Проблемы руководства рыночными объектами различного уровня

Анголенко Н.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (4), Апрель 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Анголенко Н.И. Проблемы руководства рыночными объектами различного уровня // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 4. – С. 34-40.

Аннотация:
Нас всех учат читать, писать и считать, но почти никто не учит, как правильно достигать поставленной цели. Сегодня студенты изучают менеджмент, маркетинг, контроллинг и многие другие дисциплины, которые по существу являются элементами технологии руководства достижением цели.

Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, проблемы управления, достижение цели



Нас всех учат читать, писать и считать, но почти никто не учит, как грамотно достигать поставленной цели. Сегодня студенты изучают менеджмент, маркетинг, контроллинг и многие другие дисциплины, которые по существу являются элементами технологии руководства достижением цели. А присутствует ли в учебных программах вузов предмет под названием «руководство»? Увы, ответ на этот вопрос очевиден. Во многих вузах он будет отрицательным. Откуда же в таком случае берутся руководители? Большинство из них – «самоучки», которые прошли к высоким постам, используя дорогостоящий метод «проб и ошибок».

В области руководства или управления (неправильно считать эти слова синонимами) необходимо создать единую теорию, которая могла бы объяснить явления, наблюдаемые в управленческой практике, и согласовывать множество концепций и одновременно давать практические рекомендации по решению возникающих пред руководителем проблем.

Почему-то всем ясно, что для того, чтобы летчик мог поднять самолет в воздух, его надо долго учить теории и практике пилотирования. Невозможно представить себе пилота-самоучку, постигшего азы своей профессии методом «проб и ошибок». Или разве можно допустить, чтобы больного оперировал «слегка недоученный хирург» или троллейбусом управлял шофер, лишь понаслышке знакомый с методикой управления транспортными средствами, а самолет с термоядерной бомбой на борту пилотировал экипаж, члены которого – «недоучки»?

«Абсурд», - скажете вы. И будете совершенно правы. Но почему же тогда, возглавляя крупное предприятие, можно быть руководителем-самоучкой и утверждать, что здесь (на предприятии) есть все предпосылки для достижения «определенных успехов»? Но успехи по сравнению с чем? Сегодня можно утверждать, что если бы руководитель знал теорию руководства объектом и постоянно использовал бы ее в своей деятельности, то успехи были бы более значительными.

То же самое относится и к сфере бизнеса. В результате незнания основ руководства большое число предпринимателей либо разорилось, либо оказалось на грани этого. Все это последствия пренебрежительного отношения к управленческой подготовке, неумения правильно ответить на вопросы «как действовать» и «как руководить».

Если предприятие государственное, то в этом случае неудачи в управленческой политике компенсируются корпоративными, родственными и дружескими отношениями многих руководителей различных уровней и рангов. А если это предприниматель, который бросился в бурную реку бизнеса, не научившись предварительно плавать, он зачастую либо вовсе не имеет, либо имеет поверхностное представление об экономических законах и закономерностях. Государство в этом случае не должно оставаться в стороне. В частности, оно должно помочь предпринимателю, а может быть и потребовать от него пройти специальный курс обучения системному решению всех вопросов, связанных с его частным бизнесом. В конечном счете, это дело государственное.

Все мы знаем (проходили в школе), что для решения элементарной математической задачи, прежде всего, нужно узнать алгоритм ее решения, заложенный составителем. В противном случае, т.е. без знания алгоритма, такая задача решается тем самым методом «проб и ошибок», и на поиск ответа уходит много времени. Похожая картина наблюдается и в жизни ‑ на работе и отдыхая, при любых действиях, необходимых для достижения каких-либо целей, в том числе при осуществлении руководства объектом.

Действия могут носить как бессистемный характер (метод «проб и ошибок»), так и системный ‑ с использованием научно обоснованного алгоритма достижения цели с помощью руководства. В результате многолетних научных исследований такой алгоритм или закон действия был сформулирован доктором философии из Соединенных Штатов Америки К.А. Павловым.

Всякая деятельность, направленная на достижение цели, осуществляется через реализацию шести Главных функций:

1) информационную (ГИФ);

2) планирования (ГФП);

3) технологическую (ГТФ);

4) персонала (ГФПр);

5) организационную (ГОФ);

6) управления (ГУФ).

Графически это можно изобразить в виде схемы.

Главная информационная функция – это сбор, обработка, анализ, хранение и доведение до заинтересованных лиц информации о целях объекта, а также наличие необходимой информации на всех рабочих местах.

Главная функция планирования - это разработка плановой документации достижения целей объекта на основе обработанной информации, полученной в результате выполнения ГФИ.

Главная технологическая функция - это выбор технологий (методов выполнения планов, средств достижения управленческих целей и мотивов их применения), а также наличие на всех рабочих местах технологических предписаний для выполнения плановых заданий.

Главная функция персонала – это подбор, подготовка, переподготовка и размещение (расстановка) на рабочих местах специалистов, способных на основе выбранных технологий выполнять планы по достижению целей объекта и плановые задания на рабочих местах.

Главная организационная функция – это расстановка и подключение всего, что необходимо для осуществления процесса достижения цели объекта, а именно: обеспечение всех рабочих мест оборудованием для их нормального функционирования и выполнения предусмотренных работ. Подобранный персонал с помощью выбранных технологий должен стремиться достигать целей объекта путем выполнения плановых заданий на рабочих местах. Правильная организация рабочих мест – залог успешного достижения цели объекта.

Главная функция управления - это предвидения всевозможных сбоев, чрезвычайных ситуаций и различных отклонений в процессе достижения целей объекта, явившихся результатом «управляющих действий на рабочих местах. Устранение последствий подобных сбоев и недопущение их в будущем. Методы и средства устранения должны быть продуманы и подготовлены заранее, необходимо, чтобы они способствовали процессу достижения целей в рамках заданных параметров.

Свойства Главных функций
1. Главные функции реализуются только в той последовательности, которая указана на схеме.

2. Все Главные функции абсолютно равнозначны.

3. Количество главных функций конечно.

4. Главные функции нельзя менять местами.

5. Начало реализации каждой последующей функции наступает только после полной или достаточной для конкретных условий реализации предыдущей.

Некоторые из следствий Закона действия

  • Всегда и при любых обстоятельствах тот, кто хочет добиться поставленной цели, должен думать и поступать в соответствии с Законом действия.
  • В прошлом, настоящем и в будущем, при любых социально-экономических системах, в мирной жизни или в периоды катаклизмов каждый человек и сообщества людей действовали, действуют и будут действовать по Закону действия. Если он не будет выполняться, то соответственно не будет и достигнута цель.
  • Все общественные кризисы являются следствием незнания Закона действия. Результат – низкий уровень профессионализма в среде руководящих работников. Это является стержневой проблемой общества.
  • Закон действия стоит над способами производства, над экономическими и политическими институтами.
  • Все существующие науки «питают» Главные Функции. Если какая-либо из наук «не подпитывает» ни одну из Главных Функций, то это значит, что данная наука схоластична и бесполезна.
  • В существующей системе образования имеется существенный пробел, если не сказать провал. Всех учат конкретным дисциплинам, уделяя при этом мало внимания практической реализации полученных знаний. Такое положение приводит к тому, что остается только метод «проб и ошибок».
  • Закон действия является системообразующим в теории и практике руководства объектом. Он позволяет привести в систему знания и практические навыки по всем дисциплинам в направлении движения к цели и достижения результатов деятельности.
  • Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод:

    обучение руководству, как одному из сложнейших и важнейших видов деятельности, должно стать одним из государственных принципов.

    Основываясь на этих принципах, должны действовать как государственные органы, так и руководители предприятий. Скажем, не выдавать лицензию на частное предпринимательство, если предприниматель не прошел курс обучения руководству объектом, не назначать на вышестоящую должность в госструктурах, если претендент не прошел курс переподготовки по теории управления и не обучился практическим приемам руководства объектом, в том числе с помощью современных компьютеризированных инструментальных методов.

    Но где же наши авторитетные ученые-экономисты и специалисты в области руководства или управления? Не пора ли им разработать программу всеобщей ликвидации управленческой безграмотности среди руководителей разных уровней?

    Почему страны Запада процветают, а мы живем «так себе»? Неужели мы хуже? Конечно же, нет! Особенно, если уесть наш людской, материальный, культурный, научный, технологический и т.п. потенциалы Мы просто не можем организоваться. Или не хотим этого сделать? Можем, безусловно можем! Значит, остается второе. Если не хотим, то надо заставить себя отбросить предрассудки, которые опутывают нас с головы до ног.

    Все наши кризисы порождены отсутствием у руководителей как страны, так и отдельного АО, управленческого профессионализма. Ликвидируй мы этот кризис, тут же начнется возрождение страны и экономический подъем.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:41:59