Современное состояние и тенденции развития логистики и управления цепями поставок в России

Каширин М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (66), Июнь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Каширин М.В. Современное состояние и тенденции развития логистики и управления цепями поставок в России // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 6. – С. 97-101.

Аннотация:
Несмотря ни на что, наше время характеризуется динамичным развитием экономики России, стран СНГ и Балтии. При этом будущее в значительной степени зависит от конкурентоспособности предприятий различных хозяйственных отраслей. Эта цель не может быть достигнута без применения современных логистических методов и технологий в практике бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, логистизация предпринимательства, логистическая инфраструктура



Несмотря ни на что, наше время характеризуется динамичным развитием экономики России, стран СНГ и Балтии. При этом будущее в значительной степени зависит от конкурентоспособности предприятий различных хозяйственных отраслей. Эта цель не может быть достигнута без применения современных логистических методов и технологий в практике бизнеса.

Логистика решает вопросы эффективного продвижения товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках, охватывая по горизонтали всю цепочку товародвижения – от закупок до конечных покупателей. Особый интерес представляют такие стороны деятельности, как бизнес, торговля, дистрибуция, организация производства, инфраструктура, сервис, работа с кадрами и логистические технологии.

Бизнес в России характеризуется ростом объемов и расширением ассортимента товаров, повышением затрат на оплату труда персонала, ужесточением требований к сокращению общих расходов, ростом значимости оптимизации затрат, экономией ресурсов и повышением эффективности их использования, сокращением себестоимости логистических операций. Растет значимость аутсорсинга, логистики и управления цепями поставок как ключевых факторов развития бизнеса. Имеет место тенденция перехода к использованию управления цепями поставок. Топ-менеджера компании «Юнилевер» заявил: «Мы фокусируемся на рынках и брендах, но без эффективных цепей поставок мы не сможем конкурировать».

Нарастает конкурентное давление на организацию цепей поставок (со стороны собственников, возрастания скорости технологических изменений, сокращения жизненного цикла изделий, агрессивной глобальной конкуренции, производственной консолидации и альянсов). Растут требования к логистическим системам и цепям поставок и в связи с увеличением степени открытости экономики РФ и стран СНГ, и в связи с интеграцией в ЕС и предстоящим вхождением в ВТО. Растут потребности в логистических методах достижения целей бизнеса. Все это обусловливает рост значимости логистики в обеспечении конкурентного преимущества компании.

С точки зрения торговли следует отметить влияние на нее глобализации экономики, резкого расширения ассортимента товаров, роста числа потребителей, появления больших сетей розничной продажи со сложными логистическими системами (например, IKEA, Рамстор, Ашан, Маркткауф). Рост прямых контактов производителей с розничными сетевыми организациями обусловливают необходимость сокращения операционных затрат. Повышение спроса увеличивает затраты на транспортировку и, как следствие, на логистическое обеспечение розничной торговли.

С позиций дистрибуции можно подчеркнуть следующие особенности: усложнение применяемых технологий, внедрение средств автоматизации, сокращение времени на поставку товара, рост объемов физического оборота склада, числа заказов на единицу логистического персонала, сокращение сроков распределения на этапе от производства до потребления.

В производственных отраслях отмечается нарастающая тенденция переноса зарубежных мощностей на территорию РФ и стран СНГ с целью сокращения затрат, в том числе и на логистику. При выборе месторасположения производственных предприятий ключевую роль играет степень развития в данном регионе транспортно-складской инфраструктуры. Этот факт подтверждается растущим спросом со стороны различных групп иностранных и отечественных арендаторов:

‑ логистических компаний (таких как: НЛК, ФМ Ложистик Восток, Tablogix);

‑ производителей (Пепси-Кола, Данон, Нестле);

‑ торговых компаний («Пятерочка», Ашан, IKEA).

Это ставит насущную задачу роста производительности данной инфраструктуры.

В решении задач развития транспортно-складской и логистической инфраструктуры значима роль государства. Сегодня наблюдается повышение заинтересованности федеральных и региональных властей в создании и развитии института логистических центров и объектов логистической инфраструктуры как элемента бизнеса. Основными задачами здесь являются:

‑ сокращение административных барьеров в решении вопросов, связанных с бизнесом в сфере логистики;

‑ содействие в получении инвестиций в строительство объектов логистической инфраструктуры;

‑ координация программ и проектов в области логистической поддержки внутренней и международной торговли;

‑ разработка и реализация основополагающих документов (концепций, политик, стратегий и др.) в области логистики;

‑ выработка и реализация сбалансированной государственной политики в области транспорта и логистики, направленной на повышение конкурентной способности РФ в целом и субъектов Федерации в частности; создание благоприятных условий для развития профессиональных объединений в сфере логистики;

‑ разработка законодательных актов, регламентирующих деятельность в сфере транспорта и логистики;

‑ предоставление налоговых льгот для ускоренного развития объектов логистической инфраструктуры, в том числе введение режима льготного налогообложения на период создания и окупаемости объектов логистической инфраструктуры; поддержка развития логистической инфраструктуры в системе международных транспортных коридоров.

Можно отметить, что в развитии складского рынка основным препятствием является земельный фактор. Необходима разработка и реализация ясных, прозрачных процедур выделения земельных участков под строительство объектов логистической инфраструктуры. Необходимо сокращать сроки административного согласования решений о выделении земельных участков и строительства данных объектов, регламентировать сроки аренды земельных площадей под их строительство.

Логистический сервис характеризуется:

‑ ростом потребности в данном виде сервиса, соответствующим мировым стандартам;

‑ повышением требований к качеству и комплексности сервиса (созданием максимальной добавленной стоимости), появлением института логистических провайдеров как профессиональных поставщиков логистических услуг;

‑ оперативностью выполнения заказов клиентов;

‑ ценами на услуги;

‑ качеством оказания услуг;

‑ комплексностью предоставляемых услуг;

‑ ростом объема продаж за счет логистического сервиса;

‑ повышением лояльности клиентов к компании;

‑ ускорением доставки;

‑ повышением качества сервиса;

‑ определением уровня логистического сервиса (временем, доступностью, объемами, условиями оплаты).

Важность использования логистических технологий характеризует фраза: «Логистические цепочки требуют управления сквозными процессами». В числе насущных задач отмечаются следующие: выделение ключевых бизнес-процессов компании, разработка стандартов реализации бизнес-процессов, применение ключевых показателей результативности (KPI) логистики и бенчмаркинг.

В настоящее время формируется значительный кадровый потенциал квалифицированных экспертов и специалистов в области логистики и управления цепями поставок. Отмечается тенденция роста потребности в высококвалифицированных специалистах в области логистики. В этой связи необходимо решать задачи разработки систем контроля над компетентностью специалистов, аттестации и тестирования персонала, сертификации специалистов. Необходимо разрабатывать процедуры и стандарты сертификации. При этом следует выделять уровни сертификации (стратегический, средний, операционный). Важным представляется оптимальная сбалансированность знаний, навыков и умений.

Самыми же важными факторами успеха в сотрудничестве предприятий в цепочке поставок являются все же не только тщательный подбор партнеров, но и наличие базы взаимного доверия, прозрачности затрат при выполнении работ, четкое разграничение задач, регулярные переговоры по вопросам согласования, интегрированное использование компьютерных сетей, однозначное оформление договоров, взаимное дополнение сфер деятельности, создание системы контроллинга, повышение квалификации сотрудников и т.д.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:29