Нефтяная отрасль России: нужны перемены

Шафраник Ю.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (66), Июнь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шафраник Ю.К. Нефтяная отрасль России: нужны перемены // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 6. – С. 32-35.

Аннотация:
За годы реформ в нефтяном комплексе России проведены серьезные структурные преобразования, которые позволили обеспечить определенную стабильность и устойчивость в развитии не только самого комплекса, но и целого ряда отраслей промышленности, а также социальную стабильность в обществе.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, внутренний рынок



Шафраник Ю.К.

Председатель правления МГНК «СоюзНефтеГаз»

Срочный ремонт… золотых запасов

Нефтяная отрасль России: нужны перемены

Продолжение. Начало в № 5/2005

За годы реформ в нефтяном комплексе России проведены серьезные структурные преобразования, которые позволили обеспечить определенную стабильность и устойчивость в развитии не только самого комплекса, но и целого ряда отраслей промышленности, а также социальную стабильность в обществе.

Структура нефтяного комплекса и демонополизация.

Лицо комплекса в настоящее время определяют 10-12 крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). На эти компании приходится 85-90% всей добычи и 75-80% переработки нефти России (всего в стране к 2000 году было образовано 15 ВИНК, часть из которых в последующие годы подверглась процессам слияния и поглощения) [2]. Наряду с ВИНК добычей нефти в стране занимаются большое число малых и средних нефтяных компаний-недропользователей.

Анализируя происходящие в нефтяном комплексе перемены, следует признать, что основной тенденцией сегодня является растущий монополизм нефтегазовых компаний на внутреннем рынке страны. Идущий в настоящее время процесс слияния и поглощения компаний объективен и отражает реалии современного этапа развития мировой экономики. Чтобы обеспечить себе соответствующее «место под солнцем», российские нефтегазовые компании должны укрупняться и объединяться. Но в развитых странах параллельно с этим процессом развивается и соответствующая система государственного антимонопольного контроля над деятельностью нефтегазового бизнеса. В России же подобной действенной системы пока нет. Не значится её создание и среди приоритетов административной реформы

В таких условиях монополизация нефтяного рынка является главным фактором разрушения рыночных механизмов нефтяного рынка России. Этот процесс был запущен ещё залоговыми аукционами середины 90-х годов, но не прекратился и сейчас, хотя практика их проведения, по крайней мере, на словах, подверглась справедливому осуждению. В результате ушли от государственного монополизма, проведя реструктуризацию нефтегазового комплекса, а пришли к корпоративному монополизму крупных (частных) нефтяных компаний.

Для продолжения процесса реформирования нефтегазового комплекса и совершенствования рыночных отношений необходимо разработать программу демонополизации нефтяной отрасли России. Это потребует разработки новых норм антимонопольного регулирования и эффективных инструментов контроля ВИНК.

Указанные меры особенно актуальны в свете продолжающихся попыток ряда нефтяных компаний совершить прямую продажу нефтяных активов зарубежным покупателям, которая, вне всяких сомнений, не отвечает национальным интересам России, поскольку резко ограничит приток прямых инвестиций в страну. Расширение и укрупнение ВИНК должно происходить не за счет поглощения тех, кто оказался слабее на внутреннем рынке, а через расширение участия в зарубежных проектах, интенсификацию продвижения на новые рынки и, в первую очередь, через освоение углеводородных ресурсов стран СНГ.

Другими словами, необходимо приложить все усилия, чтобы создать благоприятные условия для активизации деятельности отечественных нефтегазовых компаний за пределами России. В настоящее время компании ведут этот процесс, но для государства он оборачивается, прежде всего, дополнительным вывозом капитала, созданием рабочих мест не в России, а за её пределами. Соответственно, нужен механизм, который бы обеспечивал этому процессу равные выгоды и для нефтегазовых компаний, и для государства.

Расширение и укрупнение ВИНК за счёт внешней составляющей создаст условия для формирования и работы на внутреннем рынке России отечественных средних и мелких нефтегазовых компаний, а это - новые рабочие места и решение социальных задач.

Тем самым будет решена и проблема устойчивости национального нефтяного бизнеса. Выше уже отмечалось, что минерально-сырьевая база России не только стареет, но и мельчает. Мировой опыт показывает, что доразведкой и освоением небольших по запасам месторождений нефти как раз и занимаются малые и средние нефтяные компании. Именно мелкие и средние месторождения со сложными горно-геологическими условиями, с высокой долей (до 75%) трудно извлекаемых запасов на 85% составляют ресурсную базу деятельности таких компаний.

Вовлечение небольших по запасам месторождений нефти в хозяйственный оборот представляет прямой интерес для государства как для собственника недр, из чего логично вытекает необходимость создания условий для ускоренного развития малого и среднего нефтяного бизнеса России. Кстати, именно такой бизнес обеспечивает в США более 57% национальной добычи нефти, причём общее число средних (с годовой добычей от 250 тысяч до 1,5 миллионов тонн) и мелких (менее 250 тыс. тонн в год) компаний превышает 80 тысяч. Для сравнения: в России число таких компаний в последние годы составляет от 110 до 160.

Проведенные нами расчёты свидетельствуют, что в условиях России для стабильного развития отрасли и обеспечения энергетической безопасности страны малые и средние нефтяные компании должны обеспечивать порядка 25% всей национальной добычи нефти.

Монополизация и ценовой сговор имеют своим следствием постоянный рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России. Так, в частности, розничные цены на бензин автомобильный за 10 месяцев 2004 года выросли на 30%. В результате средневзвешенная цена автомобильного бензина АИ-92 на бензоколонках России и США уже в сентябре 2004 г. сравнялась. И это в условиях, когда американцы импортируют значительную часть нефти по 225-250 долларов за тонну, а мы добываем ее по 20-40 долларов за тонну. Более того, в начале 2004 года цены на бензин в России были даже выше чем в США! Просто летом цены на бензин в США резко выросли из-за роста цен на нефть.

Исследования показывают: для роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в России на 30-40% в год нет никаких объективных причин. Более того, за последние годы себестоимость добычи нефти в России упала на те же 30-40%. Такой вот монополистический парадокс: нефть в России дешевеет, а бензин дорожает. Наши нефтяные компании, похоже, считают, что российские потребители богаче, чем американские.

Причина этого парадокса состоит в том, что ВИНК России производят более 90% нефти и 80% бензина [2]. ВИНК диктуют цены на нефть и на «свободном» рынке, где производятся остальные 20% бензина. Большая часть региональных рынков также монополизирована ВИНК, и в отсутствии конкуренции они устанавливают оптовые цены на бензин на таком уровне, чтобы получить максимальную прибыль, но при этом не допустить социального взрыва. Государственная же власть пока вяло реагирует на эту проблему.

Окончание следует


Источники:

1. Топливо и энергетика России: Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса // Под ред. A.M. Мастепанова. - М.: ИАЦ «Энергия», 2004. - 596 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:51