Маркетинговое исследование рынка образовательных услуг г. Казани (на примере экономических специальностей вузов)

Багаутдинова Н.Г., Аузяк Н.С., Багаутдинова А.З.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Багаутдинова Н.Г., Аузяк Н.С., Багаутдинова А.З. Маркетинговое исследование рынка образовательных услуг г. Казани (на примере экономических специальностей вузов) // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 10. – С. 26-30.

Аннотация:
Среди характерных черт современных методов маркетинга образовательных услуг можно выделить то, что они исследуют такое многоплановое социальное явление как стремление людей к приобретению новых знаний, являясь при этом необходимым и достаточным условием процветания рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок образовательных услуг, коммерция, дилинговые центры



Потребность в специалистах нового типа с углубленной подготовкой в области маркетинговых технологий и коммерции возникла в связи с изменениями в России социально-экономических отношений, становлением рынка, появлением в нашей жизни необходимых атрибутов рыночной экономики. В российском обществе постепенно происходит осознание того, что маркетинг становится залогом процветания.

В орбиту применения маркетинговых методов исследования спроса и предложения товаров и услуг постепенно входят все экономические институты, уже успешно функционирующие, собирающиеся занять свою нишу или утвердиться в определенном сегменте рынка. В связи с этим в 2000 году ученым советом Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева было принято решение об открытии в рамках факультета «Экономика, финансы, управление и предпринимательство» кафедры «Промышленная коммерция и маркетинг». Этим актом Ученый совет одного из ведущих технических университетов России подтвердил свое понимание важности перемен, произошедших в экономике страны, и поставил перед новой кафедрой задачу подготовки для Татарстана и других российских регионов специалистов в области маркетинга, который понимается как основной закон и даже философия рыночного планирования производства товаров и услуг. Этим решением была преодолена односторонность понимания экономического образования в рамках технического университета, которое отныне давало возможность абитуриентам выбирать одно из многих направлений подготовки, включающей получение знаний и навыков в области производства и реализации товаров, работ и услуг как в сфере материального, так и нематериального производства.

Следует признать, что уникальность нашего университета связана не только с высоким уровнем подготовки специалистов и проведения научных исследований в области технических наук, но и, прежде всего, с тем, что в рамках технического вуза создана известная в стране и мире экономическая школа. В историю российской экономической мысли вошли фундаментальные работы преподавателей нашего университета – к.э.н. Спиридоновой Е.В., д.э.н., проф. Шарапова С.И., д.э.н., проф. Мазитовой Р.К., д.э.н., проф. Газизуллина Ф.Г.

С 2000 года на кафедре началась подготовка специалистов по специальностям «Маркетинг», «Коммерция» по дневной и заочной формам обучения для работы в качестве маркетологов и коммерсантов на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. Они могут работать в финансовых структурах (включая банки, инвестиционные фонды, биржи, аудиторские и консалтинговые фирмы), организациях социальной сферы и органах государственного управления различных уровней.

Подготовка специалистов по указанным специальностям предусматривает изучение социально-экономических, гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин. Она ориентирована на выпуск высокоэрудированных специалистов в соответствии со статусом университетского образования.

С 2000 года при кафедре действует учебный дилинговый центр, оснащенный необходимым оборудованием для получения навыков работы на фондовом рынке. Студены, обучающиеся в дилинговом центре, имеют доступ как к сети университета, так и выход в Интернет.

Подготовку специалистов осуществляет высококвалифицированный коллектив преподавателей, имеющих значительный стаж научно-педагогической работы. На кафедре ведется большая научная работа, которая является важным условием подготовки специалистов высокой квалификации, что находит отражение в защите докторских и кандидатских диссертаций. За это время были подготовлены и защищены диссертации аспирантами и соискателями кафедры – Мухаметшиным М.Ф., Корженковой Ю.А., Аузяк Н.С., Хаметовой Н.Г., Ахметовым Р.Р., Расстегаевой Ф.С. Конкурс среди желающих обучаться по профилю кафедры постоянно растет и является одним из самых высоких в университете.

Научно-исследовательская деятельность на кафедре осуществляется по нескольким научным направлениям, среди них: «Инвестиционный и финансовый анализ в производственной сфере», «Формирование и оценка системы менеджмента качества на предприятии», «Разработка системы оценки качества образовательных услуг», «Формирование сбытового потенциала предприятия», «Моделирование процессов на фондовом рынке, экономический и финансовый анализ», «Разработка моделей стратегического планирования на промышленных предприятиях» и др.

Отдельные предложения и рекомендации, сформулированные в ходе научно-исследовательской работы на кафедре, были внедрены на предприятиях Республики Татарстан и других российских регионов. Так, эффективность разработок сотрудников кафедры получили высокую оценку Всероссийской организации качества, Института управления образованием Российской Академии образования, Казанского государственного университета. Работы соискателей и аспирантов получили апробацию в деятельности ОАО «Оргсинтез» (г. Казань), ОАО «БИО-ТОН» (г. Дмитровград), негосударственных пенсионных фондов (Республика Татарстан) и других организаций.

За пять лет преподавателями кафедры был выполнен значительный объем научных исследований, финансируемый за счет средств, выплачиваемых по грантам на фундаментальные исследования. Сотрудники кафедры постоянно повышают свою квалификацию, принимая участие в международных, всероссийских и республиканских семинарах и конференциях, организованных ведущими отечественными и зарубежными вузами.

Кафедра поддерживает научные контакты с кафедрами ряда российских вузов, о чем свидетельствуют публикации на страницах настоящего журнала преподавателей и сотрудников Саратовского государственного социально-экономического университета, Волжского университета им. В.Н. Татищева (г. Тольятти), Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и других. Она успешно сотрудничает с другими кафедрами КГТУ, что находит отражение в активной работе ее сотрудников в Ученом совете университета, диссертационном совете по защите кандидатских диссертаций, в проведении внутривузовских конференций и т.д.

Юбилей кафедры мы празднуем в особый для нашей республики и города год – год тысячелетия Казани. В связи с этим совместно с редколлегией было принято решение о публикации на страницах журнала «Российское предпринимательство» статей ведущих преподавателей кафедры и факультета, а также молодых ученых, которые находятся на стадии определения круга своих интересов и пытаются (некоторые впервые) представить результаты своих поисков в печатном издании.

Мы не ставили своей целью направить публикации в одно русло, определить для них единую тематику, чтобы читатели убедились в широте интересов сотрудников кафедры и факультета, а также смогли получить достаточно полное представление о научном потенциале экономической школы, которая возникла в КГТУ им. А.Н.Туполева (КАИ) несколько десятилетий назад и продолжает традиции российских ученых-экономистов в настоящее время.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:41:59