Инновационная логистика – перспективы и реалии

Проценко И.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (72), Декабрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко И.О. Инновационная логистика – перспективы и реалии // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 12. – С. 89-94.

Аннотация:
Исследование теории и сфер деятельности логистики за период конца ХХ и начала ХХI вв. позволяет, на наш взгляд, выделить существование двух концептуально содержательных определений логистики – базовой и инновационной.

Ключевые слова: логистические системы, аутсорсинг, инновационная логистика, базовая логистика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Исследование теории и сфер деятельности логистики за период конца ХХ и начала ХХI вв. позволяет, на наш взгляд, выделить существование двух концептуально содержательных определений логистики – базовой и инновационной.

Базовая логистика – это наука и вид деятельности по организации и управлению поставками продукции, предназначенной для производственного и личного потребления. Логистика поставок, или базовая логистика, является неизменным условием любого общественного производства и по своему содержанию, целям и задачам не зависит от ЕЕ эффективности, т.к. обусловлена ЕЕ экономической природой. Поскольку организация процесса поставок означает формирование, движение, преобразование, сохранность материальных потоков и потоков услуг, то различные стадии этих процессов обуславливают относительно обособленное существование закупочной, производственной, сбытовой, складской, информационной логистики, логистики запасов и других функциональных видов, обеспечивающих поставки материально-вещественных ценностей.

Для изучения, анализа и оценки эффективности управления потоковыми процессами, выявления неиспользованных резервов и их реализации, определения уровня развития и готовности рыночных системных структур к преобразованиям и проведения сквозной оптимизации требуется особый научный инструментарий - инновационная логистика. Она представляет собой научный инструмент по рационализации потоковых процессов путем внедрения прогрессивных инноваций в текущее и стратегическое управление рыночными структурами с целью достижения конечных результатов бизнеса.

Второе определение логистики как инновационной не противоречит первому, хотя имеются определенные различия. Неправильно, на наш взгляд, отождествлять деятельность рыночных структур по управлению и организации поставок (по их функциональному содержанию как материально-технического снабжения; поддержке производственных процессов; транспортировке и экспедированию грузов; складированию и грузопереработке; физическому распределению и сбыту продукции и др.) с процессом разработки и внедрения логистических систем разного профиля и уровня, анализом и оценкой необходимости и возможности преобразований действующих рыночных структур, т.е. способностью успешно решать комплекс логистических задач оперативного и стратегического характера по оптимизации потоковых процессов.

Анализ и оценка эффективности потоковых процессов в различных сферах деятельности являются основанием и отправной точкой целесообразности логистизации, т.е. определения конкретной стратегической программы. В ее рамках структуры логистической системы, выбора логистических технологий, квалификации персонала, поэтапного и поэлементного построения логистической системы, выбора критериев и показателей оценки ее эффективности и т.д. И здесь инновационная логистика является тем научным потенциалом, который даст возможность различным рыночным структурам (традиционно ориентированным, вновь создаваемым и/или ориентированным на современные формы, методы и технологии логистики) разработать программу логистизации с учетом их потенциала и уровня развития.

В процессе развития рыночной экономики разница между этими двумя видами логистики начинает проступать все более и более отчетливо. Это происходит по мере выделения инновационной логистики в специальную внутрисистемную функцию или выделения самостоятельных организаций (структур) по логистическому сервису, оказывающих услуги по оптимальному управлению материальными потоками не только участникам поставок, но и компаниям с любыми потоковыми процессами (в финансовой и банковской сфере; туристическом и гостиничном бизнесе; информационно-коммуникационной сфере и др.).

Инновационная логистика нацелена на повышение уровня управления за счет применения различного рода инноваций, направленных на улучшение качества обслуживания потребителей, рост эффективности потоковых процессов и снижение совокупных издержек на их реализацию.

Следовательно, объектом исследования инновационной логистики являются сформированные потоковые процессы, которые применительно к деятельности любых общественных структур являются результатом мер управленческого характера. Предметом инновационной логистики становятся формы и методы управления потоковыми процессами, подлежащие совершенствованию с помощью логистических инноваций. Несмотря на тесную связь инновационной логистики по объекту и предмету исследования с базовой логистикой, осуществляющей повседневную деятельность по организации и управлению потоковыми процессами различной степени эффективности, она имеет свои специфические задачи и функции.

К числу основных задач и функций инновационной логистики, по-нашему мнению, относятся следующие:

‑ генерирование новых идей в области управления потоковыми процессами, особенно стратегического управления, путем креативного использования достижений естественных и гуманитарных наук (математики, эконометрики, информатики, экономики, социологии и др.) для последующего их использования в логистических инновациях в соответствии с требованиями постиндустриальной экономики;

‑ изучение, обобщение, систематизация и использование мирового опыта инновационной деятельности в области логистики с учетом экономических особенностей различных стран, регионов, отраслей, сфер деятельности, рыночных структур, их возможностей и степени востребованности ими логистических инноваций;

‑ разработка организационно-методического механизма использования логистического инновационного фонда применительно к реальным условиям функционирования, развития и степени готовности действующих, а также вновь создаваемых структур с учетом совокупности предпосылок (социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых и др);

‑ разработка конструктивных программ в виде методов, алгоритмов, стандартов для различных структур, включая создание системных логистических новообразований;

‑ оценка эффективности инновационных логистических мероприятий и программ путем сопоставления полезности, выгоды и экономии от их внедрения с произведенными издержками логистизации.

Важнейшей составляющей инновационной логистики является стратегическая логистика – наука и практика наращивания логистического потенциала различных систем управления потоковыми процессами путем разработки долгосрочных программ инновационных преобразований в рамках намеченной парадигмы их стратегического развития.

Из этого определения следует, что логистизация различных хозяйственных и общественных структур на основе стратегической логистики отличается следующими признаками:

‑ критически пересматриваются и в значительной степени устраняются большинство априорно установленных ограничений, накладываемых на организацию и управление потоковыми процессами исходя из конечной цели этих процессов. Единственными ограничениями остаются границы стратегического развития хозяйственных и других структур, подлежащих логистизации, а также факторы внешней среды;

‑ инновационные логистические преобразования распространяются не только на управляющую подсистему, но и на всю систему управления (т.е. управляющую, управляемую подсистемы и объект управления);

‑ новые структурно-функциональные подразделения фирмы, образуемые в результате логистизации, делаются в значительной степени производными от решений, принятых на базе стратегической логистики.

Формирование, функционирование и развитие рыночных структур связано с выбором стратегий интернализации на основе инсорсинга и экстернализации на основе аутсорсинга. Условия транзитивной экономики, которая находится под воздействием социально-экономических, политических, финансово-экономических и других факторов, обуславливают выбор и смену рыночными структурами разных стратегий, в том числе и логистических.

В процессе своего развития и адаптации к требованиям внешней среды рыночные структуры создают системы управления потоковыми процессами на условиях взаимовыгодного сотрудничества и партнерства. Формой такого взаимодействия является стратегическое решение о ключевых компетенциях (основных видах деятельности) и обеспечивающих видах деятельности в рамках единой структуры.

Направление деятельности рыночной структуры по пути инсорсинга и/или аутсорсинга может существенно меняться под воздействием указанных выше факторов, что отражается на структуре и контурах потоков, а, следовательно, задачах и функциях логистических систем.

Организационно-экономическим механизмом инновационной логистики и ее методологической базой являются специализированные структуры инновационного логистического сервиса, которые реализуют объективную закономерность современного этапа рыночной экономики. Она заключается в дальнейшем разделении труда во всей общественно-полезной, в том числе и научной деятельности, а также в естественной в условиях глобализации рынка тенденции фокусирования научно-практической деятельности постиндустриальных структур на ключевых компетенциях.

Таким образом, развитие инновационной и, в частности, инновационной стратегической логистики является для многих рыночных структур, корпоративных и ассоциативных объединений, отраслей, регионов важным фактором и предпосылкой наращивания логистического потенциала. Это означает способность и готовность рыночных структур к эффективной организации совокупных потоковых процессов на основе оперативного и стратегического управления. Эти процессы в условиях глобализации мировой экономики становятся преобладающими и оказывающими прямое влияние на качество продукции и услуг, затраты по их производству и предоставлению, гибкость (реактивность) логистических систем, а значит, на их конкурентоспособность.

Не меньшую актуальность приобретает инновационная стратегическая логистика и для России, где логистика как наука находится в начале своего развития. В условиях нестабильной и деформированной экономики России управление потоковыми процессами осуществляется не на оптимальном, а на допустимом уровне, характерном в большей степени для закрытых систем и монопольных рынков. Это связано с существованием значительных неиспользованных резервов, особенно в сфере поставок, в виде упущенных возможностей, сбоев и кризисных ситуаций, что делает рыночные структуры благоприятным и перспективным объектом для эффективного применения инновационной стратегической логистики и роста ее приоритетности.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 09:05:32