Развитие функций управления предприятием в условиях глобализации и информатизации рыночной экономики

Песиков С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (66), Июнь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Песиков С.Г. Развитие функций управления предприятием в условиях глобализации и информатизации рыночной экономики // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 6. – С. 8-13.

Аннотация:
Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.

Ключевые слова: управление предприятием, глобализация экономики, информатизация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.

Процессы глобализации и информатизации, активизация внешнеэкономических отношений привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение к собственности, разрушились десятилетиями устанавливавшиеся длительные хозяйственные связи. Потребовалась адекватная трансформация производственных отношений применительно к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских тем.

Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления Интернет-рекламой на современном предприятии и предложить рекомендации для наиболее эффективного использования Интернет-носителей для достижения целей предприятия.

Функции управления представляют собой составные части более сложного процесса – процесса управления. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что большинство экспертов в области управления принимают следующее его определение: управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [1].

Функции управления характеризуют то или иное направление активности взаимодействия объекта и субъекта системы управления (преимущественно воздействия субъекта на объект). Они занимают одно из ведущих мест в управленческой деятельности. На протяжении истории управление деятельностью развивалось от управления по наитию, интуиции к рациональному, логическому, научно обоснованному процессу управления.

Однако, несмотря на обретение научной обоснованности, полной ясности в наборе функций, их содержании, характере и взаимосвязи с другими элементами управленческого процесса до настоящего времени нет. Более того, по мере усложнения процесса управления в условиях глобализации, информатизации и усиления конкуренции перед наукой встают новые, все более сложные вопросы, требующие новых ответов в соответствии с реалиями современного управления. Проблема исследования функций управления в современных условиях является одной из наиболее актуальных, противоречивых и трудоемких [2].

Специалисты по теории управления выделяют различные функции, а также их разные классификационные критерии. Под функцией управления традиционно понимается конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:

‑ типа организации (делового, административного, общественного, армейского и т.д.);

‑ размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ);

‑ функций внутри организации (производства, маркетинга, кадровой работы, финансов) и многих других факторов.

Однако, несмотря на разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.

В 1916 г. А. Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления:

1) планирование, включающее в себя выбор целей и плана действий по их достижению;

2) организация, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

3) руководство, направленное на мотивирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, что были запланированы.

Общие, или универсальные функции присущи управлению любым предприятием. Они делят управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку очередности выполнения во времени в целях достижения результата.

К числу общих большинство авторов относят следующие функции: а) целеполагание; б) планирование; в) организацию; г) координирование (регулирование); д) стимулирование; е) контроль (учет, анализ деятельности). Общие функции определяются поведением предприятия как хозяйствующего субъекта, определенными деловыми обычаями и действующим законодательством. Эти функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительная реализация любой из них, будь то планирование, организация или контроль, отрицательно сказываются на результатах деятельности предприятия в целом.

В число специализированных включаются функции материально-технического снабжения, маркетинга, транспорта, кадрового обеспечения [3].

Коллектив авторов под руководством Ф.М. Русинова и М.Л. Разу [4] представляют основные функции управления в виде шести блоков взаимосвязанных и взаимодополняющих функций: а) целеполагание и стратегополагание; б) планирование и регулирование; в) организация и координация; г) мотивация, активизация и стимулирование; д) гуманизация и обеспечение корпоративности; е) контроль и оценку. Каждая функция представляет собой отдельный специфический процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность.

В.И. Кнорринг указывает, что функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач. Он считает, что существует и более детализированная классификация функций управления. Можно выделить в самостоятельные многие производственные функции, такие как маркетинг, бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техничес­кое снабжение, управление кадрами и каче­ством продукции. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы [5].

Соглашаясь с этим мнением, можно добавить, что классификация также обусловлена миссией, целями, приоритетами, задачами, предметами деятельности предприятия.

Отдельные исследователи отмечают, что имеет место смешение функций предприятия с функциями управления предприятием. Поэтому они обращают внимание на тот факт, что функция предприятия – это вид специализированной деятельности, выделившийся в процессе взаимодействия предприятия с внешней средой. Такая точка зрения получила достаточно широкое распространение в экономической литературе.

Например, Г. Клейнер [6] анализирует функции предприятия с двух позиций: теоретической и эмпирической. В рамках теоретического подхода им выделяются: а) неоклассическая теория, определяющая по степени значимости такие функции, как производственная, ценообразовательная, спросовая, которую собирательно можно именовать маркетингово-реализационной; б) институциональная теория, определяющая в качестве главной функции предприятия контрактную; в) эволюционная теория, признающая одну функцию ‑ выбор решений.

В рамках эмпирического подхода исследуются следующие точки зрения: а) «потребителя» ‑ предприятие имеет единственную функцию ‑ эффективное производство продукции; б) «собственника» ‑ главная задача предприятия приносить прибыль собственнику (акционеру, участнику, инвестору и т.п.).

Вывод Г. Клейнера относительно функций предприятия состоит в том, что предприятие по своей природе полифункционально. Следует отметить, что функции предприятия, исследуемые Клейнером, ‑ это функции назначения предприятия, вытекающие из его миссии и обозначающие его социальную ответственность и роль как социального института.

О. Виханский и А. Наумов [7] в качестве общих функций современных предприятий выделяют планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновацию, информацию и социальное развитие.

В качестве функций администрирования как видов трудовой деятельности по управлению предприятием эти авторы выделяют: установление целей, разработку стратегии, планирование, проектирование, координацию, учет и оценку, контроль работы и обратную связь.

Из приведенного можно сделать вывод о том, что некоторые из общих функций предприятия и функций управления предприятием повторяются, например, планирование. По мнению Чижовой, данная функция в управлении предприятием не тождественна по содержанию функции предприятия, поскольку от нее отпочковались в самостоятельные функция установления целей и функция разработки стратегии. Чтобы отличать функции предприятия от функций управления предприятием, следует провести уточнение понятия «функции управления (менеджмента)».

Функции управления - это обособившиеся в результате специализации виды управленческой деятельности, обеспечивающие решение различных задач взаимодействия между подразделениями и работниками для осуществления комплекса мероприятий для достижения целей организации.


Источники:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. ‑ М.: Дело, 1992.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент / Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. ‑ М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
3. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учеб. пособ. Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИД «МиМ», 1998.
4. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник. / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС,1999.
5. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. - М.: БЕК, 1997.
6. Клейнер Г. Предприятие - упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления, 2001. №2.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:47:58