Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2006

Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее

Кузьмичев Андрей Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Есть ли у такой дискуссионной темы как «предпринимательство» своя история? В поисках ответа на этот вопрос можно изучить горы исследовательского материала, провести глубинные интервью с представителями бизнеса, зайти в музей российских предпринимателей и меценатов на Донской улице столицы, сходить в театр на спектакли по пьесам Николая Островского, или посмотреть сериал по мотивам книги Юлии Латыниной. При наличии свободного времени можно даже зайти на центральную площадь или улицу любого старого русского города, где рядом обязательно отыщется гостиный двор. Но вряд ли это поможет продвинуться в попытке ответа на вопрос: «Есть ли у предпринимательства история?»
Цитировать публикацию:
Кузьмичев А.Д. Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 1. – С. 8-12.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Есть ли у такой дискуссионной темы как «предпринимательство» своя история? В поисках ответа на этот вопрос можно изучить горы исследовательского материала, провести глубинные интервью с представителями бизнеса, зайти в музей российских предпринимателей и меценатов на Донской улице столицы, сходить в театр на спектакли по пьесам Николая Островского, или посмотреть сериал по мотивам книги Юлии Латыниной. При наличии свободного времени можно даже зайти на центральную площадь или улицу любого старого русского города, где рядом обязательно отыщется гостиный двор. Но вряд ли это поможет продвинуться в попытке ответа на вопрос: «Есть ли у предпринимательства история?».

Итак, с чего лучше начать поиски истории? Наверное, с воспоминаний. Желательно современных предпринимателей, имена которых у всех на слуху. И вовсе не обязательно «зарываться» в отечественную историю. Вот, например, воздухоплаватель и миллиардер в первом поколении британец Ричард Брэнсон, который, придумывая все новые и новые виды бизнеса, ныне собирается осчастливить человечество частными полетами в космос.  Свою историю успеха он изложил в книге «Теряя невинность. Автобиография» (Санкт-Петербург, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003). Может быть, фундамент удачи заложила его мама, у которой «были две навязчивые идеи: она всегда придумывала для нас работу и всегда была озабочена тем, как бы заработать денег».

Как бы то ни было, но предприниматели ‑ это особая «порода» людей, которые, как считает британский исследователь бизнеса Чарльз Хэнди, постоянно «в своей жизни создают что-то из ничего». Они не похожи на окружающих. Чем же они отличаются, кроме этой страсти? Предпринимательским духом.

Веком ранее немецкий ученый, автор фундаментального труда «Буржуа, этюды по истории духовного развития современного экономического человека», Вернер Зомбарт назвал предпринимательским духом «совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия». И особо подчеркивал: «…всегда сокрушало предпринимательский дух, без которого не может существовать дух капиталистический, ‑ это измельчение и сытое рантьерство или усвоение сеньориальных замашек».

Прочитав такие выводы, можно подумать, что предприниматели ‑ это совершенно особая «порода» людей, которая «выводится» исключительно в капиталистическом обществе, пронизанном идеями протестантской деловой этики, которая была описана Максом Вебером. Не будем забегать вперед, тем более, что до настоящего времени наблюдается значительное расхождение в понятийном аппарате предмета подобной дискуссии. Лучше отметим, что различные авторы дают свое понимание как понятия предприниматель, так и предпринимательский «класс», предпринимательское сообщество.

Достаточно подробно историю различных трактовок из области предпринимательства рассмотрел Г.П. Черников, отметивший, что слово «предприниматель» появилось во французском словаре уже в ХIII в.

А.И. Агеев, изучая базовые и вторичные свойства предпринимательства, утверждает, что это экономическое явление возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы. По его мнению, целый ряд иных характеристик (несение риска, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) является либо производным, либо необязательным, либо дополняющим. Но как быть с несвободными обществами, например советским, где предпринимательство проявлялось в такой интересной форме как студенческие строительные отряды?

Среди многих подходов к предмету дискуссии нам ближе подход А.В. Бусыгина, сумевшего описать не только «три волны» развития теории предпринимательской функции, но давшего методологическую посылку о том, что предпринимательство «выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, лишь впоследствии принимающей материализованную форму». Однако его вывод о том, что «основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель» нуждается, на наш взгляд, в уточнении.

Субъект предпринимательской деятельности – более широкое понятие, связанное с инновационной активностью различных акторов рынка. К ним можно отнести не только предпринимателей, но и различные формы организации бизнеса, которые в России часто принимали форму складничества, артелей, товариществ и даже конфессиональных сообществ (особенно в старообрядческой среде).

Например, в эпоху Удельной Руси важным фактором стабильности являлись монастыри, активно участвовавшие в хозяйственной деятельности, включая колонизацию новых земель. Именно поэтому, рассматривая историю делового мира России, стоит ввести в оборот не только традиционные понятия, какие как гость, варяг, купец, нэпман и другие, но и мало знакомые читателю такие определения как ушкуйник, прасол, партикулярный предприниматель, цеховик, теневик, шабашка, шарашка и другие.

Но как соединить эти понятия с веком нынешним? Трудная задача, тем более что фигура предпринимателя в отечественной истории всегда стояла позади или рабочего класса с его руководящим авангардом, или же царей с отважными полководцами. В западной традиции соединить эпохи очень просто – достаточно на этикетке товара разглядеть дату основания компании, а уж имена основателей обязательно будут рядом. В России эта традиция прервана, хотя ныне рядом с названием компании «Красный Октябрь» можно прочитать то, что писали еще в 20-е годы прошлого столетия: «бывш. Эйнем». 

Для того, чтобы решить эту головоломку, два года назад в государственном университета Высшая школа экономики стартовал исследовательский проект «Компании долгожители в России». Стоит особо отметить, что в отличие от западной традиции схожих исследований, где во главу угла ставится, прежде всего, информация о динамике фондового рынка и прибыли той или иной компании, в рамках данного проекта информация о русских долгожителях собирается по иным признакам.

К первой группе относятся дата основания и форма собственности в исторической ретроспективе, вид деятельности и масштаб рынка. Вторая группа признаков, по которым описываются российские компании долгожители, включает в себя технические инновации и институциональные инновации, проводившиеся в компаниях на протяжении их существования. Такая методика не позволит прийти к строгому рейтингу (четкому ранжированию компаний), так как используемые показатели не носят точного характера. Однако авторы исследования убеждены, что использование имеющихся у нас «мягких критериев» дает реальный инструмент для подробного изучения экономической эффективности интересующих нас компаний и сравнения их друг с другом по определенным частным признакам.

Однако, если вместо исследования или похода в библиотеку или книжный магазин уважаемый читатель попытается опереться исключительно на свои силы и даже начать свое дело, то ему наверняка пригодятся советы одного из самых известных предпринимателей минувшего века Сэма Уолтона. Правда, кому-то они могут показаться старомодными, но, реализуя свое «Я», он стал одним из богатейших людей Планеты.

Вот они, правила «эго», взятые из его мемуаров «Сделано в Америке. Как я создал Wol-Mart» (М., Альпина Паблишер, 2003):

‑ «Я всегда ставил себе планку предельно высоко, устанавливая для себя невероятно высокий личный отсчет очков».

‑ «Я … был избран Самым Разносторонним Мальчиком».

‑ «Я обожал спорт».

‑ «Начиная со средней школы, я сам зарабатывал все свои деньги и всю одежду покупал себе сам».

‑ «Я состоял в церковном совете дьяконов, был активным членом Ротари-клуба и стал президентом Торговой палаты, а также возглавил ее комитет по делам промышленности».

‑ «…я обхожусь фирме дешево».

‑ «… я достаточно рано понял, что одна из моих способностей заключается в памяти на числа. Я забываю фамилии и множество других вещей, а вот цифры всегда держу в голове».

‑ «…моя жизнь прошла в борьбе с устоявшимися стереотипами…».


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241