Управленческий учет - составная часть информационной обеспеченности предприятия

Ермакова Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (73), Январь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ермакова Н.А. Управленческий учет - составная часть информационной обеспеченности предприятия // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 1. – С. 32-35.

Аннотация:
Предпосылками и условиями формирования информационно-экономического пространства сегодня становятся: а) рост информационных потребностей общества и превращение информации в ведущий экономический ресурс и фактор производства; б) развитие телекоммуникационной структуры; в) актуализированные потребности населения в изменении качественных характеристик информационных взаимодействий. (Окончание. Начало в № 12/2005)

Ключевые слова: управление предприятием, управленческий учет, знания, информационное пространство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Предпосылками и условиями формирования информационно-экономического пространства сегодня становятся: а) рост информационных потребностей общества и превращение информации в ведущий экономический ресурс и фактор производства; б) развитие телекоммуникационной структуры; в) актуализированные потребности населения в изменении качественных характеристик информационных взаимодействий.

Основным элементом информационно-экономического пространства выступают данные, сведения и знания, относящиеся к экономической сфере, зафиксированные на соответствующих носителях информации. Инфраструктуру информационно-экономического пространства формируют организационные структуры, осуществляющие сбор, обработку, хранение, распространение и передачу экономической информации, а также средства взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к данным информационным ресурсам.

Субъектами такого пространства являются:

‑ хозяйствующие субъекты и потребители экономически значимой информации;

‑ сетевые институты (сетевая экономика, глобальный электронный рынок, электронный бизнес и коммерция, сетевые организации, сетевой механизм координации);

‑ сетевая телекоммуникационная инфраструктура;

‑ совокупность целевых рынков;

‑ органы государственного регулирования.

В процессе формирования информационно-экономического пространства в российском обществе происходят следующие позитивные перемены:

1) информационные взаимодействия становятся более интенсивными на всех стадиях общественного воспроизводства;

2) усиливается влияние сети Интернет, что ведет к изменению количественного и качественного уровней протекания инфокоммуникаций в экономике;

3) за счет повышения степени прозрачности рынка снижаются транзакционные издержки;

4) увеличивается роль личного конкурентного преимущества, основанного на способности индивида анализировать релевантную информацию;

5) создаются электронные библиотеки и общественные банки данных, являющиеся средствами обеспечения равного доступа всех категорий населения к экономической информации;

6) осуществляется глобализация коммерческих контактов, рост числа электронных сделок и т.д.

Основными количественными показателями информационно-экономического пространства выступают:

‑ число персональных компьютеров на душу населения (включая объединенные в локальные сети и в сеть Интернет);

‑ количество пользователей сети Интернет;

‑ доля новых информационных технологий, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, валовом национальном продукте, национальном доходе;

‑ объем финансовых средств, обращающихся на рынке новых информационных технологий, продуктов и услуг;

‑ объемы электронной торговли.

Становление информационно-экономического пространства приводит к изменениям и на микроуровне, в частности, к трансформации деятельности хозяйствующих субъектов, а именно:

‑ информатизации внутренней среды организации;

‑ появлению новых информационных служб и повышению их значимости в организационной структуре предприятия;

‑ изменению характера труда и условий его протекания;

‑ увеличению доли инноваций при разработке продуктов;

‑ осуществлению регулярных и значительных вложений в человеческий и интеллектуальный капитал;

‑ созданию сетевых представительств предприятия и интеграции их в традиционную организационную структуру и т.д.

Составной частью информационно-экономического пространства является учетно-информационное пространство, основу которого составляют учетные информационные ресурсы в виде бухгалтерской информации (финансовой и управленческой), которая все более расширяет границы своего присутствия, взаимодействуя с другими компонентами информационного пространства. Это выражается в появлении новых видов учета (экологического, социального, креативного, бухгалтерского учета человеческих ресурсов).

В литературе приводятся также результаты исследований о взаимосвязи формирования бухгалтерской информации с культурными традициями каждой страны и психологическими особенностями поведения членов общества [1]. Бухгалтерская информация все больше приобретает политический оттенок, особенно при формировании правил ведения учета и составления отчетности. Об этом свидетельствует процесс внедрения международных стандартов финансовой отчетности в нашей стране и борьба интересов различных групп, которая развернулась на информационном поле учета и отчетности.

В связи с этим следует отметить усиление значимости данных управленческого учета в повышении эффективности хозяйствования и обеспечении конкурентного преимущества предприятия на рынке. Несмотря на то, что в 80-х гг. XX в. высказывались критические замечания относительно перспектив развития управленческого учета и возможностей его использования для принятия эффективных управленческих решений в современных условиях, большинство исследователей сегодня приходят к выводу, что управленческий учет еще не исчерпал всех своих возможностей.

Ряд авторов в своих работах [2] приводит оценки зарубежных специалистов, в соответствии с которыми на современном этапе управленческий учет представляется сферой, оказывающей наибольшее влияние на качественный уровень менеджмента. Более того, он значительно расширил свои гра­ницы с учетом целей стратегического менеджмента, анализа и учета информации, связанной с внешними факторами, разнообразными интересами различных пользователей. В данном случае речь идет о новой разновидности — стратегическом управленческом учете, который отличается от традиционного, ориентированного почти исключительно на внутреннюю деятельность организации, «лишь формально касаясь ее отношений с партнерами и сделок во внешнем мире» [3].

Все это способствует интенсивному росту объемов и масштабов управленческой информации, расширению ее «присутственной» области в учетно-информационном пространстве. При этом в своем «классическом» варианте данные управленческого учета хозяйствующего субъекта формируют гораздо большее информационное поле, чем, например, данные финансового учета, поскольку включают прогнозную информацию и отклонения от нее.

Как объект исследования, учетно-информационное пространство (в том числе информационное пространство управленческого учета) стало рассматриваться отечественными специалистами сравнительно недавно. Так, например, в своей работе, посвященной проблеме создания и функционирования системы управленческого учета, которая связывала бы интересы менеджмента и учетной политики, гибко реагируя на их изменения, А.Н. Кизилов трактует управленческий учет как составную часть учетно-информационного пространства. В частности, он считает, что управленческий учет необходимо рассматривать в качестве сегмента структуры учетно-информационного пространства, функционально ориентированного на информационное обеспечение задач оперативного, тактического и стратегического управления [4].

В целом, соглашаясь с данным суждением, мы считаем, что информационное пространство управленческого учета ‑ это информационные ресурсы, сформированные с применением теоретико-методологических и методических приемов и средств управленческого учета, поддерживаемые средствами информационной инфраструктуры, которые обеспечивают инфокоммуникации на уровне хозяйствующего субъекта. Процесс формирования и использования информационных ресурсов ‑ это одна из ключевых проблем создания и функционирования любого информационного пространства, в том числе информационного пространства управленческого учета.


Источники:

1. Мэтьюс М. Р., Перера М. Х. Б. Теория бухгалтерского учета. - М.:ЮНИТИ, 1999.
2. Николаева О. Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. - М.:УРСС, 2003.
3. Николаева О. Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. - М.:УРСС, 2003., 5 с
4. Кизилов А. Н. Концепция и модели построения адаптивной системы управленческого учета // Дисс. на соиск. ученой степени докт. кон. наук. - М., 2002.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 12:10:08