА. Известно, что в банковской сфере наличие степени МВА является необходимым условием карьерного роста специалиста, который может занять свое место в структуре топ-менеджмента банка, призванного решать его стратегические задачи.

Это, на наш взгляд, объясняется тем, что инициатором и главным исполнителем, обеспечивающим продвижение к цели любого бизнес-процесса, является человек – специалист в конкретной области профессиональной деятельности. Он воплощает в себе единство интеллектуального накопления («аккумулирования») и обработки поступающей информации в виде явных знаний из внешнего мира и дозированного генерирования их в виде квантов творческой энергии (созидательных действий), направленных на удовлетворение не только собственных, но и корпоративных интересов (потребностей) компании, в частности, банка.

Главное, из чего следует исходить при разработке механизмов идентификации оценки вклада каждого или группы исполнителей ‑ это уровень проявления ими творческой энергии (созидательных действий). В работе [6] его предложено оценивать с помощью коэффициента творческой энергии Кэi - величины (в долях, процентах, рангах) приращения предлагаемой новизны при осуществлении их деятельности (от «старого» к «новому» ΔN = Nновое ‑ Nстарое) по предоставлению той или иной услуги, которая имеет вполне определенную рыночную стоимость (руб.). Это приращение отнесено к конкурентно способному времени, за которое эта «новизна» услуги предлагается клиенту ‑ tконк, также оцениваемому рыночной стоимостью (руб.).

Человеческий капитал, включающий в себя интеллектуальный и физический капитал человека, является его собственностью. И тот, и другой вид капитала могут приносить доход. Но только - могут!.. А могут и не приносить!.. Они являются «экономическим потенциалом» специалиста. При этом интеллект, по мнению исследователей, используется минимально (единицы процента) по отношению к тому, чем наделила человека природа. Однако снова возникает вопрос: «А какова экономическая отдача от использования интеллектуального капитала тем или иным специалистом при выполнении им той или иной работы?».

Раньше главным экономическим показателем трудового потенциала работника были его физические возможности. Затем сочетание физических и интеллектуальных способностей. В настоящее время главным экономическим показателем деятельности человека является проявление его интеллектуальных способностей, которые социально формируются благодаря получению им общего и специального образования, навыков и умений в процессе трудовой деятельности, бизнес-образования или образования уровня МВА или DBA.

Однако по утверждению психологов, обычный человек использует минимум своих интеллектуальных возможностей, которые экономически проявляются в виде отдачи его творческой (созидательной) энергии, измеряемой с помощью коэффициента творческой энергии. Все это говорит о том, что у любого специалиста имеются (и, по-видимому, будут иметься всегда) значительные резервы неиспользуемых им интеллектуально-креативных ресурсов.

Поэтому естественным стремлением компании является поиск путей увеличения интеллектуально-креативной отдачи каждым из специалистов своей творческой энергии, которая является основным экономическим ресурсом современной организации. Это возможно только с помощью управления развитием и поддержанием интеллектуально-креативных возможностей специалистов и хорошо развитого структурного (организационно-управленческого) капитала банка, который создается и управляется его топ-менеджментом.


Источники:

1. Нордстрем. К.А., Ридерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта.  С.Пб.: Стокгольмская школа экономики в С. Петербурге, 2001. – 280 с.
2. Комитет ТПП РФ по оценочной деятельности ( http://www.kodtpp.ru)
3. Оценка бизнеса (http://www.labrium.ru/ic_bis.html )
4. Соколов А. Банк для предприятия или предприятие для банка? // БизнесАкадемия. 2001. № 2. С. 59
5. Хаммер М. Бизнес в XXI веке: повестка дня. – М.: Добрая книга, 2005
6. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка / Изд. 2е, перераб. – М.: ИД «МЕЛАП», 2004.  172 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:54:31