Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2005

Управленческий аудит предприятий, основные задачи, сущность процедуры, перспективы развития

Ревуцкий Леопольд Давыдович, канд. техн. наук, старший научный сотрудник Москва, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
В зависимости от целей, которые устанавливают государство или конкретные заказчики – «регуляторы прослушивания» результатов финансово-экономической, информационной и социальной деятельности предприятий на практике используется несколько общеизвестных видов аудита: общий, правовой, налоговый и экологический, а также аудит систем информационной безопасности предприятий. Таким образом, вполне очевиден факт неуклонного роста числа видов аудита предприятий.
Цитировать публикацию:
Ревуцкий Л.Д. Управленческий аудит предприятий, основные задачи, сущность процедуры, перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 8. – С. 7-12.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В зависимости от целей, которые устанавливают государство или конкретные заказчики – «регуляторы прослушивания» результатов финансово-экономической, информационной и социальной деятельности предприятий ‑ на практике используется несколько общеизвестных видов аудита: общий, правовой, налоговый и экологический, а также аудит систем информационной безопасности предприятий. Таким образом, вполне очевиден факт неуклонного роста числа видов аудита предприятий.

По всей вероятности наступил тот момент, когда можно приступить к построению и заложить фундамент для дальнейшего развития еще одного вида аудиторской деятельности ‑ новой специальности, новой научной и учебной дисциплины под названием управленческий аудит предприятий. К настоящему времени накоплена критическая масса знаний, теоретических и практических разработок, после чего это уже можно сделать.

Управленческий аудит предприятий ‑ еще одна четко различаемая разновидность узкоспециализированной, высокоэффективной интеллектуальной человеческой деятельности, имеющая большое будущее в развитии цивилизованного и ответственного бизнеса.

Стержневая задача управленческого аудита предприятий ‑ определение результативности, эффективности, социальной значимости и деловой активности производственных объектов предпринимательства. Она отражает общий результат трудовой отдачи управленческой команды организации в целом, и предприимчивости, инициативности, интеллектуальности, креативности, степени творческого новаторства каждого члена управленческой команды в отдельности, начиная с управленцев нижних звеньев управления и заканчивая высшими руководителями предприятия.

Кроме выполнения этой задачи, в процессе управленческого аудита могут рассматриваться перспективы и возможные темпы хозяйственного развития и экономического роста предприятия (т.е. стратегия и тактика его жизнедеятельности). Одновременно могут готовиться материалы для плановой или внеплановой аттестации его управленческих кадров, а также для подведения итогов заблаговременно объявляемых конкурсов на лучшего управленца отдельного подразделения, всего предприятия в целом, предприятий района, административного округа, города, области, края, республики, федерального округа, отрасли народного хозяйства и т.д.

Работа управленческих аудиторов не ограничивается определением финансово-экономического состояния и социального здоровья аудируемых предприятий, ожидаемых темпов их экономического развития и роста, аттестации менеджеров и выбора лучших (и худших) из них. Как правило, они должны и будут выступать в роли врача-консультанта, выбирающего и назначающего (рекомендующего) самые эффективные лекарства для нормализации здоровья бизнеса. Результаты управленческого аудита окажут деловую помощь в корректировании бизнес-плана, необходимом для повышения эффективности дальнейшей работы проверенного предприятия, степени обоснованности принимаемых внутрипроизводственных и внепроизводственных управленческих решений.

Возникает закономерный вопрос, почему эта очевидно актуальная задача не ставилась научной и производственной общественностью раньше?

Во-первых, не было идеи, а, следовательно, и способов того, как это можно делать; во-вторых, в связи с фактическим состоянием предприятий, распылением, разбазариванием, растаскиванием и разворовыванием их активов, отсутствовали даже предпосылки социального заказа на такую работу; в-третьих, не было класса собственников бизнес-единиц - людей, кровно заинтересованных в постановке и выполнении подобной задачи. Были, видимо, и другие причины того, что мысль о возможности и целесообразности такого аудита никому не приходила в голову, а, если и приходила, то считалась преждевременной.

И, тем не менее, утверждать, что никогда ничего не делалось в этом направлении, было бы ошибочно. Известны несколько книг, посвященных вопросам оценки работы менеджеров, например, [1, 2, 3]. Общим местом для всех этих и других публикаций на данную тему является крайняя степень формальности получаемых оценок уровня эффективности управленческой деятельности людей. Ее результаты оцениваются не по конечным финансово-экономическим и социальным показателям предприятия за рассматриваемые отчетные периоды календарного времени, а, как правило, по личным качествам менеджера, оцениваемым по формализованным, весьма спорным балльным системам оценивания. Персональные черты управленца могут быть достаточно высокими, а конечные результаты производственной деятельности вверенного ему участка производства стабильно слабыми, неудовлетворительными, существенно отличающимися от нормы, которую можно посчитать.

Конечной целью управленческого аудита предприятий является установление и указание заказчикам оставшегося пути до момента достижения предприятием оптимального режима использования его производственных ресурсов и возможностей, при котором его рыночная стоимость и рыночная цена окажутся оптимально высокими.

 Под оптимальным режимом использования производственных возможностей предприятия понимается такой режим, при котором величина фактических показателей его товаропроизводительности, доходопроизводительности и прибылепроизводительности достигает нормативных для него значений и удерживаются на этом уровне.

Другими словами, предприятие достигает оптимального режима работы и оптимальной рыночной стоимости в том случае, когда уровень его деловой (экономической и социальной) активности, т.е. уровень его социально-экономического развития находится и поддерживается в норме (в относительных единицах измерения, равной 1,0, а в процентах ‑ 100%).

Основными заказчиками управленческого аудита будут выступать:

‑ владельцы-собственники, учредители фирм, компаний, холдингов, консорциумов, концернов и корпораций;

‑ «продвинутое» руководство управленческих команд предприятий;

‑ государство, как владелец унитарных государственных предприятий и публичных компаний, в которых оно имеет контрольный пакет акций;

‑ наблюдательные советы акционерных обществ (АО);

‑ общие собрания акционеров АО;

‑ кредитные организации, например, банк, обслуживающий рассматриваемое предприятие;

‑ общественные организации - для социально значимых предприятий;

‑ инвестиционные фонды, фонды экономического развития, фонды-грантодатели и др.;

‑ венчурные компании;

‑ фондовые биржи ‑ для решения вопроса о включении или же не включении того или иного предприятия в листинг биржи, а также для определения перспектив и темпов роста либо падения стоимости его акций.

Нетрудно заметить, что в указанном списке практически отсутствуют возможные заказчики со стороны, принципиально не заинтересованные в коренном улучшении результатов работы аудируемого предприятия. В числе таких заказчиков могут быть зачислены некоторые «партнеры» с далеко идущими планами перехвата бизнеса, конкурентов, потенциальных покупателей предприятия и т.д. Однако, управленческих аудиторов, нанятых такими заказчиками, вряд ли пустят на интересующие их объекты. Такое поведение, скорее всего, будут объяснять стремлением сохранять коммерческие тайны предприятий.

В числе основных пользователей результатами управленческого аудита предприятия, прежде всего, окажутся его заказчики и работающие вместе с ними лица:

‑ владельцы, учредители предприятия;

‑ руководство, а также управленцы среднего и низшего звеньев его управленческой команды;

‑ члены наблюдательного совета и рядовые акционеры публичных компаний;

‑ кредитные организации, сотрудничающие с аудированным предприятием;

‑ часть полученной информации может быть передана основным партнерам предприятия.

Результаты управленческого аудита могут быть открытыми полностью или частично. Отдельные фрагменты информации, полученной в процессе управленческого аудита, могут быть закрытыми, как представляющие коммерческую тайну обследованного предприятия.

Рациональная периодичность проведения управленческого аудита предприятия - раз в год. Производить его лучше в начале текущего года по итогам прошедшего, т.е. после того как составлен и утвержден годовой отчет по результатам работы предприятия в истекшем году.

Прочный фундамент для построения надежной, легко реализуемой, достаточно простой системы управленческого аудита предприятий обстоятельно изложен в двух монографиях автора этой статьи [1, 2], а также в ряде его журнальных публикаций и в статьях, помещенных в Интернете, в которых идеи, представленные в указанных монографиях, получили дальнейшее развитие [3-5].

В упомянутых монографиях самым подробным образом изложены методы определения нормативной производственной мощности (производственного потенциала) и норм товаро/продуктопроизводительности, доходопроизводительности и прибылепроизводительности (производительного потенциала) индивидуально для каждого конкретного предприятия. Рассмотрены структурные составляющие производственного и производительного потенциалов предприятия (основное и побочное производство, потенциал ведущего и остальных участков производства предприятия с учетом объективной несопряженности производственных возможностей тех и других; экономический потенциал ‑ норма добавленной стоимости, нормы чистого дохода, фонда оплаты труда и др.). Не оставлены без внимания основные показатели социального потенциала предприятия, такие, как его трудоустройственный, инвестиционный, трудооплатный, налогоплатежный и природоохранительный  потенциалы…


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997. 128 с.
2. Ревуцкий Л.Д. Производственная мощность, продуктивность и экономическая активность предприятия. Оценка, управленческий учет и контроль. М.: Перспектива, 2002. 240 с.
3. Ревуцкий Л.Д. Система анализа и контроля результатов работы предприятия. Сборник научных трудов. Приложение к журналу «Аудит и финансовый анализ». М.: ДСМ -Пресс, 2005. № 3. С. 142 - 165.
4. Ревуцкий Л.Д. Нормативно-доходный метод определения рыночной стоимости и рыночной цены предприятий. Сборник научных трудов. Приложение к журналу «Аудит и финансовый анализ». М.: ДСМ - Пресс, 2005. № 4. С.
5. Ревуцкий Л.Д. Статьи. Мини-сайт Ревуцкого Леопольда Давыдовича в интернете.