Актуальные проблемы взаимосвязи финансов и цен в регулируемой государством экономике

Кондрашов Г.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (74), Февраль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кондрашов Г.Д. Актуальные проблемы взаимосвязи финансов и цен в регулируемой государством экономике // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 2. – С. 59-63.

Аннотация:
В настоящее время отечественные экономисты обсуждают проблему регулирования государством рыночной экономики, так как в России она стала носить стихийный, неорганизованный характер. Регулирование экономики, на наш взгляд, должно происходить по следующим основным направлениям: а) укрепления рубля как национальной валюты; б) приближения цен к общественной стоимости; в) сокращения реального дефицита бюджета. Большую роль в решении этой проблемы играет разработка научно обоснованного подхода к определению взаимосвязи денег, финансов и цен.

Ключевые слова: рыночная экономика, финансы, государственное регулирование экономики



В настоящее время отечественные экономисты обсуждают проблему регулирования государством рыночной экономики, так как в России она стала носить стихийный, неорганизованный характер. Регулирование экономики, на наш взгляд, должно происходить по следующим основным направлениям: а) укрепления рубля как национальной валюты; б) приближения цен к общественной стоимости; в) сокращения реального дефицита бюджета. Большую роль в решении этой проблемы играет разработка научно обоснованного подхода к определению взаимосвязи денег, финансов и цен.

Как известно, в области теории денег в экономической науке существуют две школы – денежная и банковская. Первая из них признает активную роль денег в развитии хозяйства и утверждает, что деньги имеют внутреннюю стоимость. Вторая отвергает эти положения и настаивает на том, что эмиссия денег должна быть чуть ли не автоматической, не регулируемой государством. Денежная школа выражает интересы промышленного капитала, который заинтересован в наличии твердых, обеспеченных денег, тогда как банковская – интересы денежных капиталистов (банкиров) и торгового капитала.

Взаимосвязь между финансами и ценами проявляется, прежде всего, через коммерческий расчет и обеспечение его главного принципа – самоокупаемости большинства предприятий по текущим затратам на производство и реализацию продукции. Однако для воплощения в жизнь этого принципа на практике цены должны соответствовать стоимости, а деньги выполнять все присущие им функции. Иначе они не обеспечиваются и не способствуют развитию отечественного производства товаров.

Рыночная экономика предполагает цивилизованный характер процесса разгосударствления, акционирования и приватизации предприятий. Однако на практике приватизация осуществлялась с большими нарушениями, что явилось следствием ошибочной предпосылки идеологов реформирования об исключении государства из числа субъектов рыночной экономики. В ходе акционирования у многих вкладчиков пропали деньги в финансовых «пирамидах», а приватизация предприятий часто проводилась по заниженным ценам и без должного выкупа имущества у государства.

В условиях отказа от плановой командно-административной экономики бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их эффективное вложение в производство и целенаправленное использование осуществляется с помощью финансового рынка. Он представляет собой особую форму организации движения денежных потоков в хозяйстве страны и функционирует в виде денежного, товарного и фондового рынков. Однако единство этих рынков не может быть обеспечено в условиях кредитования Банком России дефицита Госбюджета, так как инфляция препятствует нормальной взаимосвязи фондового и товарного рынков.

Государство является организующим субъектом регулируемой экономики, но для этого нужно разобраться в вопросах экономики и права. По-видимому, в Конституции следовало более четко определить характер государства, так как от определения государственного устройства зависит политическая и социально-экономическая структура общества. Без этого мы не сможем сформулировать экономические законы и отношения в условиях многоукладной рыночной экономики.

Пользуясь этой неопределенностью, сторонники свободы частного предпринимательства подменяют понятие многоукладной экономики различными организационно-правовыми формами предприятий, функционирующих в условиях рынка исключительно на базе частной собственности. Таким образом, преуменьшается значение государственной формы собственности, а также роль государства в регулировании стихийно складывающихся рыночных отношений товаропроизводителей и их посредников. Это затрудняет определение оптимального соотношения между планом и рынком.

По нашему мнению, экономика государства должна быть планово-рыночной, а это значит, что на макроуровне экономики должен разрабатываться и внедряться госзаказ, а на микроуровне ‑ бизнес-план предприятия.

Бизнес-план ‑ это документ внутрифирменного планирования производства, предусматривающий стратегию и тактику предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу, разработку мероприятий инновационного и инвестиционного характера, обеспечивающий повышение эффективности производства и качества продукции. В нем отражаются основные аспекты планирования и риски коммерческой деятельности предприятия, определяются способы решения задач на основе менеджмента и маркетинга.

Составной частью бизнес-плана акционерного общества является разработка и соблюдение проспекта эмиссии акций, при отсутствии которого акции обесцениваются и перестают быть ценными бумагами.

В связи с этим целесообразно напомнить, что такое акции. Акция – это документ, удостоверяющий право ее владельца на получение дивидендов или части стоимости имущества предприятия в случае его ликвидации. Поэтому она обязательно должна содержать следующие реквизиты: адрес предприятия, номинальную цену, срок обращения на рынке, а также фискальный режим. Акции должны регистрироваться в Госкомимуществе, или в городской приватизационной палате. Для государства особенно важно знать адрес предприятия, так как нередко фирмы, скрывая собственные доходы от налогообложения, переводят капитал на счета подставных дочерних предприятий.

Ценные бумаги - инструмент капиталистической экономики, основным содержанием которой является минимизация затрат и максимизация прибыли фирмы. Однако для того, чтобы ее капитал не превращался в фиктивный, нужно сделать так, чтобы за каждой ценной бумагой стояла определенная часть стоимости имущества, то есть зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов.

Таким образом, организация цивилизованной планово-рыночной экономики предполагает укрепление денег, финансов и цен во всех присущих им функциях. Поэтому они не могут отрываться от своей экономической сущности, так как это искажает всю систему оценочных показателей как на микро- , так и на макроуровне экономики.

Специалистам в области финансов хорошо известно, что деньги и финансы - понятия не тождественные, но тесно связанные между собой. Эти понятия различаются по сущности, функциям и роли, которую они выполняют в процессе расширенного воспроизводства валового продукта и национального дохода общества. И все же, несмотря на эти различия, им присущи и некоторые общие черты, так как финансы ‑ это экономические денежные отношения, связанные с процессом образования, распределения и использования централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (предприятий, фирм, акционерных обществ) фондов денежных средств. Для того чтобы этот процесс происходил на научной основе, необходимо определение цены как денежного выражения стоимости товаров, а денег как товарного эквивалента, меры стоимости, средства обращения и средства платежа. Но поскольку в условиях стихийной рыночной экономики они оторвались от своего экономического содержания, процесс образования, распределения, а также использования фондов денежных средств зачастую носит не научный, а слишком меркантильный характер.

К сожалению, рыночная экономика функционирует неэффективно именно в результате этих причин, а также из-за отсутствия должного внимания финансовых органов к учету фирмами выручки от продаж, анализу затрат и прибыли.

Статистические данные показывают, что за 14 лет непрерывного реформирования экономика России обнаружила тенденцию к снижению эффективности производства, о чем свидетельствуют следующие показатели. В 1988 году, то есть накануне перехода к рынку, рентабельность промышленности по отношению к основным и оборотным фондам составляла 13,5%1), а в 2003 году рентабельность активов предприятий промышленности составила всего лишь 6,3%2).

В последние годы эта тенденция сохранялась, что видно из следующих данных (табл. 1).

Таблица 1

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов организаций по отраслям экономики РФ (в процентах)

Данные этой таблицы говорят о том, что в период с 2000 по 2003 год включительно рентабельность активов всех отраслей хозяйства Российской Федерации и, в частности, промышленности снизилась. По всему хозяйству России она снизилась с 7,6% до 5,9%, а по промышленности – с 12,9% до 6,3%. Особенно снизилась рентабельность сельского хозяйства, строительства и транспорта. Увеличилась она лишь на предприятиях связи с 11,6% до 14,6%.

В автомобильном и жилищно-коммунальном хозяйстве возросла убыточность. В целом удельный вес убыточных организаций по отраслям хозяйства страны вырос с 39,8% в 2000г. до 43% в 2003 г3. Для сравнения отметим, что в советский период развития экономики количество убыточных предприятий и организаций не превышало 10-12%.

На наш взгляд, эти данные подтверждают необходимость введения трехуровневой системы цен – фиксированных, регулируемых и свободных. Некоторые экономисты сугубо рыночной ориентации пытаются решить эту проблему путем дальнейшего повышения цен и тарифов, перекладывая, в конечном счете, это повышение на население. Но это приведет к дальнейшему снижению его жизненного уровня. Поэтому лучше пересмотреть цены под углом зрения приближения их к стоимости, чем создавать условия повышения цен и тарифов. Это позволит обеспечить хозрасчет на большинстве предприятий отрасли, отказаться от ненужных дотаций, вызванных недостатком средств из-за отклонения цен вниз от стоимости, и более рационально расходовать средства там, где цены превышают стоимость.

1См. Госкомстат СССР. Народное хозяйство СССР в 1988 году. – М.: Финансы и статистика, 1989. - С. 619.

2См. Росстат. Финансы России: Статистический сборник. – М.: 2004. - С. 129.

3 См. Росстат. Финансы России: Статистический сборник. – М.: 2004. - С. 127.


Источники:

1. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. $ М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Денежное обращение и кредит при капитализме: Учебник / Под ред. проф. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1989.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:07