Управленческий учет - составная часть информационной обеспеченности предприятия

Ермакова Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (72), Декабрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ермакова Н.А. Управленческий учет - составная часть информационной обеспеченности предприятия // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 12. – С. 77-81.

Аннотация:
Анализ состояния российской экономики показывает, что дальнейшее развитие рыночных преобразований в нашей стране теснейшим образом связано с результативной деятельностью предприятий как основных субъектов хозяйствования, эффективность управления которыми, в свою очередь, зависит от уровня его информационного обеспечения. Современные информационные системы предприятия (системы управленческого учета) обеспечивают мониторинг ключевых параметров бизнеса, тесную связь между учетом затрат и результатов, их анализом и принятием управленческих решений.

Ключевые слова: управленческий учет, информация, информационное обеспечение, учет

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Анализ состояния российской экономики показывает, что дальнейшее развитие рыночных преобразований в нашей стране теснейшим образом связано с результативной деятельностью предприятий как основных субъектов хозяйствования, эффективность управления которыми, в свою очередь, зависит от уровня его информационного обеспечения. Современные информационные системы предприятия (системы управленческого учета) обеспечивают мониторинг ключевых параметров бизнеса, тесную связь между учетом затрат и результатов, их анализом и принятием управленческих решений.

К настоящему времени управленческий учет в экономически развитых странах трансформировался в достаточно обширную область знаний, которая продолжает интенсивно развиваться. Опираясь на результаты исследований зарубежных авторов и организаций (European accounting association и CIMA ‑The Chartered Institute of Management Accountants), О.Е. Николаева и О.В. Алексеева провели ранжирование факторов, которые в наибольшей степени повлияли на изменения, произошедшие в управленческом учете за 1995–2000 гг. [1]. Среди выделенных ими 14 позиций 73% респондентов на первое место поставили информационные технологии. И это несмотря на то, что им предлагался выбор из весьма значимых и разносторонних характеристик, влияющих на деятельность предприятий. Среди них можно выделить следующие:

1) информационные технологии;

2) изменения в организационной структуре предприятия;

3) новые бухгалтерские компьютерные программы;

4) тактика ориентации на потребителя;

5) новый стиль управления;

6) e-бизнес (коммерческо-электронный бизнес);

7) требования к внешней отчетности;

8) глобализация;

9) слияние компаний;

10) ориентация на качество;

11) новый инструментарий бухгалтерского учета и т.д.

Такой приоритет в выборе объясняется тем, что внедряемые новые информационные системы способствуют интенсификации информационных процессов, неуклонному возрастанию скорости и объема передаваемой информации, ускорению ее обработки, более полному использованию обратных связей и, как следствие, предоставляют все новые возможности в получении необходимой управленческой информации.

Современные электронные технологии позволяют обрабатывать огромные информационные массивы в режиме реального времени при значительном снижении стоимости выполнения этих работ. Рост информационных потребностей (особенно в управленческой деятельности), появление новых инструментов и технологий работы с большими объемами информации создают условия для превращения последней в один из неотъемлемых ресурсов и факторов повышения эффективности и обеспечения кон­курентного преимущества организации.

В экономической теории, как правило, выделяются четыре основных производственных фактора: земля, труд, капитал и предпринимательская активность. Информация как производственный ресурс организации имеет ряд особенностей. Она воздействует на эффективность производства без количественного увеличения традиционных ресурсов и его субъективного фактора (работников), ускоряет процесс воспроизводства за счет сокращения циклов производства и обращения, повышает эффективность труда и капитала. В настоящее время информация становится не только необходимым ресурсом и фактором производства, но и непременным условием непрерывности протекания процессов обращения, в частности, рыночного обмена, обеспечивая его сопровождение.

Рассматривая производственные факторы через призму исторического развития общества, необходимо признать, что некоторые из них постепенно утрачивают свою значимость, уступая приоритет воздействия другим ‑ более «молодым». Можно предположить, что информация, играющая на сегодняшний день определяющую роль в успешной производственной и управленческой деятельности организации, в ближайшем будущем станет приоритетным фактором производства.

Возрастание роли информации и инфокоммуникаций на микро- и макроэкономическом уровнях во всех сферах общественной жизни ведет к формированию нового типа общества ‑ информационного. Информационное общество возникает на базе постиндустриального, это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Мировой опыт показывает, что каждая страна, в том числе и Россия, движется к созданию информационного общества своим путем, детерминированным социально-экономическими и культурными особенностями.

Отличительными чертами такого общества, наряду с увеличением роли информации в социальной жизни и возрастанием доли информационных коммуникаций (продуктов, услуг) в валовом внутреннем продукте, являются создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие социумов, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в соответствующих продуктах и услугах.

В принятой «Концепции формирования и развития единого информационно-экономического пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» единое информационное пространство определяется как «совокупность баз и банков данных, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей» [2].

С технической точки зрения, основными компонентами единого информационного пространства выступают:

‑ информационные ресурсы, включающие информацию и знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям;

‑ организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства;

‑ средства информационного взаимодействия граждан и организаций, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

На практике информация, связывающая экономические процессы различных предприятий посредством глобальных сетей и унифицированных информационных технологий, привела к созданию нового экономического уклада и способа производства. Информационно-экономическое пространство, в общем виде представляемое как глобальная сфера инфокоммуникаций в экономической среде, является важнейшей составной частью единого информационного пространства, определяя состояние и уровень развития экономического потенциала общества.

Как нам представляется, в условиях переходной экономики России, которая нуждается в новых источниках роста, формирование информационно-экономического пространства становится одним из существенных факторов, способных повысить ее эффективность.

В работах, посвященных данной проблематике, представлены различные дефиниции информационно-экономического пространства. По мнению О.В. Рожновой, «это упорядоченная в соответствии с определенными принципами совокупность определенных ресурсов, предназначенных для уменьшения неопределенности при формировании потребителями информации (субъектами общества) целенаправленных действий» [3].

Н.М. Григорьева рассматривает информационно-экономическое пространство как глобальную среду коммуникации участников информационного обмена, технологическим базисом которой являются компьютерные сети [4]. По ее мнению, данное новое макроэкономическое явление – это одновременно и структурный элемент, и подсистема народного хозяйства.


Источники:

1. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. - М.: УРСС, 2003.
2. http://www.ict.nsc.ru/win/laws/russ.-kon.htm.
3. Рожнова О.В. Финансовый учет. Теоретические основы. Методологический аппарат. - М.: Экзамен, 2001. - C. 14.
4. Григорьева Н.М. Становление информационно-экономического пространства России // Дисс. на соиск. ученой степени канд. экон. наук. - Ростов–на-Дону, 2003.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:05:35