Развитие потенциала малого бизнеса на основе управленческого консультирования

Кулапина Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (75), Март 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кулапина Г.М. Развитие потенциала малого бизнеса на основе управленческого консультирования // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 3. – С. 51-54.

Аннотация:
Известно, что в конкурентной среде побеждают те организации, которые обладают самыми высокими возможностями адекватно и быстро воспринимать как изменяющиеся потребности, так и тенденции развития рынка, умеют своевременно формулировать видение будущего своей фирмы с учётом изменений, происходящих на рынке, способны в кратчайшие сроки развивать требуемые компетенции, обеспечивающие им конкурентные преимущества; быстро и эффективно проводить изменения, усиливающие позиции фирмы на рынке, обеспечивая поддержку этих изменений всей деятельностью персонала компании.

Ключевые слова: малый бизнес, консалтинг, консультационные услуги, управленческое консультирование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Известно, что в конкурентной среде побеждают те организации, которые обладают самыми высокими возможностями адекватно и быстро воспринимать как изменяющиеся потребности, так и тенденции развития рынка, умеют своевременно формулировать видение будущего своей фирмы с учётом изменений, происходящих на рынке, способны в кратчайшие сроки развивать требуемые компетенции, обеспечивающие им конкурентные преимущества; быстро и эффективно проводить изменения, усиливающие позиции фирмы на рынке, обеспечивая поддержку этих изменений всей деятельностью персонала компании.

Понятно, что небольшие размеры предприятия и простота структуры позволяют малому бизнесу быстро реагировать на изменения внешней среды. Но сила и скорость ответной реакции предприятия на сигнал об ожидаемых возможностях и угрозах зависят от своевременности обнаружения первых изменений на рынке.

Поддержать предпринимателя в преодолении современных трудностей ведения бизнеса, обеспечить его некоторым инструментом успешного развития своего дела может создание и развитие местными органами власти и бизнес-сообществом сферы интеллектуального делового обслуживания малого бизнеса. Автор полагает, что, только повысив интеллектуальный уровень управления малыми и средними предприятиями, можно привести их к ясному пониманию целесообразности передачи многих функций управления и обслуживания специальным организациям-аутсорсерам.

Практика управленческого консультирования малых предприятий в течение последних лет позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях малому бизнесу России нужны не отдельные консалтинговые услуги по различным функциям или даже их пакет, а непрерывное комплексное управленческое консультирование, включающее в себя решение различных сторон комплексных проблем функционирования организаций.

Время всеобщего дефицита давно прошло. В повседневной жизни мы наблюдаем не только растущее насыщение рынка различными товарами, но и усиление конкурентной борьбы. У потребителя постоянно возрастают запросы к ассортименту, качеству и цене предлагаемых товаров, что заставляет предпринимателей вести грамотную, экономически обоснованную рыночную политику, адаптировать использование всех внутренних ресурсов к изменяющейся внешней среде. Эти же обстоятельства заставляют их уделять внимание не только тактике, но и стратегии развития своего бизнеса.

Профессиональную подготовленность хозяйственных руководителей и специалистов отечественных малых предприятий к работе в конкурентных условиях рынка на сегодня нельзя считать удовлетворительной. Недостаточное знание научных основ управления, инструментария организационного и экономического анализа, современных управленческих технологий, навыков управленческой культуры мешает им вовремя обнаружить «болевые точки» предприятия и находить правильные решения. Существенную помощь в решении возникающих вопросов может оказать управленческое консультирование, которое широко развивается в экономически развитых странах в последние десятилетия.

Управленческое консультирование – лишь один из видов квалифицированного содействия и профессиональной помощи, то есть один из методов работы по улучшению результатов практической деятельности малых хозяйствующих субъектов. Значение и реальная роль консультирования зависит от многих конкретных факторов и обстоятельств, например, от таких, как наличие квалифицированных консультантов, отношения к ним управленческого персонала и возможностей предприятия-заказчика и других.

Ключевым элементом нового управленческого мышления является строгое следование правилу: делать (хотя бы немного) любые улучшения и усовершенствования в деятельности организации каждый день. Менеджеры, осознавшие колоссальную пользу такого подхода, активным образом его используют.

Другим важным направлением совершенствования менеджмента малых организаций является то, что на смену традиционным преимуществам (в виде дешёвой рабочей силы, дешёвой энергии, низкой арендной платы и низких социальных расходов) приходят конкурентные преимущества более высокого порядка. К ним относятся торговая марка, ноу-хау, изобретения, степень творческой активности работников, умения коммерциализировать технологии, строить маркетингово-сбытовые сети, искусство налаживать и использовать деловые связи. В компаниях с новым управленческим мышлением менеджеры совместно с консультантами достигают притока предложений путём организации целенаправленного стимулирования развития творчества, причём для его стимулирования создаётся соответствующая обстановка.

В публикациях можно найти большое количество классификаций ролей, исполняемых консультантами. Мы же считаем, что специалист по управленческим консультациям должен видеть свою основную роль в оказании содействия предприятию в мобилизации потенциала его персонала для анализа, выработки управленческих решений, внедрения их в практическую жизнь предприятия, служить «катализатором» развития фирмы-клиента.

При обслуживании малого предприятия роль консультанта сложнее. Его услуга заключается, прежде всего, в повышении квалификации и профессиональном развитии руководителя этого предприятия и его специалистов. От консультанта ожидают реальных практических решений широкого круга конкретных проблем, в то время как решение такой проблемы обычно выходит за рамки отдельной функции или даже метода управления. Управленческий консалтинг для малого предприятия носит широкий характер и обычные отчеты и проекты, представляемые по итогам консультирования в крупные организации, для него не подходят.

Отчеты должны бать краткими, простыми, сведенными к минимуму, и часто могут представляться только после реализации предложений консультанта (чтобы описать технологии и приемы для использования этого материала клиентом в будущем самостоятельно). В ходе оказания услуг консультант по управлению должен постоянно думать не только о сохранении престижа и авторитета клиента, но и о повышении его самоуважения. Без этих условий у клиента не возникнет доверия к консультанту, а, следовательно, консалтинг не сможет быть успешным.

В большинстве стран с развивающейся экономикой, к которым в настоящий период относится и Россия, частные консультации малым предприятиям оказываются редко. Однако аналогичные услуги им оказывают службы распространения знаний и опыта, финансируемые государственными и местными органами власти. Их представители берут на себя роль «катализатора» развития малого бизнеса и с этой целью посещают малые предприятия, представляют предпринимателям услуги и консультации на местах. Такая помощь включает следующие мероприятия:

‑ консультации по организационным аспектам управления, организации разработки продукции, ее совершенствования и адаптации, где может делаться акцент на установление цен, ведения бухгалтерского учета и финансовом планировании, подборе и мотивации персонала;

‑ разъяснение государственных законов и работа с соответствующими документами, включая налоги и юридические вопросы, такие как объединение предприятий, регистрация, лицензирования, субсидии и т.д.;

‑ экспертный маркетинг, включая исследование рыночной ситуации, заключение субподрядных договоров, рекламу и продвижение товара на рынок;

‑ определение требований к профессиональным знаниям рабочим и специалистов функциональных служб, оборудованию, размещению и обслуживанию рабочих мест и др.;

‑ определение потребностей в повышении квалификации работников и владельцев, руководителей, а так же в выявлении потенциальных источников повышения квалификации;

‑ материально-техническое обеспечение и управление запасами;

‑ выбор технологии и решение технических проблем, контроль качества и стандартизация;

‑ консультации по потенциальным источникам финансирования и помощь в получении доступа к финансам, например в подготовке бизнес-планов.

Лишь в редких случаях служба распространения знаний и опыта должна или может одновременно участвовать во всех этих мероприятиях. Конкретные ее функции зависят от характера рассматриваемой группы консультационных услуг, как с точки зрения ее функциональной и технологической квалификации, так и той отрасли, к которой относятся данные предприниматели, а именно: промышленное производство, строительство, туризм, торговля и т.д. (отраслевой специализации)

Однако общепризнанно, что для оценки потребностей малых предприятий и их удовлетворения нужен интегрированный подход. Например, он может сочетать обучение, помощь в технологии, кредит и в ряде случаев использование существующей или создание необходимой сферы деловых услуг для малого бизнеса.

Представитель службы распространения знаний и опыта может рассматриваться как человек, который отыскивает «неисправности», выявляет проблемы и направляет предпринимателя за получением специализированной помощи, например, от Торгово-промышленной палаты, Профессиональных Ассоциаций, групп торговцев и ремесленников, частных консультантов, образовательных учреждений или более крупных предприятий.

На наш взгляд, ценность описываемой службы определяется ее способностью понимать требования предпринимателей малого и среднего бизнеса, правильно диагностировать проблемы, давать своевременные и полезные рекомендации и осуществлять поддержку с помощью привлекаемых специалистов. Чрезвычайно полезной оказалась бы система «горячей телефонной линии», по которой клиент мог бы получать бесплатные или по сниженный цене консультации.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:22:01