Планирование как организационная координация развития экономики

Добрынин А.И., Ивлева Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (72), Декабрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Добрынин А.И., Ивлева Е.С. Планирование как организационная координация развития экономики // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 12. – С. 49-51.

Аннотация:
На рубеже XX-XXI вв. в зарубежной и отечественной экономической науке начали формироваться новые теоретические воззрения на жизнь общества и каждого человека, новые взгляды и концепции в анализе динамично развивающегося мира. К числу наиболее важных среди них относятся теории глобализации, потребления, новой экономики и переходной экономики. Рассмотрим характеристику экономической концепции потребления.

Ключевые слова: логистика, инновации, экономическое развитие, спрос, концепция потребления

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На рубеже XX-XXI вв. в зарубежной и отечественной экономической науке начали формироваться новые теоретические воззрения на жизнь общества и каждого человека, новые взгляды и концепции в анализе динамично развивающегося мира. К числу наиболее важных среди них относятся теории глобализации, потребления, новой экономики и переходной экономики. Рассмотрим характеристику экономической концепции потребления.

Спрос ‑ импульс экономической динамики.

С момента появления классической школы А. Смита и Д. Рикардо считалось, что производство благ исходно, или первично, оно формирует потребности, цели и стратегию на микро- и макроуровнях развития. Человек в этой системе выступал как экономически рациональный индивид, зависящий от производства и потребляющий то, что создает производитель. Данное положение было верным при ограниченности и дефиците ресурсов, адекватном техническому базису.

Но в связи с инновационной трансформацией технического аппарата, использованием информатики и электроники, Интернета и системы «ноу-хау» ситуация начала меняться. Достижения логистики обеспечивали синхронизацию движения материальных, информационных, финансовых потоков и оптимизацию затрат по доведению продукции от производителя к потребителю.

Общественное богатство и личное благосостояние зависят теперь не от материальной формы производства, а, главным образом, от информационной, когда конкретный потребитель заказывает конкретный вид блага/товара/услуги. С помощью информатики и при условии прозрачности бизнеса возможен учет действительных потребностей. Этому способствует переход от неопределенности производства и его регулирования «невидимой рукой» к организации изготовления товаров с конкретно заданными свойствами, рассчитанными объемами, ассортиментом и качеством, что дает возможность избежать потерь от перепроизводства, снизить издержки и затраты.

Новая концепция моделирования потребления и его роли в общей экономической динамике была обоснована американскими экономистами ‑ лауреатами Нобелевской премии Дж. Хэкманом и Д. Мак-Фадденем. Они отмечают, что рациональность потребления с учетом предпочтений приоритетна в определении объемов и структуры производства. Примат потребления подчеркивает и известный экономист Г. Мэнкью. Давая характеристику экономической науке, первым среди ее принципов он называет учет потребления и использования блага [1, с. 30–31]. И дело не в ограниченности (дефицитности) благ, а в том, что любое хозяйствование предполагает принятие решений об изготовлении такого количества товаров определенного качества, которое сможет действительно потребить общество в целом. Меняются приоритеты производства и потребления в достижении цели, что делает спорным применение общепринятого положения о том, что «возможности человека ограниченны, а потребности бесконечны».

Как известно, процесс потребления материальных благ отражает, с одной стороны, общественное признание результатов производства и трудовой деятельности, а с другой ‑ основу мотивации к продолжению их возобновления. Экономическое поведение потребителей реализуется как деятельность по приобретению и потреблению продуктов, услуг, идей, а затем ‑ по выбору сферы и способа приложения труда.

Содержание этой деятельности определяется как рациональный выбор из имеющихся альтернатив при заданных отношениях собственности и степени моральной адаптации человека. Объективно эта деятельность направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей.

В обобщенном виде система потребностей человека включает в себя два элемента: первый состоит из множества материальных потребностей, второй ‑ из социально-ориентированных потребностей гармоничного развития личности и формирования человеческого капитала. Последние элементы ‑ величины производные, но не менее значимые в современной сложной социально-общественной среде обитания человека как личности. Экономическое поведение человека как потребителя предполагает выбор вариантов его действий с учетом материальных и духовных целей. Д. Мак-Фадден в своих статьях ­обосновывает необходимость дифференцированного расчета потребностей по отраслям и группам населения, поскольку, по его расчетам, это в полтора раза повышает эффективность производства.

Иными словами, динамичные изменения общественной, духовной и социальной жизни усложнили проблему прогнозирования, планирования и моделирования потребностей в обществе, обеспечив приоритетное их влияние на развитие производства. Примером может служить реформирование и реструктуризация производства переходной экономики России. Изменение вкусов, требований и возможностей населения обусловливает потребность реструктуризации производства благ и услуг, преимущественное потребление товаров собственного производства, которые по качественным и стоимостным параметрам лучше импортных.

Под влиянием множества факторов, регулирующих максимизацию личной полезности и личную выгоду в обществе, формируется модель экономического поведения потребителей и принятия решений. Ее ядро составляет тип поведения потребителя, влияющий на принятие решения.

К внутренним факторам, дифференцирующим поведение потребителей, относятся: процесс восприятия информации и ее обработки для принятия решения, мотивация, эмоции, жизненный стиль, знание - т.е. все характеристики, внутренне присущие человеку и отражающие общие психологические процессы восприятия, мотивации, эмоциональности в индивидуальной форме.

К внешним факторам относятся ценности, формируемые социальным окружением, влияющие на потребителя извне и включающие его социальную общность (семья, куль­тура нации и т.д.).

В итоге, потребление представляет собой не действие на конкретную личность окончания процесса кругооборота материальных благ, а мотивационную основу организации трудовой деятельности общества. Таким образом, потребление и производство меняются местами: потребление становится исходным, в зависимости от его уровня формируются (планируются) объемы, инвестиции и другие факторы экономической динамики.

По мнению западных экономистов, модель поведения потребителей не обязательно предполагает принцип равновесия производства и потребления, а ведет к такому колебанию равновесия, которое складывается в результате постоянных изменений. Как отмечает Дж. Сорос, это «следствие поведения конкретных людей, проектирующих и воплощающих в реальность будущее, руководствующихся собственными гипотезами (плодотворными заблуждениями), которые они постоянно пересматривают» [2, с. 52].

В условиях новой экономики производители (фирмы и компании) персонифицируют производство товаров, услуг и рекламу. Они делают это не ради удобства покупателя (хотя и учитывают его), а, главным образом, в целях сокращения трансакционных издержек. По разным оценкам, при разработке и использовании модели потребления компании разных отраслей могут экономить на издержках от 15 до 50%. Широко используется система заказов потребителей для производства товаров требуемой конфигурации с учетом моды, вкусов, национальных особенностей и т.д.

При этом потребитель может следить и контролировать производство, что приводит к максимизации прибыли, смене технологии, менеджмента, маркетинга, схемы взаимодействия с клиентами. Процесс производства становится управляемым, прогнозируемым и планируемым. Именно на этой основе возникает необходимость и возможность планирования удовлетворения потребностей.


Источники:

1. Мэнкью Г.М. Принципы экономики. - СПб.: Питер Ком, 1999.
2. Сорос Дж. Алхимия финансов. - М.: Инфра-М, 1996.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:50