Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2005

Рыночные связи предпринимательских структур Северо-Запада России

Бовкун Владимир Ильич, старший преподаватель кафедры «Предпринимательство» Санкт-Петербургской академии управления и экономики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 48

Аннотация:
Промышленную политику, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения следует определять как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на претворение в жизнь главных принципов: обеспечение благополучия граждан и целостности государства.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Бовкун В.И. Рыночные связи предпринимательских структур Северо-Запада России // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 12. – С. 19-25.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Промышленную политику, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения следует определять как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на претворение в жизнь главных принципов: обеспечение благополучия граждан и целостности государства.

На сегодняшний день положение отдельных регионов можно охарактеризовать как неустойчивое. Это приводит к тому, что вопросы транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики служат основной причиной борьбы регионов как между собой, так и с центром. В ближайшее время следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы регионов.

Известно, что особое место в современной региональной политике занимает разделение регионов на «доноров» (не столько богатых, сколько потенциально мощных), «нулевых» (среднеразвитых) и «реципиентов» (слаборазвитых). Причем нынешняя система формирования федерального бюджета фактически способствует такому разделению субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, для экономических условий России неприемлемы унифицированные подходы и единые рекомендации для всех регионов. Поэтому при анализе региональной политики проблемные регионы целесообразно классифицировать следующим образом:

‑ экологически неблагоприятные регионы;

‑ регионы с высокой степенью концентрации производства и населения;

‑ индустриально слабо развитые;

‑ сельскохозяйственные депрессивные;

‑ промышленные депрессивные;

‑ резервные;

‑ рекреационные;

‑ районы нового хозяйственного освоения.

Указанные регионы обязаны стать объектами государственного регулирования. При этом должен быть определен и официально закреплен их статус, отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа.

Поскольку кредитно-денежная и бюджетная политика является одним из главных инструментов регионального регулирования в России, необходимо осуществить преобразование в сфере кредитной политики, направленное на государственную поддержку регионов путем стимулирования инвестиций. При этом региональная инвестиционная политика все больше становится политикой самих регионов, а не только федерального центра. Однако на современном этапе региональные бюджеты обладают слабой инвестиционной ориентацией.

Таким образом, очевидна необходимость кардинального пересмотра региональной инвестиционной политики и отношений к управлению субфедеральной, муниципальной собственностью, расходованию бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на программы социально-экономического развития. Отсутствие жесткой позиции в решении вопросов, касающихся учета этой собственности и эффективного ее использования, делают преодоление кризисных явлений в рамках того или иного региона России практически невозможным.

В условиях, когда возможности поддержки производства за счет средств государственного и регионального бюджета крайне ограничены, а физический и моральный износ оборудования большинства предприятий достигает критической отметки, возникает потребность в рациональном взаимодействии банковского и промышленного капиталов. Одним из наиболее эффективных инструментов организации такого взаимодействия является создание финансово-промышленных групп (ФПГ).

Финансово-промышленные группы структурно объединяют организации и предприятия, интеграция которых предоставляет возможность «замкнуть» их финансовые потоки, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции, быстро развернуть внешнеторговые операции и гарантировать возврат «заимствованной» у них валютной выручки. В свою очередь, развитие ФПГ становится возможным благодаря развертыванию банковской системы, появлению сети мощных коммерческих банков [1].

Основными факторами, ориентирующими финансовые структуры на интеграцию с промышленностью, являются:

усиление финансовой мощи ведущих коммерческих банков, способствующее смещению акцентов в их деятельности в область среднесрочных и долгосрочных операций;

интеграция деятельности банковских структур (образование банковских холдингов), обеспечивающая дополнительные возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их вложения;

усиление влияния отраслевых органов управления и мощных промышленных структур на процесс создания банков, осуществляющих обслуживание конкретных групп производственных предприятий и организаций;

государственная поддержка формируемых финансово-промышленных групп;

стремление банков к сотрудничеству с надежными и рентабельными товаропроизводителями.

В результате инвестирования средств в развитие предприятий банки ожидают получить соответствующую прибыль, поэтому они предпочитают вкладывать средства в группы предприятий, имеющих налаженные производственно-технологические, организационно-экономические и финансовые связи (финансово-промышленные группы и холдинги). Причем банк может входить в их состав.

Основными предпосылками для принятия решений об участии банка в ФПГ являются:

1) возможность инвариантной государственной поддержки, которая в настоящее время актуальна из-за общего курса государственной политики, направленной на ограничение сверхприбылей, связанных с сугубо финансовой и торгово-посреднической деятельностью, а также наличия ряда ограничений на деятельность банков на рынке ценных бумаг;

2) постепенное истощение потенциала чисто финансовых и торгово-посреднических операций на фоне увеличения возможностей получать прибыль от производства, что подталкивает крупные финансовые структуры к диверсификации своей деятельности;

3) крупные размеры материальных основных и оборотных фондов, контролируемые участниками финансово-промышленных групп, которые являются существенными гарантиями для  финансирования крупных инвестиционных проектов;

4) более высокая финансовая, технологическая, организационная устойчивость финансово-промышленных групп по сравнению с отдельными предприятиями, что гарантирует более высокую вероятность окупаемости инвестиций в расчетные сроки;

5) реализация прав собственника головной компанией финансово-промышленной группы, что позволяет банковским структурам осуществлять контроль и управление всей системой;

6) возможность получить в качестве клиентов участников группы с крупным финансовым оборотом;

7) перспективы для развития проектного финансирования.

Основными условиями активного участия банков в процессе формирования ФПГ являются:

1) непосредственное участие специалистов банка в разработке концепции и подготовке проектов нормативных актов по формированию финансово-промышленных групп;

2) активное взаимодействие представителей банка и центральной компании, формируемой ФПГ с руководителями предприятий, включаемых в ее состав;

3) организация в рамках финансово-промышленной группы полного цикла расширенного воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры;

4) закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ;

5) формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций группы;

6) непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов инвестиционных программ;

7) непосредственное участие специалистов банка в проектировании и внедрении системы управления финансово-промышленной группы.

При этом на участие банков в деятельности ФПГ накладываются следующие ограничения:

1) при формировании финансово-промышленных групп в добровольном порядке не допускается, чтобы входящие в группу кредитно-финансовое учреждение или инвестиционный институт владели более чем 10% акций любого предприятия — участника ФПГ, а также вкладывали в акции предприятий этой группы более 10% своих активов;

2) банки не могут выступать покупателями долей участия (паев, акций) приватизируемых предприятий, иметь в собственности более 10% акций какого-либо акционерного общества или в составе своих активов более 5% акций акционерных обществ;

3) банки не могут входить в финансово-промышленную группу посредством собственных акций в том случае, если ФПГ создается в добровольном порядке через учреждение ОАО (так как это является нарушением запрета на перекрестное акционирование);

4) в ФПГ не могут участвовать холдинги, в структуре капитала которых материальные активы составляют менее 50%.

Согласно Положению о финансово-промышленных группах и порядке их создания коммерческие банки могут участвовать в создании ФПГ путем учреждения участниками группы открытого акционерного общества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Данное акционерное общество может быть учреждено самим коммерческим банком, одним или несколькими партнерами или всеми участниками будущей ФПГ [2, с. 31–49].

Коммерческий банк может внести взнос в уставный фонд данного акционерного общества следующими активами:

‑ финансовыми средствами (включая ценные бумаги);

‑ акциями предприятий — участников ФПГ;

‑ материальными активами;

‑ интеллектуальными активами.

На сегодняшний день наиболее распространенной является ситуация, когда участие банка в учреждении акционерного общества осуществляется путем взноса своей доли в уставный фонд в виде финансовых средств. При этом необходимо отметить, что вхождение банка в ФПГ часто обусловлено тем фактом, что группа получает реальные рычаги управления предприятиями. Такие рычаги не могут существовать без отношений собственности на имущество предприятий-участников ФПГ.

В условиях жесткого контроля над созданием ФПГ и с учетом запрета на перекрестное акционирование приемлемым путем решения проблемы может стать приобретение акций предприятий, входящих в группу, на вторичном рынке. В связи с этим логичным представляется следующий порядок участия банка в ФПГ.

Коммерческий банк самостоятельно, либо (что предпочтительней!) совместно с небольшим числом экономически эффективных компаний-представителей разных сфер деятельности, учреждает открытое акционерное общество с целью получения в дальнейшем данным обществом статуса ФПГ. Уставный капитал при этом должен быть сформирован из максимального количества акций тех предприятий, чье участие предполагается в группе, и высоколиквидных финансовых ресурсов. В этом случае после регистрации появляется реальная возможность получить контроль над потенциальными участниками посредством скупки их акций. Такой механизм позволяет обойти существующие ограничения на контроль промышленности банками.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Реформы глазами американских и российских ученых / Под общей ред. О. Т. Богомолова. ‑ М.: Российский академический журнал: Фонд «За экономическую грамотность», 2001.
2. Грицюк Т.С. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центра и регионов // Финансы и кредит, 2003, № 1.