К вопросу о миссии российского предпринимательства

Дацко С.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (67), Июль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дацко С.Н. К вопросу о миссии российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 7. – С. 3-7.

Аннотация:
В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «миссия» означает «ответственная роль, поручение…». Так какую же роль играет предпринимательство в России и чье поручение оно выполняет?

Ключевые слова: предпринимательство, постсоветская Россия, миссия предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «миссия» означает «ответственная роль, поручение…». Так какую же роль играет предпринимательство в России и чье поручение оно выполняет?

Современный этап развития отечественного предпринимательства начался, как известно, в конце ХХ-го столетия, в момент смены общественно-экономической формации в России. Главными условиями стали узаконенная частная собственность на средства производства и землю, а также разрешенный наемный труд, т.е. то, что является базовыми составляющими капиталистического пути развития государства. Отсюда становится понятной и миссия российского предпринимательства: повышение эффективности и роста экономики России, обеспечение вхождения ее в глобальное мировое конкурентное пространство с целью повышения уровня жизни ее граждан.

Историческую миссию России предопределяет объективный ход экономического развития глобальной мировой системы. Можно сказать, что миссия российского предпринимательства предопределена всем ходом развития как нашей страны, так и мирового экономического процесса. В этом, без преувеличений, состоит ее историческое значение.

Для выполнения этой исторической задачи российское предпринимательство должно решить гигантский комплекс общенациональных проблем, возникших не вчера, а наслаивавшихся на протяжении почти всего ХХ-го столетия. По мнению автора их можно реализовать через достижение следующих целевых установок, являющихся составными частями концепции миссии российского предпринимательства:

1. Вырабатывания отношений равноценного партнерства между бизнесом и государством.

2. Образования и воспитания молодежи (миссия в молодежной среде).

3. Формирования положительного имиджа предпринимателя в сознании гражданского общества.

4. Проявления патриотизма и служения России.

5. Социальной ответственности бизнеса.

Однако возникает вопрос: «Каковы реалии, в которых предприниматели России призваны выполнить свою миссию?». Может сформироваться мнение, что указанная миссия предпринимательства есть прерогатива государства. Конечно, роль государства неоспорима, но усилиями только государственной власти ни одна из вышеперечисленных задач не может быть решена. Причин этому несколько.

Во-первых, исторически сложившаяся роль государства в России в основном сводилась к расширению территорий, обеспечению выходов к стратегически значимым водным путям, охране завоеванных границ и обеспечению правопорядка, сохраняющего существующее государственное устройство. Если для решения этих задач требовалось расширение промышленного производства, освоение дополнительных сельскохозяйственных угодий, разведка недр и добыча стратегического сырья и прочее, государство добивалось своих целей волевым способом. Аргументом всегда были призывы, что это надо России (СССР). И если силы воли, твердости, использования карательного аппарата достаточно, чтобы добиваться удовлетворения имперских амбиций, то для создания условий процветания нации на всей огромной территории ‑ явно не хватает. Здесь нужна мотивация, которая укладывается в формулу: не за страх, а за совесть…

Во-вторых, по разным оценкам в современной России предпринимательством занимаются в той или иной степени не менее 40% трудоспособного населения. И все они – граждане России! Стало быть, без активного участия этой значительной части населения поставленные задачи не могут быть решены. Приказом здесь не возьмешь! Третье тысячелетие диктует свои законы в общемировом пространстве. Значит, нужна иная мотивация. И такая мотивация есть! Решение всех перечисленных проблем означало бы огромный скачок на пути повышения уровня и качества жизни населения страны. Понятно, что заниматься предпринимательством в образованной, экономически развитой стране гораздо выгоднее и безопасней, чем в отсталой, криминализованной и конфликтной.

И, наконец, в-третьих, предприниматели России являются той самой частью населения, которую больше всего не устраивает создавшееся положение, не позволяющее реально решать поставленные выше задачи.

Государство выстроило вертикаль власти, санкционированно контролирующую всех и вся, обеспечивающую безбедное существование огромного аппарата государственных служащих. Наука и образование тоже начинают находить свою нишу для материального обустройства – коммерческие проекты, выступления, издания, гранты, уроки, опять же возмездные консультации для тех же предпринимателей и т.п. Работники культуры рано или поздно тоже возьмут свое. Главное, что они знают, как это сделать на основе коммерциализации своей деятельности. Медицина научилась зарабатывать на лекарствах, обследованиях пациентов, комфортном лечении и т.д. и т.п.

Справедливости ради надо сказать, что и в науке, и в образовании, и в культуре, и в медицине ‑ все вышесказанное относится к наиболее успешным и инициативным представителям. Именно они указывают путь остальным, менее удачным и более многочисленным. По крайней мере, у последних есть к чему стремиться, есть мотивация к самообразованию и повышению квалификации. А это дорогого стоит!

Селяне, сориентировавшись в конъюнктуре рынка, разделили колхозные и совхозные земли и прочее имущество на паи и, в основном, за бесценок продали их коммерсантам под строительство коттеджей, дач, ферм, мельниц и прочее. В перспективе это может породить проблему продовольственной безопасности государства.

В этот перечень можно включить также служивый народ, а именно: генералитет армии, флота, внутренних войск и спецслужб. Многочисленные примеры показывают, что главное – дослужиться до звания генерал-майора (контр-адмирала). Далее, как правило, выход в отставку не является событием, ухудшающим материальное благополучие семьи отставника. Сегодня сформировались условия востребованности в военных ‑ от генерала и выше. Считается, совершенно справедливо, что это надежные, преданные Отчизне люди, умеющие командовать, и хорошие хозяйственники. Одним словом, прекрасный резерв для пополнения кадров высшего руководства страной. В настоящее время более чем в 40 регионах есть аппараты Федеральных представителей Президента, обеих Палат Парламента, Аппарата Правительства, Департаменты, Управления, Комиссии, Комитеты и прочее и прочее. И везде - хорошее содержание, влиятельность, связи и, вообще, интересная жизнь. Наконец-то у военных появилась мотивация рьяно служить, продвигаться по службе, так как…есть ради чего стараться.

Ни в коей мере не подвергая сомнению тезис о преданности и надежности генералов (адмиралов), автор позволит себе усомниться в их умении хозяйствовать на государственном уровне. Повод для сомнений очень простой. Люди всю жизнь учились профессионально воевать и безоговорочно выполнять любой приказ начальства (в Уставе воинской службы так и записано: «… если с приказом не согласен, обязан выполнить его, а потом подать рапорт по команде»), т.е. отдавшему приказ.

Наличие ХОЗУ (так называется «тыл» в воинском подразделении), обеспечивающего материальную часть вооруженного формирования ни в коей мере не может считаться школой хозяйствования. Различные принципы лежат в основе действий там и в гражданской жизни. Тем более, что одно дело - получать как данность и распределять материальные ценности, а совсем другое – эти ценности создавать и приумножать!

Характерным является тот факт, что материальное благополучие всех перечисленных категорий зиждется именно на коммерческой составляющей, т.е. на предпринимательстве! Иными словами, предпринимательство выполняет роль первоосновы экономической жизни, роль «курицы, несущей золотые яйца». Удивительным является то, что мы все постоянно наблюдаем желание и попытки со стороны власть предержащих, условно говоря, отрубить голову этой «курице». Страшно подумать, а вдруг когда-нибудь отрубят…? Пройдет после этого очень немного времени, и всем станет плохо…, а им ‑ в первую очередь, потому что лишатся источника материального благополучия. Все это выдвигает проблему качественного и количественного роста российского предпринимательства.

Узость развития предпринимательства может породить ситуацию, отраженную в народной мудрости – «один с сошкой, а семеро с ложкой».

Из всего сказанного следует, на мой взгляд, простая истина – роль локомотива экономического движения страны предопределена всем предыдущим развитием государства, и отведена она российскому предпринимательству.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:19