Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2005

Совершенствование системы управления и повышение эффективности коммерциализации результатов НИР

Ефимушкин Сергей Николаевич, канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Овсянникова Алла Борисовна, аспирантка кафедры «Менеджмент», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью деятельности любого высшего учебного заведения. Объемы и качество проводимых научных исследований являются одними из главных характеристик при оценке профессионального уровня вуза и его имиджа как на национальном, так и на международном уровнях. Современная экономическая конъюнктура требует, чтобы научное исследование завершалось не промежуточным результатом, а полноценным продуктом, который в той или иной форме будет коммерциализован, т.е. востребован рынком.
Цитировать публикацию:
Ефимушкин С.Н., Овсянникова А.Б. Совершенствование системы управления и повышение эффективности коммерциализации результатов НИР // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 9. – С. 58-63.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью деятельности любого высшего учебного заведения. Объемы и качество проводимых научных исследований являются одними из главных характеристик при оценке профессионального уровня вуза и его имиджа как на национальном, так и на международном уровнях. Современная экономическая конъюнктура требует, чтобы научное исследование завершалось не промежуточным результатом, а полноценным продуктом, который в той или иной форме будет коммерциализован, т.е. востребован рынком.

Маркетинговая деятельность до и в ходе проведения НИР осуществляется с целью ориентации процесса научного поиска на удовлетворение потребностей рынка и формирование спроса на будущие разработки. Чтобы повысить вероятность успешной коммерциализации результатов НИР, создатели научных разработок должны активно участвовать в формировании рынка на всех этапах проведения НИР, начиная с самых ранних. Анализ существующей практики проведения НИР в МГТУ им. Н.Э. Баумана показывает, что инструменты маркетинга недостаточно применяются в организации управления проведением НИР. Вместе с тем, опыт коммерциализации наиболее известных инновационных разработок позволяет сделать вывод о том, что хотя маркетинговая деятельность их создателей зачастую интуитивна, то есть не имеет четких методических оснований и системной организации, однако она в значительной мере способствует выходу результатов проведенных работ на рынок.

В работе, проводимой авторами, предлагается методика организации маркетинговой деятельности на ранних этапах проведения НИР, призванная повысить эффективность и усовершенствовать управление научной работой в техническом университете. При разработке данной методики учитывалась специфика проведения научно-исследовательской работы, которая характеризуется:

‑ многовариантностью развития исходной научной идеи;

‑ отсутствием физического воплощения продукта и сформированного рынка сбыта, т.к. технологическая инновация зачастую является источником значительных изменений рыночной среды, в которую внедряется.

Кроме того, успешность научно-исследовательской работы вуза определяется не только финансовой выгодой от реализации разработки (разработок) на рынке, но и получением академических преимуществ в виде использования результатов НИР в учебном процессе и развития новых форм сотрудничества как с другими вузами, так и с предприятиями промышленного сектора.

Основной целью маркетинговой деятельности на начальных этапах НИР является разработка стратегического плана развития НИР, который позволяет распределять ресурсы и направлять ход работ таким образом, чтобы постепенно выводить разработку на рынок, совершенствуя ее свойства, востребованные на данном сегменте.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. Создать адекватную уровню разработок презентацию НИР для всех заинтересованных участников: а) самих разработчиков; б) потенциальных инвесторов; в) партнеров; г) клиентов и т.п.

2. Описать рынок, на котором предполагается внедрение результатов НИР: а) составить список потенциальных областей применения разработки; б) определить технические задачи, существующие в этих областях, и технологии, применяемые для их решения в настоящее время; в) выяснить технические и экономические пожелания потенциальных клиентов, а также предпочтительный для них вид сотрудничества.

3. Провести сегментацию рынка по техническим требованиям и экономическим предпочтениям; оценить сегменты с точки зрения риска и упорядочить их по степени доступности.

4. На основе анализа рисков построить дерево развития НИР, отражающее поэтапное совершенствование свойств разработки для ее коммерциализации на целевых сегментах.

5. Осуществлять мониторинг внешней и внутренней среды для обеспечения обратной связи и своевременной корректировки плана развития НИР.

Маркетинговую деятельность на начальных этапах НИР предлагается осуществлять в ходе четырех последовательных взаимосвязанных этапов (рис. 1).

Рис. 1. Схема маркетингового анализа

Внутренний анализ. На этом этапе необходимо сформулировать объект маркетингового анализа, тщательно проанализировать технические и экономические характеристики будущей разработки, оценить возможную конкуренцию и перспективы развития технологии. На основе этих данных создают презентацию проекта для заинтересованных участников рынка. Затем определяют области применения разработки и выбирают в них целевых партнеров, чье мнение может быть наиболее ценным для получения представления о рынке, собирают и анализируют сведения о НИР, ее исполнителях, а также информацию из открытых источников: специальной литературы, сведений о существующих технологиях, мнений экспертов, данных о патентах и т.п.

Анализ внешней среды. Методом направленного интервьюирования проводится опрос целевых партнеров в потенциальных областях применения НИР для получения качественной информации о технических задачах клиентов и их экономических требованиях. Затем на основании результатов интервью формируются две иерархии критериев: техническая и экономическая. В результате пересечений этих двух иерархий получается матрица сегментации. В клетки этой матрицы заносят названия сегментов. Основной особенностью сегментации в контексте НИР является объединение клиентов в сегменты не по количественым или качественным признакам, а по природе существующих у них технических проблем и их экономического поведения. Анализ внешней среды позволяет получить список потенциально доступных сегментов.

Диагностика сегментов. Основной целью диагностики сегментов является их упорядочение с точки зрения перспективности коммерциализации разработки.

Рис. 2. Пример диаграммы рисков

Множество рисков, которым подвергается НИР в процессе своего развития, можно разделить на четыре основные группы: а) внешние технические риски; б) внешние экономические риски; в) внутренние технические риски; г) внутренние экономические риски. В процессе диагностики оценивают уровень риска для каждого сегмента по техническим и экономическим критериям. Затем вычисляют совокупные индексы технического и экономического риска, которые являются координатами сегментов на диаграмме рисков. Диаграмма рисков (рис. 2) позволяет наглядно представить первичную иерархию сегментов. Сегменты, находящиеся ближе к началу координат, рассматриваются как менее рискованные и, соответственно, более доступные.

Разработка плана действий. Анализ взаимного расположения сегментов на диаграмме рисков позволяет оценить перспективы возможных путей развития НИР. Если предварительные выводы о перспективах НИР положительны, то можно построить общий план развития НИР. Этот план определяет сегменты, на которые будет ориентироваться НИР и оптимальный порядок их освоения. В плане описывают свойства разработки, которые нужно улучшить для выхода на сегмент, и действия, необходимые для снижения рисков на данном сегменте.

Освоение рынка следует начинать с наименее рискованного сегмента. Совершенствование свойств разработки, необходимых для выхода на данный сегмент, возможно с небольшими затратами ресурсов и в короткие сроки. При этом освоение самого доступного сегмента является важным этапом, подготавливающим выход на более емкие и прибыльные ключевые сегменты. Оно позволяет разработчикам получить необходимый опыт, изучить принципы функционирования рынка и определить реакцию рынка на разработку при непосредственном контакте с потребителем.

Построение плана развития НИР осуществляется на временной шкале с помощью диаграммы рисков. При этом моделируют развитие НИР исходя из предположения, что достижение заданной промежуточной цели влияет на уровень риска соответствующего сегмента в сторону уменьшения. Следовательно, положение сегментов на диаграмме рисков будет изменяться с достижением каждой следующей промежуточной цели.

План развития НИР может быть представлен в виде ориентированного графа, в вершинах которого находятся промежуточные цели, которые необходимо достигнуть для освоения соответствующего сегмента рынка (рис. 3).

Рис. 3. Пример дерева сегментации с модифицированной диаграммой рисков

Сегментация, на основе которой осуществляется диагностика и построение плана действий, является не более чем моментальной фотографией рынка на определенный момент времени. Поскольку положение на рынке постоянно изменяется, а также изменяются характеристики НИР в процессе ее развития, важным этапом маркетинговой деятельности является осуществление обратной связи. Под ней подразумевается постоянный мониторинг рынка и корректировка индексов риска сегментов. В связи с этим план развития НИР следует время от времени пересматривать. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать контакты с потенциальными клиентами и партнерами, установленные в процессе интервью. Это следует делать вне зависимости от того, относятся ли они к текущему или к более удаленным сегментам, так как изменения в поведении или требованиях клиентов могут значительно изменить положение сегмента на диаграмме рисков.

Внедрение функции маркетинга в научно-исследовательский процесс требует преодоления ряда организационных и психологических проблем. Организационные сложности связаны в первую очередь с тем, что в структуре научной организации, в частности, технического университета, не предусмотрены специальные подразделения, выполняющие маркетинговые функции, а в бюджете НИР отсутствует соответствующая статья расходов. В связи с этим рекомендуется включение маркетинговых исследований в план работ по НИР, а также создание подразделения для координации и управления маркетингом.

Психологические трудности заключаются в том, что ученые склонны воспринимать маркетинговую деятельность как малозначительную, отвлекающую от основного процесса научного поиска. Следовательно, необходимо создать соответствующую мотивацию и раскрыть те не всегда очевидные преимущества, которые получит научный коллектив и каждый научный сотрудник в отдельности от реализации маркетинговой функции.

Маркетинг НИР – задача специфическая, требующая глубокого знания сущности конкретного проекта и одновременно соответствующей подготовки в области маркетинга. Главная роль в осуществлении маркетинга НИР отводится разработчикам, так как они лучше других могут описать свою идею, оценить ее потенциал и определить возможные области применения. Однако успешное использование предлагаемой методики невозможно без методической и консультационной поддержки специалистов по инновационному менеджменту и маркетингу, а также без административной поддержки на различных уровнях руководства НИР. Следовательно, можно говорить о диффузии функции маркетинга, ее распределении по всем уровням иерархии научно-исследовательской структуры в процессе проведения НИР.

В настоящее время в МГТУ им. Н.Э. Баумана предпринимаются шаги по повышению эффективности коммерциализации результатов НИР. В частности, созданы два новых подразделения «Центр защиты интеллектуальной собственности» и «Центр инноваций», что позволит частично реализовать функцию маркетинга в управлении научно-исследовательской деятельностью.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241