Определение эффективности ERP-систем

Табурчак А.П., Томилина Э.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (71), Ноябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Табурчак А.П., Томилина Э.И. Определение эффективности ERP-систем // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 11. – С. 35-39.

Аннотация:
Сегодня к одним из основных факторов, способствующих повышению эффективности деятельности предприятий, относится внедрение автоматизированных систем управления, рынок которых растет очень высокими темпами. На это расходуются значительные средства, но, не обеспечив правильной структуры их расходования на информационные технологии (ИТ) и не просчитав предполагаемого эффекта от их внедрения, достичь желаемого результата невозможно.

Ключевые слова: автоматизированные системы управления, ERP-системы, определение эффективного предприятия, ИТ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Томилина Э.И.

канд. экон. наук

Табурчак А.П.

Сегодня к одним из основных факторов, способствующих повышению эффективности деятельности предприятий, относится внедрение автоматизированных систем управления, рынок которых растет с очень высокими темпами. На это расходуются значительные средства, но, не обеспечив правильной структуры их расходования на информационные технологии (ИТ) и не просчитав предполагаемого эффекта от их внедрения, достичь желаемого результата невозможно.

Инвестиции в информационные технологии любой компании делятся на краткосрочные и долгосрочные. Это предопределяет их бюджетную политику в области ИТ. Краткосрочное планирование инвестиций предполагает решение насущных и, как правило, локальных задач. Стратегическое планирование исходит из стремления повышать будущие доходы, и в этом случае компаниям следует создать отдельный ИТ-бюджет.

Вместе с тем, часто даже в крупных организациях расходы на ИТ определяются формальными критериями ‑ например, предполагается тратить не менее 10% от сметы расходов, но не более 50%. Затраты на ИТ порождаются, прежде всего, требованиями бизнес-стратегии.

Самое сложное ‑ планировать стратегические инвестиции. В связи с этим, наиболее важной проблемой является даже не то, как тратить деньги на информационные технологии, а то, как просчитать эффективность этих затрат. По мнению аналитиков из исследовательской компании Accenture, большинство руководителей полагают, что расчет экономического эффекта ‑ дело хлопотное и бесполезное. Ведь для обоснования проекта необходим подробный анализ потенциальных выгод, возможный лишь при детальном знании экономики компании.

На тщательный анализ явных и скрытых проектных затрат никогда не хватает ни времени, ни денег, тем более, что ответ может оказаться отрицательным. Поэтому гораздо чаще решение о начале реализации проекта принимается не в результате долгих подсчетов, а в надежде на то, что с внедрением системы наболевшие вопросы перестанут беспокоить руководителей подразделений компании и на предприятии наступит желанный «порядок».

Тем не менее, по нашему мнению, нет ничего невозможного в том, чтобы количественно и качественно оценить вклад информационных проектов в общие экономические показатели компаний. За рубежом для этого разработан целый ряд инструментов. Их можно разделить на две категории:

1) традиционные финансовые методики;

2) инструменты качественного анализа, позволяющие оценить не только явные (количественные), но и неявные показатели.

В каждой категории насчитывается не менее десятка различных вариантов. Выбор наиболее подходящего средства зависит не столько от достоинств и недостатков того или иного подхода, сколько от особенностей деятельности конкретного менеджера, конкретного подразделения и конкретной компании (табл. 1).

С позиций финансового подхода можно использовать методы оценки возврата инвестиций (Return on Investment, ROI), совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO), а также экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA).

Таблица 1.

Источники окупаемости инвестиций в ERP-системы на производственном предприятии

Категории улучшений
Источники окупаемости
Незавершенное производство и длительность производственного цикла
Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, сокращение сроков производства, снижение запасов полуфабрикатов собственного производства (из-за сокращенного производственного цикла)
Складские запасы
Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, повышение уровня обслуживания
Использование производственных ресурсов
Снижение потерь рабочего времени, минимизация переналадок, повышение коэффициента готовности оборудования
Снижение материальных затрат
Партнерские отношения с поставщиками, своевременность входящих поставок, возможность использования небольших партий, снижение доли бракованных материалов
Повышение качества продукции
Снижение брака, снижение нарушений графиков производства, уменьшение количества переналадок, предотвращение снижения объема продаж
Повышение качества обслуживания
Снижение сроков поставок, обеспечение соответствия между запасами готовой продукции и клиентским спросом, своевременность поставок, интенсификация общения с клиентами
Управление затратами
Оперативность и точность расчета себестоимости (в том числе на основе функционально-стоимостного подхода), возможность оперативного анализа затрат, возможность анализа причин отклонений от плана, определение наиболее рентабельных видов продукции
Организация хранения и перемещения материалов
Повышение эффективности при одновременном снижении трудоемкости, повышение качества обслуживания, более точный и оперативный контроль
Учет и управление финансами
Доступность точной и своевременной финансовой информации, оптимизация финансовых взаимоотношений с поставщиками и потребителями

Подход на основе ROI применим к различным типам проектов. Вложив, например, 5 тыс. долларов в телекоммуникационное оборудование и сервис, можно за год сэкономить 10-15 тыс. на телефонных разговорах. Однако отличный показатель возврата инвестиций может совсем не впечатлять на фоне общих затрат на телекоммуникации в несколько сотен тысяч долларов.

Данный показатель несложно рассчитать, если инвестиции нацелены на конкретный аспект хозяйственной деятельности при точечном внедрении ИТ-технологий. Например, внедрение системы складского учета может повысить эффективность использования складских площадей, увеличить оборачиваемость (товаров), снизить уровень запасов и т.д.

Однако при оценке широкомасштабных проектов, основу которых составляют центры обработки данных и корпоративные информационные системы, затрагивающие различные аспекты деятельности предприятия, по причине возникновения синергетического эффекта подсчитать общую эффективность вложений простым суммированием значений ROI для отдельных направлений деятельности невозможно.

Поэтому сфера применения прямых финансовых методов довольно ограничена. Причина в том, что эффект от ИТ часто выражается не столько в явных финансовых показателях, сколько в качественных, трудно формализуемых преимуществах, связь которых с общими экономическими результатами компании неочевидна. Например, повышение степени удовлетворенности клиентов после внедрения системы. В этом случае оценить все явные и неявные факторы эффективности ИТ-проектов и увязать их с общей стратегией предприятия можно с помощью системы сбалансированных показателей (Balanced Score-card), относящихся ко второй группе.

Например, предприятию надо стать лидером на рынке, для чего оно должно выпускать конкурентоспособную продукцию и качественно обслуживать клиентов. Качественное обслуживание означает, что срок обработки заказа в отделе продаж должен составлять не неделю, а один день. Поэтому ИТ-проект по внедрению системы поддержки сбыта (CRM), который обеспечивает выигрыш во времени, даст положительный эффект.

Для оценки полученного результата предприятию необходимо разработать детальную систему сбалансированных показателей и внедрить ее на всех уровнях ответственности и во всех подразделениях. На Западе метод Balanced Score-card весьма популярен: по сведениям маркетологов Meta Group, соответствующие оценочные системы в том или ином варианте используются на 38% предприятий мира. В России серьезным препятствием для расчета экономической эффективности любого ИТ-проекта является отсутствие у большинства компаний продуманной системы ключевых показателей (Key Performance Indicators, KPI).

[1] Enterprise Resource Planning System – система управления ресурсами компании


Страница обновлена: 02.04.2024 в 12:12:35