Место встречи «Сенаторская гостиная»

Джандосова Р.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (69), Сентябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Джандосова Р.Д. Место встречи «Сенаторская гостиная» // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 9. – С. 110-112.

Аннотация:
В Московском Доме журналистов функционирует «Сенаторская гостиная». По инициативе Совета Федерации Федерального собрания РФ в июле с.г. состоялась встреча с сенатором от Эвенкийского автономного округа (Суглана), председателем Комитета по естественным монополиям Одинцовым Михаилом Викторовичем. Предлагаем вниманию наших читателей его выступление.

Ключевые слова: Россия, естественные монополии, Эвенкия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В Московском Доме журналистов функционирует «Сенаторская гостиная». По инициативе Совета Федерации Федерального собрания РФ в июле с.г. состоялась встреча с сенатором от Эвенкийского автономного округа (Суглана), председателем Комитета по естественным монополиям Одинцовым Михаилом Викторовичем.

Предлагаем вниманию наших читателей его выступление.

Эвенкия – малоисследованная территория России площадью в 767 тысяч кв. км., от реки Подкаменная Тунгуска – на юге до полуострова Таймыр – на севере. Недаром район верховий Котуя носит название «Полюс недоступности». В Округе насчитывается 19 тысяч жителей, треть которых – дети и старики. Городов нет, центр территории – поселок городского типа Тура, есть еще районы Вановары и Байкит. В Эвенкии нет ни асфальта, ни железных дорог.

Промышленность отсутствует, т.к. округ находится в зоне вечной мерзлоты. В сельском хозяйстве преобладает оленеводство, рыболовство, звероводство. Фактически сейчас мы возвращаем эвенкам оленеводство в расчете на то, что это решит проблему безработицы и, как ее следствие, пьянства. Законодательный Суглан Эвенкии принял специальную программу развития коренных и малочисленных народов Севера.

Весьма положительную роль сыграло реформирование системы руководства регионом: принята стратегическая программа телекоммуникативного и информационного развития округа. Налажена компьютерная связь со всеми административно-территориальными единицами. К сети «Интернет» подключены все школы, причем можно связаться не только с госучреждениями, но и с любой квартирой. По уровню доступности Интернет-образования Эвенкия занимает одно из первых мест в России.

Решена проблема с отоплением и энергоснабжением. Если раньше жители жаловались на задержку зарплаты, отсутствие работы, то теперь вновь стали востребованы парикмахерские, кинотеатры, комбинаты бытового обслуживания и т.п.

Из-за специфики региона наиболее сложным вопросом, разрешение которого требует серьезного внимания федеральной и местной власти, остается транспорт. Основные его виды: воздушный, речной, традиционный (олени). Протяженность внутренних судоходных путей (реки Нижняя и Подкаменная Тунгуска) в период навигации составляет не более 2300 км, при этом судоходство возможно в ограниченные сроки (2-3 недели). Поэтому округ вынужден ориентироваться, в основном, на авиаперевозки. Но в эксплуатации находятся самолеты АН-2 производства 40-х годов прошлого века, их двигатели работают на дорогом топливе – бензине Аи-91.

Производственные фонды аэродромов физически и морально устарели, а цены на оборудование и авиационное топливо неуклонно растут. Проблема еще и в том, что авиатранспортный комплекс, все имущество аэропортов находятся в федеральной собственности, но средства из Центра не поступают. Разработана Программа развития гражданской авиации на 2005 г.Намечается закупка дирижабля, который при скорости 120 км в час сможет везти до 200 тонн груза, что дешевле и позволит доставлять в пункты назначения даже нефть.

Нефть становится все более заметной составляющей экономики региона в долгосрочной перспективе. Разведанные запасы ее перекрывают потребности Эвенкии, поэтому основные объемы можно экспортировать по нефтяной магистральной трубе.

После долгих споров принято решение – трубопровод пойдет на Японию.

Очевидно, необходимые нормативно-правовые акты, урегулирующие взаимоотношения между государством и частным сектором, будут приняты уже после вхождения Эвенкии в состав объединенного Красноярского края.

Эвенкия ‑ весьма перспективный и богатый регион. Она, образно говоря, «спит» на нефти и газе, золоте и алмазах. Разработанные месторождения нефти составляют 160 млн. тонн, а потенциально разведанные ‑ 500 млн. тонн, запасы газа ‑ в несколько триллионов кубометров. Общий объем залежей золота, алмазов, соляных растворов, лесных ресурсов, превышает на 10-15% аналогичный показатель на остальной территории Красноярского края!

В плане развития Объединенного края намечается реализация крупных инвестиционных проектов. Это разработка Ванкорского и Юрубчено-Тахомского нефтегазовых месторождений, достройка Богучанской ГЭС, развитие золотодобычи, лесной и металлургической отраслей и, конечно, транспортной инфраструктуры. По расчетам топ-менеджмента, объединение даст вторую жизнь Северному морскому пути.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:33