Система управления промышленным предприятием в условиях нестабильного потребительского спроса

Пахомов М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (71), Ноябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пахомов М.А. Система управления промышленным предприятием в условиях нестабильного потребительского спроса // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 11. – С. 30-34.

Аннотация:
Процессы оперативного управления предприятием (ОУП) на современном этапе развития науки изучены достаточно полно. Разработано множество систем (например, класса MRP II), позволяющих составлять оперативные планы в условиях дефицита всех производственных ресурсов (оборудования, рабочей силы, времени, складских площадей и т.п.). Однако в условиях низкой загрузки производства, обусловленных падением спроса на продукцию многих отечественных предприятий, эффективность данных систем снижается.

Ключевые слова: промышленные предприятия, система управления предприятием, потребительский спрос, оперативное управление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Процессы оперативного управления предприятием (ОУП) на современном этапе развития науки изучены достаточно полно. Разработано множество систем (например, класса MRP II), позволяющих составлять оперативные планы в условиях дефицита всех производственных ресурсов (оборудования, рабочей силы, времени, складских площадей и т.п.). Однако в условиях низкой загрузки производства, обусловленных падением спроса на продукцию многих отечественных предприятий, эффективность данных систем снижается.

Снижение эффективности систем составления оперативных планов сегодня происходит потому, что при существующих условиях в противоречие вступают такие воззрения на организацию производства, как принцип равномерности и принцип минимизации длительности производственного цикла изготовления изделия. Согласно первому принципу производство необходимо осуществлять таким образом, чтобы в каждую единицу времени выпускалось одинаковое количество продукции. В этом случае при низком уровне спроса в производстве должна использоваться лишь часть оборудования, которое будет не только равномерно загружено, но и непрерывно производить продукцию. Если же руководствоваться вторым принципом, то в производстве необходимо задействовать все имеющиеся рабочие места так, чтобы выполнить производственный заказ в кратчайшие сроки.

В процессе дальнейших исследований было выяснено, что оптимальное решение в условиях нестабильного спроса состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

‑ оптимальной длительности производственного цикла изготовления партии готовой продукции;

‑ оптимальных партий и дат закупки материалов;

‑ оптимального способа транспортировки материалов;

‑ оптимальной структуры производственных мощностей.

Взаимосвязанность элементов выражается в том, что здесь невозможна ситуация, присущая высокому уровню загрузки, при которой, например, первоначально определяется оптимальная длительность производственного цикла изготовления партии деталей, а затем определяются оптимальные даты закупки материалов или оптимальная структура производственных мощностей. Это происходит по той причине, что в условиях низкой загрузки производства существует несколько возможных значений длительностей производственных циклов изготовления одного и того же изделия, каждой из которых могут соответствовать свои оптимальные даты, партии закупки материалов, а, следовательно, и оптимальные транспортные средства для их обеспечения.

Следует заметить, что ситуация, при которой существует несколько возможных длительностей производственных циклов, может иметь место только в том случае, когда принимается решение о сохранении незагруженных ресурсов. В обратном случае незагруженные производственные мощности ликвидируются, загрузка предприятия возрастает, и количество вариантов длительности производственного цикла сокращается. Таким образом, оптимальным решение будет только в том случае, если комбинация составляющих его элементов обеспечит минимум функции совокупных издержек.

В процессе анализа факторов, влияющих на принятие оптимального решения в условиях нестабильного спроса, было выяснено, что его поиск может быть осуществлен только в рамках особой системы интегрированного ОУП. Данная система должна состоять из следующих шести подсистем: 1) основного производства; 2) вспомогательного производства3) материально-технического обеспечения; 4) сбыта; 5) обеспечения финансами и финансовой информацией; 6) принятия решения. При этом первые пять подсистем образуют объект планирования, а подсистема принятия решения ‑ субъект планирования.

Поиск оптимального решения в условиях нестабильного спроса невозможен без получения информации от отделов и служб предприятия, отвечающих за текущее и долгосрочное планирование. Так, подразделения, отвечающие за текущее планирование, должны обеспечить субъект планирования информацией о плановых объемах производства готовой продукции. Результаты долгосрочного планирования должны в разрезе будущих периодов помочь сделать выводы о целесообразности реализации имеющегося на данный момент незагруженного оборудования.

В связи с этим при формировании системы интегрированного ОУП для низкозагруженного производства необходимо предусмотреть возможность прохождения информационных потоков от данной системы к подразделениям, отвечающим за текущее и долгосрочное планирование, а также обратное прохождение информации.

Учитывая вышесказанное, а также то, что в условиях рыночной экономики спрос на товарную продукцию изменчив, система управления предприятием должна быть построена в соответствии с рис. 1.

Вся поступающая в подсистему принятия решений информация должна систематизироваться, и на основании разработанных для исследуемого пред­приятия алгоритмов и формул, должно находиться оп­тимальное решение.

Отличительной особенностью системы управления предприятием в условиях нестабильного спроса является то, что, как видно из рисунка 1, для поиска оптимально­го решения здесь необходимо получение одновременной информации от всех подсистем, образующих объект планирования. При этом формирование и оптимизация планов работы основных цехов, планов поставок материалов, планов выезда транспортных средств и других планов идут параллельно. В существующих системах, которые не учитывают специфику оптимизации управленческих решений в условиях низкой загрузки производства (например, класса MRP II), сначала оптимизируются основные производственные графики и лишь затем вспомогательные.

Система управления предприятием, предложенная на рисунке 1, вполне способна обеспечить должный уровень планирования и при высоком уровне загрузки производства. Так, в рамках подсистемы принятия решений могут сначала формироваться основные производственные планы, и лишь затем планы работы вспомогательных подразделений и план материально-технического обеспечения.

Из рис. 1 видно, что информационные потоки идут не только к подсистеме принятия решений, но и в обратном направлении. Это говорит о том, что результаты полученного оптимального решения должны быть направлены в подразделения, отвечающие за функционирование подсистем. Результаты оптимального решения, направленные в подсистемы, определяют их следующие задачи.

Подсистема основного производства: формирование плана производства участка с разбивкой на сутки, формирование сменно-суточных заданий участку, формирование сменно-суточных заданий по рабочим местам.

Подсистема вспомогательного производства включает в себя:

1. Транспортное хозяйство:

а) внутренние перевозки: формирование плана доставки материалов на рабочие места, транспортировки деталей от одних рабочих мест к другим, отправки готовой продукции на склад;

б) внешние перевозки: формирование плана выезда транспортных средств по заданным маршрутам доставки материалов;

2. Складское хозяйство:

а) формирование плана поступления материалов, полуфабрикатов, готовой продукции на соответствующие склады;

б) определение площадей, подлежащих сдаче в аренду.

3. Ремонтное хозяйство: формирование плана-графика проведения различного рода ремонтов;

4. Энергетическое хозяйство: формирования плана поставок электроэнергии, топлива;

5. Инструментальное хозяйство: формирование графика подачи инструмента на рабочие места.

Подсистема материально-технического снабжения: формирование плана поставок материалов, комплектующих.

Подсистема сбыта: формирование плана отгрузки готовой продукции.

Подсистема обеспечения финансами и финансовой информацией: формирование плана перечисления денежных средств поставщикам материалов, выделения средств на оплату транспортных расходов (включая командировочные расходы), получения выручки от реализации готовой продукции.

Следует заметить, что выполнение указанных задач в рамках представленных подсистем целиком и полностью зависит от уровня оптимальности принимаемого решения.


Страница обновлена: 19.04.2024 в 08:07:01