Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2000

Высокие материи бизнеса

Хазарджян С М, докт. физ. наук, профессор, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Статья написана С.С, Мкртчяном и О.Н. Мельниковым по материалам книги С. Хзарджяна «Этика бизнеса» в память об этом выдающемся человеке и ученом, который искренне переживал за становление высокой нравственности молодого российского предпринимательства, зарождающегося после событий 1991 года.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Хазарджян С.М. Высокие материи бизнеса // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 5. – С. 3-7.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Известно, что с целью достижения лучших результатов любой предприниматель заинтересован в повышении производительности труда. Решению этой задачи он уделяет много времени, сил и средств, зачастую упуская из виду немаловажное обстоятельство ‑ работник, проникнутый сознанием возложенной на него миссии, за которую он ответственен обществом и перед Богом, выполняет свои обязанности одухотворенно. А именно это приводит к более высокой производительности. Но одухотворенно должен трудиться и сам бизнесмен, если он не хочет опустошить свою душу.

У древних инков существовало заклинание: “Пошли мне душевный покой, чтобы я мог смириться с тем, что нельзя изменить; пошли мне силу, чтобы я мог изменить то, что можно; пошли мне мудрость, чтобы я мог отличить первое от второго”. Отсюда следует, что каждый, будь то человек или народ, причины своих неудач должен искать в своих деяниях.

Это приводит к тому, что предпринимательство может оказывать как созидательное, так и разрушительное воздействие. Решающим является то обстоятельство, в чьих руках оказываются рычаги экономического воздействия. Поскольку бизнес имеет свои специфические внутренние законы, то очень важно, чтобы он выполнял свои собственные функции, отвечал определенным моральным требованиям. Личная выгода не должна заслонять потребность приносить пользу обществу.

Моральная кара и угрызения совести часто бывают страшнее смерти. Не зря один из семи заветов древних греков напоминает: “Подумай о конце жизни”. Следование принципу “любить своего ближнего” облагораживает душу, придает силы, повышает уровень самоуважения. Нарушение обязательств перед бедными и обездоленными ведет к отступлению от моральных устоев общества, от заветов Божьих, к деформации и распаду личности. Жестоко ошибаются те, кто пренебрегает словом божьим, считает, что оно не имеет ничего общего с миром, где доминирует яростная борьба за выживание. Вера отнюдь не является лишь благим пожеланием. Она основана на реальных фактах и объективных законах жизни.

Предприниматель, действующий в соответствии с заповедями Священного писания, должен стремиться к максимальному благосостоянию каждого занятого на его предприятии работника. Достигая материального и профессионального успеха, приобретая при этом власть и влияние, предприниматель должен с особой осторожностью контролировать свои действия. Известно, что риск возрастает по мере приближения к вершине. Успех требует большой моральной ответственности и самоотдачи. Отступление от моральных норм чревато катастрофическими последствиями. Практические же вопросы, которые ставит перед нами жизнь, становятся все более и более сложными и многообразными. Особую остроту они приобретают в наше время, которое можно охарактеризовать как время ломки устоявшихся стереотипов, перехода к рыночной экономике.

Можно ли вводить рыночные отношения в стране, где по традиции слова “торговец”, “купец”, “частная собственность” воспринимаются как оскорбительные? Заработает ли новая экономика в обществе, которому постоянно внушали, что богатым быть позорно, а бедность – не порок?

Для бывших советских людей сегодня чрезвычайно важен анализ запутанных нравственных коллизий, возникающих в сфере производства и распределения материальных благ. Это актуально и потому, что от презрительного отношения к предпринимателям общество перешло к их всеобщему поощрению. При этом важно не впасть в эйфорию, не поддаться соблазну золотого тельца. Благосостояние, достигнутое любой ценой, неприемлемо для человека.

В стране, где десятилетиями культивировался дух равенства, понимаемый как всеобщая казарменная нищета, осуществить экономическую перестройку (а по существу – революцию!), оказалось почти безнадежным. Введение рынка саботировалось, система налогообложения страдала чудовищными перекосами, ценообразование бралось с потолка …

Но самая главная причина заключалась в другом: сам народ психологически не был готов к столь крутым экономическим реформам. Мы помним по библии, что пророк Моисей 40 лет водил свой народ по пустыням, чтобы успели родиться новые поколения, свободные от рабской психологии.

Христианское мировоззрение требует, чтобы мы постарались достичь справедливого распределения дохода или прибыли между всеми участниками экономического процесса (владельцами, служащими, покупателями, вкладчиками и т.д.). Мы обязаны восстановить завещанные традиции. Это приведет к материальному и духовному вознаграждению.

Практическое воплощение этих подходов начинается с выдвижения новых, конструктивных идей. И хотя это нельзя запланировать, однако можно создать творческую обстановку, которая будет стимулировать деловую активность.

Например, молодой специалист, который изучает конъюнктуру рынка готовых изделий, всерьез заинтересовался проблемой инфляции. Ваш долг – создать для него благоприятную атмосферу, которая будет способствовать развитию конструктивных идей. Это не только повысит статус сотрудника, но и будет содействовать увеличению дохода в вашем бизнесе. После анализа проблемы и выработки практических рекомендаций бизнесмен может получить в свои руки альтернативное решение той или иной прикладной задачи.

Для любого работника, независимо от его положения в служебной иерархии, чрезвычайно важно осознать полезность своего труда.

Однажды я был свидетелем такого эпизода. Туристка из Франции наблюдала за действиями армянского каменотеса, который исполнял свою монотонную работу. Удивляясь его настойчивости, она спросила, как ему не надоест пилить и шлифовать каменные плиты. Отряхивая крошки со своего фартука, мудрый старик ответил:

‑ Мадам, может быть, вам кажется, что я только обтесываю камни, на самом же деле я восстанавливаю древний храм.

Культивировать такое отношение к труду – задача христианского бизнесмена. Редактор рукописи вносит реальный вклад в распространение ценной информации. Секретарь-референт поддерживает и формирует репутацию фирмы, вежливо и с улыбкой отвечая на телефонные звонки. Садовник не только рыхлит землю и вносит в нее удобрения, но и заботится об окружающей среде. Каждому человеку необходимо почувствовать значение своего вклада в конечный результат, будь то производство товара или изменение картины мира. Потребность в уважении и самоутверждении – одна из форм существования земной цивилизации.

Все люди, будь то рядовой сотрудник или предприниматель, нуждаются в безусловном признании. По опыту мы знаем, что нас признают только тогда, когда мы получаем хорошие оценки в школе, ученые степени, аккуратно стрижемся и имеем счет в банке. В бизнесе люди мало отличаются от подростков, которые гоняются за кроссовками престижной фирмы. Но как было известно тысячу лет назад, нет никакой жесткой корреляции между знанием того, что считается правильным, и тем, что действительно таковым является.

Разумны ли деловые люди? Да, но только в той степени, которая соответствует их собственным представлениям. Когда эти представления вступают в противоречие с действительностью, человек чаще всего меняет не потребности, а представления о них.

Стремление к успеху невозможно без надлежащего уровня компетенции, наличия определенной профессиональной и интеллектуальной базы. Продумывая свой бизнес, предприниматель с самого начала должен оценить свою компетентность в данной отрасли, возможности ее постоянного повышения, свои организационные способности и т.д. Занятие неподходящим бизнесом, который чужд ему по духу и недоступен по содержанию, скорее всего, обречет его на неудачу.

Одухотворенный, творческий подход чрезвычайно важен в любом бизнесе. Осмысленный, производительный труд невозможен без творчества. Каждый работник предпочитает видеть результат своего труда в овеществленном виде. Он гордится, когда может сказать: “Это сделал я”. Далеко не любая профессия дает возможность испытать чувство творческой удовлетворенности. Отполированный капот автомобиля скрывает отрегулированные мастером клапаны. Однако сборщик может гордиться не менее маляра, если осознает свою причастность к созидательному процессу. Насущная задача организаторов производства – наполнить труд творческим содержанием.

Таланты даны нам Богом. Хотя человеку предоставлена большая свобода действий в применении своих талантов, они не просто подарены для личного удовольствия. Талант каждого из нас предназначен для общего блага.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241