Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2006

Предпринимательский доход как функция экономически обоснованного процесса формирования и использования нематериальных активов организации

Абрамов Егор Геннадьевич, генеральный директор Консалтингового центра «КреативКонсалт – Технологии управления», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Как известно, основной целью функционирования коммерческих предприятий является получение предпринимательского дохода. Результат процесса создания предпринимательского дохода обусловлен различными факторами, в частности, наличием и эффективностью использования ресурсов, активов, капитала. Таким образом, одной из основных задач предпринимательской деятельности является максимизация эффективности управления данными факторами предпринимательского дохода, оформившаяся в отдельные самостоятельные направления, такие как управление персоналом, управление запасами, финансовый менеджмент и т.п.
Цитировать публикацию:
Абрамов Е.Г. Предпринимательский доход как функция экономически обоснованного процесса формирования и использования нематериальных активов организации // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 1. – С. 13-17.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Как известно, основной целью функционирования коммерческих предприятий является получение предпринимательского дохода. Результат процесса создания предпринимательского дохода обусловлен различными факторами, в частности, наличием и эффективностью использования ресурсов, активов, капитала. Таким образом, одной из основных задач предпринимательской деятельности является максимизация эффективности управления данными факторами предпринимательского дохода, оформившаяся в отдельные самостоятельные направления, такие как управление персоналом, управление запасами, финансовый менеджмент и т.п.

В рамках решения различных предпринимательских задач появились такие устойчивые определения, как, например: «Управление человеческими ресурсами», «Управление нематериальными активами», «Управление интеллектуальным капиталом» и т.д. При всем разнообразии появляющихся в предпринимательской практике выражений зачастую можно встретить различные термины при описании одних и тех же экономических процессов, что приводит к искажению понятий, спекуляции «модными» терминами и затруднениям при определении целей и задач между заказчиком и исполнителем, например, в консалтинговой деятельности.

Для подробного исследования подобных процессов как в предпринимательской деятельности при управлении предприятием, так и на макроэкономическом уровне для описания общих тенденций необходимо более глубокое понимание фактической сущности используемых терминов.

Известно, что основной задачей в предпринимательской деятельности является достижение максимального эффекта от управления факторами, влияющими на величину предпринимательского дохода. При этом даже одно только установление единой терминологии на начальном этапе позволит более точно определить объекты управления и выявить наиболее адекватные методы управления.

Сегодня в основном для описания объектов управления используют следующие понятия: ресурс, актив, капитал. Для определения сущности данных терминов обратимся к их классическим определениям.

Ресурсы (от франц. ressource - вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники средств, доходов [1].

Ресурсы – это источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях [2].

Актив - (лат. activius – деятельный). Одна из сторон бухгалтерского баланса; показывает состав, размещение и использование средств, которые группируются по признаку их функциональной роли в хозяйстве [3].

Актив – то, что используется в деятельности предприятия [4].

Капитал - ( нем. Kapital, первоначально – главное имущество, от лат. capitalis – главный) [5]

Капитал ‑ наличная стоимость, ценность всякого промыслового и другого заведения [6].

Структура капиталаэто структура средств предприятия, полученных за счет различных источников долгосрочного финансирования [7].

На основе анализа приведенных определений можно сделать выводы о диалектической связи всех представленных терминов. Так, при использовании понятий ресурсов и капитала речь идет об одном и том же объекте, рассматриваемом с разных сторон. Ресурсы – это факторы учитываемой собственности, а капитал – их финансовая (стоимостная) характеристика.

Таким образом, для целей управления факторами, влияющими на формирование предпринимательского дохода, наиболее применимым будет термин «ресурсы», под которым подразумеваются конкретные материальные и нематериальные объекты, предназначенные для использования в практической хозяйственной деятельности.

К активам должна быть отнесена та часть ресурсов, использование которой технологически определено для осуществления конкретных процессов и операций, необходимых при  решении предпринимательских задач предприятия. К потенциалу следует отнести ту часть ресурсов, использование которой технологически (временно) не определено.

При оценке предпринимательских рисков, связанных с финансовой устойчивостью, эта совокупность факторов будет рассматриваться в качестве капитала, основным назначением которого является то, что одновременно он отражает и их финансовую оценку. Причем рассматриваемый термин, выступающий в качестве финансового показателя, обезличивает структуру всей совокупности факторов по источникам их формирования и по правособственническим отношениям (собственный и не собственный капитал) – рис. 1. Данный подход является базовым при проведении финансового анализа современных, в том числе высокотехнологичных предприятий, где нематериальные активы играют существенную роль.

Рис. 1. Диалектическая связь и внутренняя классификация понятий «капитал» и «ресурсы»

Приведенная структура во многом аналогична структуре активов и капитала в бухгалтерском балансе. Однако отличием является то, что по правилам бухгалтерского учета в балансе отражаются либо собственные средства, либо заемные (т.е. те, для которых предоставлено право использования на определенный период времени). Например, арендованные средства производства не отражаются в бухгалтерском балансе, однако они могут являться важными элементами среди активов предприятия как факторов, влияющих на предпринимательский доход.

Учитывая представленные уточнения, можно отметить, что управление ресурсами, как правило, имеет своей задачей выявление скрытых или неиспользуемых ресурсов. Управление активами подразумевает максимизацию дохода, приносимого в результате их использования. А управление капиталом заключается в решении задач управления динамикой изменения объема и структуры капитала, а также управления рисками, связанными с использованием капитала разного типа.

Представленный терминологический подход позволяет по-новому взглянуть на такие понятия как «интеллектуальный капитал» и «нематериальные активы» и на их роль в формировании предпринимательского дохода. Использование адекватной терминологии в отношении перечисленных выше факторов в значительной степени уточняет их фактическую сущность и значение для современных организаций. Это, в свою очередь, обуславливает целесообразность применения и традиционных, и новых подходов к управлению данными факторами.

Отсюда следует обоснованность отмеченного многими исследователями факта, что снижается, а где-то и полностью утрачивает свое значение, роль ставших традиционными подходов к управлению человеческими ресурсами и управлению персоналом, которые сложились в эпоху индустриальной экономики, когда основной единицей управления выступал работник, производящий материальные ценности.

В настоящее время, когда преобладающую роль в предпринимательской деятельности стали играть нематериальные активы как плод использования интеллектуальных активов организаций, наибольшее значение приобретает управление не интеллектуальными (как это принято считать), а интеллектуально-креативными ресурсами [1], которые все больше и больше становятся основными при получении предпринимательского дохода. При этом носителем данного вида ресурсов является каждый отдельный работник и сегодня все очевидней проявляется тот факт, что эти ресурсы используются далеко не полностью, а часто не рационально и даже расточительно.

Подход, концентрирующийся на управлении интеллектуально-креативными ресурсами, объясняет появление таких особенностей как возможность удаленной работы, а также создает предпосылки для отказа от четкого разграничения обязанностей различных работников для наибольшего проявления и использования их креативных (творческих) способностей.

Наиболее тесно с данным подходом связана концепция управления интеллектуальным капиталом организации, который диалектически включает в себя не только способности сотрудников, но также и системы организации бизнес-процессов, информационных потоков и т.д. Она призвана подчеркнуть важность разделения интеллектуального капитала, используемого организацией, на собственный (принадлежащий самой организации) и несобственный (принадлежащий сотрудникам, например, их знания, способности, навыки). Поэтому одной из задач управления интеллектуальным капиталом становится анализ его структуры и разработка рекомендаций по формированию собственного капитала организации в виде ее нематериальных активов за счет «извлечения» их из несобственного капитала, носителем которого являются сотрудники организации.


[1] Советский Энциклопедический Словарь

[2] ГЛОССАРИЙ.RU

[3] Советский Энциклопедический Словарь. Издание четвертое. Москва: Советская Энциклопедия, 1988

[4] ГЛОССАРИЙ.RU

[5] Советский Энциклопедический Словарь. Издание четвертое. Москва: Советская Энциклопедия, 1988

[6] Толковый словарь живого великорусского языка.  Даль В.И. М.: Тера, 1995 – 782 с.

[7] ГЛОССАРИЙ.RU


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.:Машиностроение, 2004.