Особенности процессов формирования и управления созданием нематериальных активов предпринимательской структуры

Мельников О.Н., Абрамов Е.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (76), Апрель 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Особенности процессов формирования и управления созданием нематериальных активов предпринимательской структуры // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 4. – С. 58-63.

Аннотация:
Ни для кого не секрет, что основным ресурсом в современном предпринимательстве являются нематериальные активы (НМА), заключенные как в интеллектуальной собственности, рыночных и технологических ноу-хау, так и в интеллектуально-креативных ресурсах, носителями которых являются сотрудники организации. Процесс формирования НМА всегда носит инновационный характер, однако в любой момент времени может проявиться резкий спад инновационной активности специалистов, связанный, прежде всего, с нехваткой времени из–за необходимости выполнения все большего и большего количества рутинных задач. Возникновение данной проблемы связано с отсутствием у руководства предприятий четкого представления о таких принципах организации предпринимательской деятельности, как сбалансированное управление проявлением творческих способностей ключевых специалистов при формировании ими НМА, которое должно быть направлено на поддержание как рутинных (в основном оперативных), так и творческих процессов, носящих стратегически важный характер. Решение этой проблемы призвано повысить уровень предпринимательского дохода (в связи с повышением производительности труда) и снизить предпринимательский риск получения этого дохода, связанный с возможностью человеческих ошибок и потерей ключевых сотрудников.

Ключевые слова: управление персоналом, инновации, инновационная активность, интеллектуальная собственность, человеческий капитал, интеллектуально-креативные ресурсы, нематериальные активы



Ни для кого не секрет, что основным ресурсом в современном предпринимательстве являются нематериальные активы (НМА), заключенные как в интеллектуальной собственности, рыночных и технологических ноу-хау, так и в интеллектуально-креативных ресурсах, носителями которых являются сотрудники организации. Процесс формирования НМА всегда носит инновационный характер, однако в любой момент времени может проявиться резкий спад инновационной активности специалистов, связанный, прежде всего, с нехваткой времени из–за необходимости выполнения все большего и большего количества рутинных задач. Возникновение данной проблемы связано с отсутствием у руководства предприятий четкого представления о таких принципах организации предпринимательской деятельности, как сбалансированное управление проявлением творческих способностей ключевых специалистов при формировании ими НМА, которое должно быть направлено на поддержание как рутинных (в основном оперативных), так и творческих процессов, носящих стратегически важный характер. Решение этой проблемы призвано повысить уровень предпринимательского дохода (в связи с повышением производительности труда) и снизить предпринимательский риск получения этого дохода, связанный с возможностью человеческих ошибок и потерей ключевых сотрудников.

Для небольших коммерческих организаций, в которых каждый отдел представлен малым количеством сотрудников (от одного до пяти-шести) проблема недостатка времени у специалистов на осуществление инновационной деятельности возникает, как правило, на уровне каждого отдела. На начальных этапах решение указанной проблемы чаще всего является несложным и носит индивидуальный характер. Невнимание же к этой особенности может привести к последствиям, проявляющимся в ситуации, когда все сотрудники будут заняты решением текущих, вроде бы элементарных задач, но вынуждены оставаться на рабочих местах все дольше и дольше, выходя за пределы рабочего времени и не имея даже возможности подумать о способах оптимизации операций своего технологического процесса. Эффективное управление в данном случае обусловлено тем, что основным преимуществом малых предприятий является их мобильность, связанная, прежде всего, с небольшим числом сотрудников. Однако, набор нового персонала, как правило, практически полностью лишает компанию данного преимущества.

Проанализируем причины возникновения рассматриваемой проблемы и приведем описание методологического подхода к их определению на ранних этапах и органичному решению без нарушения привычного функционирования предприятия.

Итак, процесс формирования нематериальных активов носит инновационный характер, а сами формируемые НМА являются продуктом инновационной деятельности, то есть результатом проявления творческих (созидательных) действий специалистов. Для обеспечения управления данным процессом разделим инновационные продукты на внешние и внутренние.

По словам известного исследователя креативных процессов в бизнесе Терезы Амабайл «реализация инновации должна тем или иным образом повлиять на бизнес: усовершенствовать предлагаемый компанией продукт («что мы делаем» – авт.) или позволить по-новому организовать тот или иной процесс («как мы делаем» ‑ авт.) [1].»

Другими словами, творческие действия направлены на получение результата в двух направлениях: внешних инноваций, отвечающих на первый из вопросов, и внутренних.Возможный риск кроется здесь в часто не учитываемых последствиях излишнего «увлечения» внешними инновациями. Это обусловлено тем, что начало реализации инновационного продукта на рынке приводит к появлению новых процессов, связанных с тиражированием этого инновационного продукта в рыночных объемах. Но эти процессы носят уже не инновационный, а рутинный характер. Таким образом, работа каждого специалиста (думающего, а не являющегося «живым станком») всегда состоит из решения двух классов задач: рутинных и творческих.

Рутинные процессы в основном связаны с решением текущих задач, носящих оперативный характер. И в этом плане они имеют приоритетное значение, поскольку направлены на поддержание непрерывности в деятельности предприятия. Говоря иначе, невозможно отказаться от выполнения текущих задач, поскольку это моментально приведет к серьезным нарушениям предпринимательского процесса ‑ вплоть до возможной остановки деятельности организации.

Творческие процессы в предпринимательской деятельности, как правило, носят стратегический характер, так как их цель ‑ создание новых продуктов (товаров, услуг), а, следовательно, и технологий их производства, необходимых для завоевания рыночных преимуществ и обеспечения требуемой конкурентоспособности в пределах рыночной ниши предприятия. В условиях современного уровня конкурентной борьбы, достигающего высочайшей степени остроты, разработка новых, уникальных рыночных предложений становится практически ежедневной задачей. Другими словами, любая предпринимательская структура не может отказаться от инновационных процессов, поскольку в перспективе такой отказ может привести к «несвоевременному» устареванию любого инновационного продукта и потере рынка.

Как было упомянуто выше, создание нового рыночного продукта неизбежно приводит к появлению новых рутинных процессов, связанных с тиражированием этого продукта. В условиях ограниченного временного ресурса и приоритетной важности рутинных процессов это приводит к сокращению времени проявления творческих способностей персонала и в перспективе приводит к снижению инновационной активности организации.

Решение проблемы заключается в том, чтобы уделять должное внимание внутренним инновационным процессам, направленным на автоматизацию рутинных хозяйственных операций (процессов), не забывая при этом о сбалансированном управлении во всех трех взаимосвязанных направлениях деятельности персонала, а именно: выполнении рутинных действий, создании внешних и внутренних инноваций.

Простейшим примером этому может служить ситуация, в которой один сотрудник занят выполнением специфических задач в рамках организации, например, финансовым анализом. Его внешним инновационным продуктом является усовершенствование формы отчетности, представляемой руководству и служащей основой принятия управленческих решений. Рутинная работа в этом случае заключается в непосредственном формировании данной отчетности.

При необходимости резкого расширения структуры представляемых данных может сложиться ситуация, когда сотрудник столкнется с возрастающей рутинной нагрузкой и не будет иметь времени для внутренней оптимизации собственной работы, поскольку все его время занято выполнением текущих (рутинных) операций. Отказаться от выполнения этих операций нет возможности, так как начальство требует своевременного представления отчетности.

Увеличение ручной рутинной работы приводит к возрастанию числа ошибок, связанных с «человеческим фактором». А в случае внезапного увольнения сотрудника, например, по «собственному желанию» это может привести к катастрофическим последствиям, так как его последователь может не успеть освоить все технологии формирования отчетности.

Повышение внимания к оптимизации и автоматизации рутинных процессов призвано:

во-первых, снизить риск человеческих ошибок (при подсчете и составлении форм);

во-вторых, повысить производительность труда (уменьшая время формирования отчетности);

в-третьих, снизить риск, связанный с потерей сотрудника, так как основные алгоритмы формирования отчетности будут автоматизированы, и новому аналитику нужно лишь освоить функции оператора учетной программы.

На уровне показателей финансовой устойчивости, эффективности труда и использования капитала управление будет строиться по следующей модели.

С учетом того, что главной задачей предпринимательской деятельности является получение предпринимательского дохода с минимальным риском, в предложенной модели (рис. 1) индикаторами достижения данной цели выступают следующие коэффициенты: а) коэффициент интеллектуальной автономии – Кин; б) коэффициент творческой активности – Кта.

Первый из них отражает уровень предпринимательского риска, связанного с использованием несобственного (заемного) капитала, и характеризует долю собственного капитала в общей структуре баланса организации (см. рис. 1). Причем особенностью нематериальных активов будет то, что заемный капитал, как правило, воплощен в интеллектуальной составляющей человеческих активов, а собственный капитал – в структурных и маркетинговых активах предприятия.

Второй коэффициент (Кта) отражает уровень проявления креативных способностей сотрудника в процессе выполнения своих должностных обязанностей, результатом чего становится рождение инноваций, которые на этом этапе являются собственными нематериальными активами сотрудника, в дальнейшем передаваемыми организации.

Целеполагающим направлением проявления креативных способностей является получение инновационного продукта, рыночная реализация которого обеспечивает организации получение предпринимательского дохода, т.е. служит основной цели предпринимательской деятельности. Однако, однобокое стремление к получению такого дохода приводит к самопроизвольной потере конкурентоспособности фирмы на рынке.

Это связано с тем, что, во-первых, создаваемая инновация изначально является собственностью сотрудника, поэтому по отношению к организации она будет являться несобственным капиталом. Отсюда следует, что риск потери самой инновации будет достаточно велик и слабоуправляем со стороны организации, поскольку напрямую связан с риском потери данного сотрудника. Это приведет к изменению соответствующих статей баланса и найдет отражение в падении коэффициента интеллектуальной автономии.

Во-вторых, промышленное освоение инноваций неизбежно сопровождается появлением новых хозяйственных процессов, имеющих рутинный (а не инновационный) характер. Это является одной из причин «вынужденного» снижения творческой активности специалистов, отражающегося в уменьшении значения соответствующего коэффициента.

Отсюда следует: продолжительное воздействие перечисленных рисков лишает организацию инновационной активности, снижает уровень предпринимательского дохода и даже способно погубить бизнес. Для уравновешивания этих негативных последствий и возврата к достижению поставленной цели ‑ получению дохода с минимальным риском - креативные способности специалистов должны быть направлены не только на поддержание внешней инновационной активности, но и в сторону внутренних инноваций, обеспечивающих формирование нематериальных активов, или собственного капитала организации.

Кроме того, такая направленность повышает социальную стабильность коллектива. Во-первых, сотрудники ощущают, что они обеспечены удобными, эффективными инструментами, во-вторых, они получают возможность для реализации своих творческих потребностей, физиологически необходимых им как любому человеку. А расширяющаяся область ответственности за выполнение творческих задач позволяют им претендовать на более высокий уровень оплаты труда. Это в целом влияет на снижение риска потери сотрудников и повышение производительности их труда, а, значит, на увеличение общего уровня предпринимательского дохода.

[1] Тереза М. Амабайл. Как убить творческую инициативу / Креативное мышление в бизнесе (Серия «Классика Harvard Business Review»): Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – С. 11.


Источники:

1 Тереза М. Амабайл. Как убить творческую инициативу / Креативное мышление в бизнесе (Серия «Классика Harvard
Business Review»): Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – С. 11.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:15:14