Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2006

Социальная ответственность предпринимательства

Дацко Сергей Николаевич, Генеральный директор международного дома «Зеленоград», Заведующий кафедрой Московского института электронной техники (ТУ), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Цель, которую общество избирает в качестве ориентира развития, для России непременно должна быть патриотичной. Это утверждение следует из нашей тысячелетней истории. В трудные времена у нас всегда проявлялась общая идея, объединяющая и мобилизующая народ на решение важнейших государственных задач. Примеров сказанному множество, начиная от монголо-татарского нашествия до распада СССР.
Цитировать публикацию:
Дацко С.Н. Социальная ответственность предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 1. – С. 3-7.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Цель, которую общество избирает в качестве ориентира развития, для России непременно должна быть патриотичной. Это утверждение следует из нашей тысячелетней истории. В трудные времена у нас всегда проявлялась общая идея, объединяющая и мобилизующая народ на решение важнейших государственных задач. Примеров сказанному множество, начиная от монголо-татарского нашествия до распада СССР.

Существует много исторических примеров, когда народы или племена, а порой и целые цивилизации исчезали, потеряв смысл существования, общую национальную идею. В определенной мере, к началу третьего тысячелетия над Россией нависла угроза утраты собственного оригинального национального образа. Страна оказалась на пороге самобытного исчезновения, растворившись в призрачном мире общества потребления. Сегодня нет общей, объединяющей гражданское общество, идеи, способной пробудить все слои населения и активизировать гражданскую позицию каждого члена общества. Как это ни парадоксально, но с исчезновением образа «врага» после распада СССР национальная объединительная идея «приказала долго жить». Страна превратилась по существу в сырьевой придаток западного общества потребления. Тем не менее, надо отметить, что в начале XXI-го века, наметилась положительная тенденция в формировании благоприятного образа России в глобальном мировом содружестве государств, связанная, в основном, с положительным образом лидера страны. Однако общенациональной патриотической идеи пока нет.

Такой идеей могла бы стать понятная каждому человечная, гуманная, стратегическая мысль, способная объединить все население страны, независимо от материального благосостояния и вероисповедания. Идея, возразить которой невозможно из-за ее очевидной правоты. Идея, реализация которой предоставит стране неограниченный ресурс на пути к процветанию нации, т.е. стратегически прагматичная.

Прежде чем сформировать такую идею, предлагаю читателю ответить на простой вопрос: «Что является главным национальным достоянием любой страны?». Ответ очевиден – граждане страны. Стало быть, общенациональной объединительной идеей может стать призыв – воспитание и образование юного гражданина России, точнее детей, оставшихся, по разным причинам, без родителей

Именно предпринимательское сообщество должно взять на себя ответственность перед гражданским обществом за воспитание и образование маленьких россиян оставшихся без родительского внимания. В этом должна заключаться истинная социальная ответственность бизнеса перед обществом. Оснований для такого утверждения  несколько.

1. Более высоконравственной, гуманной задачи не найти, а именно этого так сейчас не хватает для формирования образа российского предпринимателя в гражданском обществе;

2. В определенной мере развитие предпринимательства в России способствовало глубокой дифференциации общества по степени материальной обеспеченности. Это была неизбежная стадия в период становления новых общественно-экономических отношений.

Не все могут, да и не должны уметь, заниматься предпринимательством. Не все могут, да и не должны уметь, быстро приспосабливаться к новым реалиям жизни и извлекать выгоду из возникших в обществе трудностей. Однако, когда государство вдруг объявило о новых правилах жизни, значительная часть общества оказалась  невостребованной тем же государством. Последствия сказались непосредственно на бюджете каждой семьи. Бедность, озлобленность, алкоголизм, детская наркомания и преступность, беспризорность – все это звенья одной цепи. Поэтому на плечи предпринимателей, по справедливости, должна лечь самая тяжелая и, одновременно, благородная ноша.

3. Государство этой проблемой занимается так, как занимается. Результат налицо. Помощь в этом вопросе государству, именно сейчас, трудно переоценить. При этом, предпринимательское сообщество приобретает для себя стратегический людской ресурс – кадровый резерв, воспитанный и обученный решать задачи различного уровня сложности, в зависимости от исходного потенциала каждого подопечного;

4. Реальной становится решение актуальной задачи восстановления утраченного среднего профессионально-технического образования. Восстановление ремесла, каким издавна славилась Русь.

Как подступиться к выполнению такой высокой цели? С чего начать? Предлагаю рассмотреть следующие основные этапы начала пути к поставленной цели.

1 этап. Подготовить и провести круглый стол с участием Президента, Председателя правительства, представителей обеих палат Парламента, руководителей фракций ГД, руководителей торгово-промышленной палаты (ТПП), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), «Опоры России», министра образования и науки, представителей ведущих СМИ. Тема круглого стола – «Декларация предпринимательским сообществом своей ответственности перед гражданским обществом за воспитание и образование юных россиян, оставшихся без родительского внимания».

Одним из решений, принятых в ходе круглого стола, должно быть поручение государственным каналам СМИ начать, на постоянной основе, разъяснительную, агитационную работу широким слоям населения об одобренной государством социальной инициативе предпринимательства. Такой долговременный цикл передач мог бы называться «Дети России».

2 этап. Сформировать единый общероссийский фонд предпринимателей, в котором будут аккумулироваться все финансовые потоки предпринимательских структур, направленные на реализацию декларации «Дети России». Распоряжаться средствами фонда должен Наблюдательный совет, составленный из известных в стране граждан с честнейшей репутацией. Деятельность такого фонда должна быть абсолютно прозрачной, каждое направление финансовых средств должно освещаться в СМИ с демонстрацией каждого платежного поручения и реквизитов получателя.

Все это, а также множество других организационно-технических аспектов деятельности фонда должно быть прописано в его Уставе. Главная задача подробного освещения СМИ работы фонда – исключить любые спекуляции на тему злоупотребления финансами фонда.

3 этап. Рекомендовать всем предпринимателям страны через СМИ, конференции и съезды, инфраструктуру ТПП и т.д. направлять любые благотворительные средства только в единый образованный фонд на программу «Дети России».

4 этап. В каждом регионе должно быть открыто сетевое образовательное учреждение нового типа, в котором все оборудование, технические средства обучения и прочее, а также преподавание и проживание детей будут функционировать на средства фонда. Такое учреждение, по аналогии с Суворовским или Нахимовским училищем, может называться, например, Морозовским училищем (в честь русского мецената Саввы Морозова) или Ломоносовским училищем, либо как-то иначе, но броско и понятно каждому.

В каждое Морозовское или Ломоносовское училище должны стекаться заявки на подготовку кадрового резерва от предпринимателей, участвующих в программе «Дети России». Каждое Морозовское или Ломоносовское училище должно быть профилировано с учетом запросов рыночной конъюнктуры, а также специфики конкретного региона.

Уровень общеобразовательной подготовки выпускников Морозовского или Ломоносовского училища должен обеспечивать возможность участия в конкурсных экзаменах в вузы России.

Предприниматели, участвующие в программе «Дети России» должны иметь квоты в определенный перечень российских вузов, куда выпускники подобных училищ могут быть направлены без вступительных экзаменов для получения высшего образования требуемой направленности. При этом квотируемые «морозовцы» и «ломоносовцы» должны обеспечиваться именной стипендией из вышеназванного фонда. По окончании образовательного процесса такие выпускники института должны отработать не менее 2-х лет по контракту в «материнской» предпринимательской структуре.

Престиж училищ должен быть (особенно на первом этапе) сравним с Суворовскими и Нахимовскими училищами, а в дальнейшем ‑ через 7-10 лет ‑ они смогут претендовать на роль элитных заведений. Если сейчас детишки, зачастую, бегут из детских домов, то в Морозовские и Ломоносовские училища они будут стремиться, как в «Крым, где тепло и яблоки».

Совершенно очевидно, что естественным продолжением программы «Дети России» является программа «Старики России». Это абсолютно благотворительное движение неминуемо возникнет после первых шагов общества навстречу общей национальной идее. Этот порыв, воплощенный в конкретную адресную помощь старикам будет знаковым моментом начала долгого пути предпринимателей к вершинам духовного возрождения нации.

5 этап. Роль государства, в лице представителей как федеральной, так и региональной властей видится в том, что оно окажет максимальную организационно-правовую и информационно-разъяснительную поддержку этому актуальному, благородному предпринимательскому началу – движению, условно названному автором «Дети России». Это движение может и должно стать стержнем социальной ответственности предпринимательства, объединяющим все многонациональное, многоукладное, многострадальное и при этом высокопатриотичное гражданское общество России.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241