Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности

Маливанов Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Маливанов Н.Н. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 10. – С. 21-25.

Аннотация:
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а, следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, профессиональное образование, непрерывное образование, профессиональные качества



На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а, следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Реальная оценка сегодняшней ситуации побуждает искать новые подходы к качественному изменению состояния всей системы инженерного образования в России. Оно должно отвечать современному развитию экономики и готовить специалистов к инновационной инженерной деятельности.

Системы образования (в России и за рубежом), в отличие от обычных системных объектов, являются в широком смысле исторически изменяющимися, зависящими от конкретного этапа развития общества (цивилизации). В соответствии с этими этапами периодически происходит переориентация их целей, функций, приоритетных направлений развития, появление новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. При этом проблемы передачи исторического опыта, знания от поколения к поколению актуализируются в периоды революционных преобразований общества.

Необходимость реформирования систем образования в развитых странах в настоящее время связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где всё более существенную роль играют не только уже приобретённые знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. В результате в конце XX столетия сформировалось основное противоречие между существующей системой образования, основанной на парадигме «образование на всю жизнь», и требованиями современного постиндустриального общества.

Указанное противоречие порождает комплекс проблем, решение которых требует адаптации существующих образовательных систем к современным требованиям общества:

‑ возрастанию общественно необходимых затрат (временных и материальных) на подготовку к трудовой, в том числе профессиональной деятельности и сокращению в результате этого самого периода трудовой деятельности;

‑ быстрым изменениям характера профессиональной деятельности (в результате внедрения новых технологий) в сфере материального производства;

‑ сохранению пятилетнего срока подготовки квалифицированных специалистов;

‑ необходимости государственного подхода к проблеме соответствия получаемого образования требованиям производства.

При решении проблем и противоречий, возникающих из-за несоответствия требований общества к уровню подготовки специалистов и возможностей образовательных систем, на различных этапах развития цивилизации обращалось внимание на идею необходимости обеспечения непрерывности образовательного процесса. При этом социальный заказ общества стимулирует как практическую деятельность (совершенствование организационных структур), так и трансформацию педагогических теорий в соответствии с особенностями развития мирового сообщества, конкретной страны и конкретно переживаемого периода времени.

Инновационное инженерное образование определяют как процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также как комплексную подготовку специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующих содержания, методов и технологий обучения.

Инновационное обучение ориентировано на создание условий для готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределённому будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, к сотрудничеству с другими людьми. Специфику инновационного обучения определяют его открытость, предвосхищение результатов на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.

Сегодня в инженерном образовании развиваются и реализуются следующие инновационные процессы:

‑ подготовка по интегрированным образовательно-научным программам, реализуемым вузом совместно с научными и инновационно-техническими организациями;

- целевая подготовка специалистов к практической инженерной деятельности по интегрированным образовательно-производственным программам, реализуемым вузом совместно с ведущими производственными объединениями и предприятиями;

‑ формирование единой высокоразвитой информационной среды системы высшего профессионального образования; организация крупномасштабных подсистем «открытого» образования, дистанционного обучения, телеконференций и т.д.;

‑ разработка, апробация и внедрение в учебный процесс передовых педагогических методов и технологий, высоких информационных технологий и широкого спектра программных продуктов;

‑ развитие инновационных процессов различного назначения, формирование региональных, муниципальных, межотраслевых, отраслевых, межвузовских и вузовских инновационных структур с участием в их деятельности преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов;

‑ обновление структуры высшего технического образования;

‑ развитие спектра и перечня образовательных программ по направлениям и специальностям высшего технического образования;

‑ обновление содержания основных программ высшего профессионального образования в соответствии с развитием требований к выпускнику вуза, обусловленное появлением и использованием новых научных знаний, прикладных разработок, технических достижений;

‑ разработка широкого спектра дополнительных образовательных программ для удовлетворения потребностей студентов, работников предприятий и организаций в получении новых знаний.

Профессионально важные качества (ПВК) будущего инженера – это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремлению к личностному росту, профессиональному совершенствованию. ПВК формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным.

В нашем случае одним из важнейших условий является обучение студента в различных структурах непрерывного профессионального образования, объединенных в единую систему, которая координируется Центром непрерывного образования КГТУ. В основе внутренних механизмов формирования ПВК лежит процесс самосовершенствования студентов, интенсивность которого определяется степенью достаточности профессионального интереса и мотивации профессиональной деятельности.

Наряду со стремлением к собственному совершенствованию не менее важным фактором для развития человека в личностном плане является мера его активности в позитивной творческой деятельности.

Формирование личности студента в целом и его профессионально важных качеств в частности определяется характером общественных процессов, а также особенностями инженерной деятельности, которая в современном производстве все больше приобретает инновационную направленность. Это способствует изменению профессиональных ценностей, интересов и потребностей технического специалиста. Структура педагогической системы формирования ПВК включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, гностический, операционно-деятельностный, регулятивно-управленческий и эмоционально-оценочный.

Изображенная на рис. 1 модель процесса формирования ПВК инженера в учебно-воспитательном процессе, реализуемом в условиях непрерывного профессионального образования, на наш взгляд, способна решать основные задачи современного инженерного образования по подготовке специалистов к осуществлению инновационной деятельности.

Рис. 1. Модель процесса формирования ПВК инженера.

С целью выявления эффективности педагогической системы, показателями которой являются результаты психологического тестирования, позволяющие выявить основные показатели профессионального мышления в целом и отдельные его компоненты в частности, а именно: сформированность у студентов, обучающихся в системе непрерывного образования, личностных и профессионально-творческих качеств специалиста, а также коммуникативных и организаторских склонностей нами была проведена экспериментальная работа, о результатах которой мы расскажем в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:15:15