Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2005

Оправдано ли выделение транспорта газового конденсата в отдельный вид бизнеса?

Кот Анатолий Дмитриевич, заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Сургутгазпром» канд. экон. наук, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
Выделение производства газового конденсата в ООО «Сургутгазпром» в самостоятельный бизнес связано с изменением организации технологических процессов основной деятельности общества. Попытаемся оценить уровень затрат на доставку трубопроводным транспортом газового конденсата, исходя из обеспечения в составе выделяемого предприятия всех установленных технологических требований.
Цитировать публикацию:
Кот А.Д. Оправдано ли выделение транспорта газового конденсата в отдельный вид бизнеса? // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 6. – С. 27-31.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Выделение производства газового конденсата в ООО «Сургутгазпром» в самостоятельный бизнес связано с изменением организации технологических процессов основной деятельности общества. Попытаемся оценить уровень затрат на доставку трубопроводным транспортом газового конденсата, исходя из обеспечения в составе выделяемого предприятия всех установленных технологических требований.

Функции подразделений, обеспечивающих бесперебойное и безопасное функционирование трубопроводов, по своему характеру не могут выполняться силами сторонних организаций. К тому же, наличие таких подразделений в структуре транспортных организаций обусловлено действующими нормативами. Главным образом, это относится к линейно-производственным и аварийно-восстановительным службам.

В настоящий момент трубопроводы (газа и газового конденсата) обслуживаются совместно восемью линейно-производственными управлениями, двумя аварийно-восстановительными поездами и несколькими сервисными предприятиями (ремонтными и транспортными). В случае же выделения работ по транспортировке газового конденсата в отдельный вид деятельности потребуется создание дополнительных линейно-эксплуатационных подразделений (в соответствии с нормативами обслуживания магистральных трубопроводов).

По нашей оценке, для обслуживания конденсатопровода потребуется создание самостоятельного линейно-производственного управления в составе 8-ми линейно-производственных служб с закупкой необходимой спецтехники. Кроме того, потребуется строительство баз линейно-эксплуатационных служб и аварийно-восстановительных поездов, а также домов обходчиков.

Оценка по действующим нормативам численности персонала и стоимости технического оснащения указанных служб предприятия показывает, что эксплуатационные затраты на транспорт конденсата увеличатся почти вдвое относительно существующего уровня. Кроме того, необходимо учесть весьма значительные размеры капитальных затрат на создание технической базы предприятия по транспорту газового конденсата. С учетом таких затрат, оцененных исходя из доступных в настоящее время условий финансового привлечения ресурсов, необходимый тариф на услуги по транспортировке газового конденсата превысит действующий уровень в 4-5 раз.

Таким образом, можно утверждать, что выделение деятельности по газовому конденсату из структуры ООО «Сургутгазпром» находится в прямом противоречии с экономическими целями реформирования  газовой отрасли (ростом эффективности и инвестиционной привлекательности), не отвечает ни текущим коммерческим, ни стратегическим интересам ОАО «Газпром» и сопряжено с финансовыми потерями компании.

Единственным аргументом в пользу такого выделения могло бы быть повышение прозрачности условий деятельности в трубопроводном транспорте. Рассмотрим влияние разделения бизнесов по транспорту газа и газового конденсата на прозрачность формирования затрат.

Проблема состоит в том, что даже в случае, если трубопроводный транспорт газового конденсата будет в полном объеме укомплектован линейно-эксплуатационными службами и строительством зданий и сооружений, потребуется решение сложных вопросов, связанных с использованием совместной инфраструктуры и обусловленной этим необходимостью разнесения затрат между транспортом газа и газового конденсата. В частности, это относится к вдольтрассовым проездам, линиям электропередач, средствам телемеханики и связи на участке совместной деятельности по транспорту газа и газового конденсата.

Таким образом, нетрудно понять, что рассматриваемые преобразования структуры ООО «Сургутгазпром» не позволяют достичь полной прозрачности условий деятельности, как ее понимают сторонники полного организационного разделения бизнесов, несмотря на их существенную технологическую взаимосвязь. Однако совмещение в рамках одной организации различных видов услуг, включая регулируемые, вовсе не является препятствием для обеспечения необходимой степени прозрачности с позиций эффективной реализации функций государственного регулирования, в том числе тарифного.

Обычным является совмещение в рамках одной организации различных видов услуг (в том числе, регулируемых), составляющих целостную технологию или общее направление деятельности. В частности, это характерно для всех видов транспорта. При этом важнейшим требованием регулирующих органов является обеспечение раздельного учета затрат на различные виды услуг. В зарубежных странах список предоставляемых услуг может быть весьма значительным, однако это не является препятствием для реализации прозрачных процедур формирования регулируемых тарифов.

По отношению к транспорту газа раздельный учет затрат в рамках дочерних предприятий ОАО «Газпром» осуществлялся еще до выхода Постановления Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по территории Российской Федерации», которым предусматривается обязательство для всех организаций газового сектора экономики вести раздельный учет продукции (услуг) и затрат на ее производство по следующим видам деятельности:

‑ добыче природного газа;

‑ услугам по транспортировке природного газа по трубопроводам;

‑ хранению природного газа;

‑ услугам по поставке (реализации) природного газа.

Выделение непрофильных и сервисных подразделений, которое является стандартным требованием при реформировании регулируемых отраслей, по своему влиянию на экономические результаты в основном производстве принципиально отличается от описанной выше оценки разделения бизнесов основного производства.

Обособление непрофильных и сервисных подразделений вызывает первоначальное удорожание их услуг, связанное с затратами на проведение организационных мероприятий и изменениями в структуре управления, а также на финансовое обеспечение деятельности отдельных предприятий. Однако, как правило, уровень удорожания по этим факторам ограничен, и рациональное реформирование, в конечном счете, должно приводить к снижению стоимости услуг.

Таким образом, выделение непрофильных и сервисных подразделений из состава предприятия может со временем обеспечить двойной эффект. Прежде всего, обеспечивается прозрачность затрат и результатов основной регулируемой деятельности. Кроме этого, повышается эффективность деятельности выделяемых предприятий, что одновременно снижает затраты в основном регулируемом производстве, потребляющем их продукцию и услуги. Однако необходимым условием реализации второй составляющей экономического эффекта структурного обособления является деятельность выделяемых предприятий в условиях конкуренции, за счет чего и может быть обеспечено снижение стоимости их продукции.

В действительности значительная часть сервисных подразделений предприятий газовой отрасли являются достаточно жестко специализированными, и их самостоятельная деятельность будет осуществляться в условиях практически единственного заказчика, что означает отсутствие экономических стимулов к снижению стоимости услуг одного и затрат другого. Кроме этого, дополнительно усложнится и удорожится для регулирующих органов контроль прозрачности и обоснованности затрат в основном производстве в части оплаты продукции или услуг такого предприятия.

Другие предприятия, например, предоставляющие транспортные или аналогичные услуги, пользующиеся достаточно широким спросом, в случае, если они расположены в районах Крайнего Севера, либо на других мало освоенных территориях, ограничены в своих возможностях получения заказов, помимо основного предприятия, структурным подразделением которого они являлись до реформирования.

Сказанное означает, что повышение прозрачности за счет выделения непрофильных и сервисных предприятий из структуры предприятия газовой отрасли основного производства, например, трубопроводного транспорта, во многих случаях не будет обеспечивать требуемого повышения прозрачности затрат газотранспортного предприятия. Вместе с тем, такое реформирование может вызвать существенное удорожание деятельности в транспорте газа, а, следовательно, и рост необходимых регулируемых тарифов.

На основе проведенного анализа можно утверждать, что принятие решения о структурном реформировании, связанном с разделением бизнесов, в любом случае должно основываться на прогнозе его экономических последствий для реформируемых предприятий, компании в целом, для потребителей продукции и услуг предприятий газового сектора, а также на анализе влияния на эффективность деятельности органов регулирования.

Для выполнения требования прозрачности в целях эффективного государственного регулирования необходимыми и достаточными условиями являются обеспечение раздельного учета затрат по предоставляемым услугам и наличие процедур и правил предоставления доступа на внутренний и внешний рынки товарной продукции. Достаточность этих условий подтверждается зарубежным опытом регулирования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241