Стратегия управления знаниями на предприятии

Агафонова В.В., Погорелова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (75), Март 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Агафонова В.В., Погорелова Е.В. Стратегия управления знаниями на предприятии // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 3. – С. 14-17.

Аннотация:
По мере развития общества в качестве источника прибыли все больше выступают знания, инновации и способы их практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в экономике, основанной на знаниях. Знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста, занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.

Ключевые слова: инновации, управление знаниями, экономика знаний

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



По мере развития общества в качестве источника прибыли все больше выступают знания, инновации и способы их практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в экономике, основанной на знаниях. Знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста, занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.

Исходя из концепции Microsoft [1], можно утверждать, что в каждой организации имеется уникальный набор ресурсов знаний и конкретные бизнес-проблемы, к которым эти ресурсы должны быть приложены. Поскольку управление знаниями охватывает культурные, стратегические, производственные и технологические аспекты, необходимо всем сотрудникам предоставить возможности и средства для совместного использования своих знаний и при разработке ими решений ориентироваться на конкретные проблемы бизнеса.

При создании системы управления знаниями, ориентированной на реальные стратегические потребности бизнеса, следует рассмотреть области решения следующих задач:

а) обеспечения соответствия между системами управления знаниями и конкретными бизнес-процессами;

б) организационной динамики и устранения тех барьеров на пути совместного использования знаний, которые мешают развитию новаторского подхода;

в) обеспечения возможности совместного использования знаний с помощью известных методов и средств.

Сущность концепции управления знаниями заключается в выявлении у сотрудников скрытых знаний, способствующих эффективному выполнению ими своей профессиональной деятельности, документировании их и превращении в интеллектуальный актив, при этом необходимо осуществлять постоянный мониторинг профессиональной компетентности всех сотрудников и своевременное повышение их квалификации.

Стратегия управления знаниями включает в себя следующие организационные принципы.

1. Деятельность по управлению знаниями должна быть направлена на дальнейшее развитие и продвижение предприятия на рынке, генерацию новых идей и внедрение инноваций.

2. На основе накопленных знаний предприятие должно быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства, тенденции развития рынка и реализовывать открывающиеся при этом новые возможности в собственных интересах.

3. Увеличение эффективности работы осуществляется за счет использования зафиксированного в базах знаний предыдущего опыта.

4. Виртуальное обучение сотрудников происходит без отрыва от основной работы, формируется культура передачи знаний между сотрудниками внутри предприятия.

Стратегия управления знаниями должна учитывать:

‑ области деятельности предприятия, в которых будут использованы принципы управления знаниями;

‑ способы управления знаниями (по участкам, направлениям, комплексному управлению);

‑ долгосрочную организационную политику (комплекс внутренних стандартов по управлению знаниями, поддерживаемых на предприятии);

‑ ограничения (финансовые, временные и т.д.);

‑ условия, при которых изменяется стратегия управления знаниями;

‑ анализ результатов управления знаниями;

‑ процедуру управления знаниями.

Как уже было сказано, стратегия управления знаниями, в первую очередь, должна соответствовать приоритетным задачам бизнеса предприятия. В понятие стратегии также должны входить пути достижения этого соответствия.

Стратегический план управления знаниями должен составляться с учетом следующих факторов [2]:

‑ среднего периода между сменой технологий основного производства;

‑ среднего времени жизни выпускаемых предприятием продуктов и их модификаций;

‑ анонсированных долгосрочных планов поставщиков технических решений по их развитию;

‑ снижения доли нестандартизованных компонентов на всех уровнях (интерфейсы, контроллеры, операционная система и т.д.);

‑ расширения типов совместимых платформ;

‑ стратегического плана развития предприятия, включая планы слияния и разделения, изменения численности и номенклатуры выпускаемой продукции;

‑ планируемых изменений функций персонала.

Это означает, что управление знаниями – один из способов достижения стратегических бизнес-целей, а не процесс, развивающийся по своим внутренним законам. Во главе стратегии управления знаниями должна лежать стратегия бизнеса предприятия: миссия предприятия, направления и модель бизнеса. Таким образом, стратегия управления знаниями представляет собой план, согласованный по срокам и целям со стратегией организации.

Другой особенностью является степень соответствия приоритетов управления знаниями и стратегии бизнеса целям, которые должны быть достигнуты:

‑ снижение стоимости продукции;

‑ увеличение количества или ассортимента;

‑ сокращение производственного цикла;

‑ разработка и выход на рынок с новыми товарами и услугами;

‑ переход от «производства на склад» к производству под конкретного заказчика с учетом его индивидуальных требований и т. д.

Стратегические цели бизнеса с учетом внутренних ограничений конвертируются в стратегический план управления знаниями предприятия. В том случае, когда при формировании стратегии управления знаниями игнорируется стратегический план развития самого предприятия могут создаваться неоправданно амбициозные проекты, не соответствующие потребностям бизнеса. Не представляя себе, чего и как хочет достичь организация в перспективе, невозможно реально оценить и потребности в управлении знаниями.

К основным ограничениям, которые необходимо учитывать при выборе стратегии управления знаниями, относятся финансовые, временные, связанные с влиянием человеческого фактора, технические, финансовые ограничения (определяются величиной инвестиций, которые предприятие способно направить на развитие управления знаниями). Последний тип ограничений универсален, так как остальные три вида могут быть частично конвертированы в финансовые.

Временные ограничения обычно связаны со следующими факторами: сменой технологий основного производства, рыночной стратегией предприятия, государственным регулированием экономики.

К ограничениям, связанным с влиянием человеческого фактора, относятся следующие: корпоративная культура – отношение персонала к управлению знаниями; особенности рынка труда; трудовое законодательство. Корпоративная культура – это, в первую очередь, отношение персонала к управлению знаниями, привычка работать по стандартизированным процедурам, исполнительская дисциплина, информационная грамотность.

Управление знаниями предполагает свободное владение персоналом информационными компьютерными технологиями. Значительная часть регламентируемой информации и знаний должна вводиться в процессе производственной деятельности.

При выборе стратегии управления знаниями существенную роль играет выбор информационной технологии управления, но об этом поговорим в следующем номере журнала.

Окончание следует


Источники:

1. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями – руководство к действию: Пер. с англ. - М.:ИНФРА-М, 2002. - 504 c.
2. Кусимов С.Т., Ильясов Б.Г., Исмагилова Л.А., Валеева Р.Г. Интеллектуальное управление производственными системами. - М.: Машиностроение, 2001. - 327с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:33:35