Нефтяная отрасль России: нужны перемены

Шафраник Ю.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шафраник Ю.К. Нефтяная отрасль России: нужны перемены // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 29-34.

Аннотация:
Благоприятная ценовая конъюнктура внешних рынков в сочетании с позитивными внутренними факторами развития экономики создали определенную иллюзию того, что основные проблемы нефтяного комплекса России решены и можно рассчитывать на дальнейшее его поступательное развитие. В самом деле, добыча нефти в стране растёт в последние годы весьма значительными темпами и уже в 2002 году достигла самого высокого в постсоветской России уровня - 379,6 млн. тонн. Это на 9% больше, чем в 2001 году., и на 26% превышает показатели 1996 года, когда добыча нефти в стране опустилась до минимального за последние 30 лет уровня. Более того, в 2002 г. Россия по уровню добычи нефти вышла на второе, после Саудовской Аравии, место в мире.

Ключевые слова: экономика России, нефтяная отрасль

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Благоприятная ценовая конъюнктура внешних рынков в сочетании с позитивными внутренними факторами развития экономики создали определенную иллюзию того, что основные проблемы нефтяного комплекса России решены и можно рассчитывать на дальнейшее его поступательное развитие. В самом деле, добыча нефти в стране растёт в последние годы весьма значительными темпами и уже в 2002 году достигла самого высокого в постсоветской России уровня - 379,6 млн. тонн. Это на 9% больше, чем в 2001 году., и на 26% превышает показатели 1996 года, когда добыча нефти в стране опустилась до минимального за последние 30 лет уровня. Более того, в 2002 г. Россия по уровню добычи нефти вышла на второе, после Саудовской Аравии, место в мире.

В 2003 году объем добычи нефти в России, включая газовый конденсат, вырос на 11% и составил 421,4 млн. тонн. За первое полугодие 2004 г. объем добычи нефти увеличился ещё на 10,5%. При этом суточная добыча нефти в январе-июне почти на 800 тыс. баррелей превысила соответствующий показатель 2003 года, приблизившись к отметке 9 млн. барр./с. Такой уровень добычи доступен лишь Саудовской Аравии, до недавнего времени считавшейся самым крупным производителем сырья в мире. При этом Россия, не являясь членом ОПЕК, не ограничена в отличие от Саудовской Аравии обязательствами по сдерживанию добычи сырья.

Однако внимательный анализ состояния и тенденций развития нефтегазового комплекса [*] России даёт основания считать, что комплекс стоит на пороге больших и серьезных перемен. Заложенный еще в СССР потенциал развития нефтегазового комплекса достиг своего предела. Запасы разрабатываемых месторождений истощаются, а новых крупных открытий в этой области нет. Основные фонды комплекса изнашиваются, заметных улучшений в инвестиционной сфере не наблюдается. Нефтегазовые ресурсы ‑ национальное достояние государства ‑ используются неэффективно, зачастую в ущерб интересам значительной части российского общества.

Все эти факторы создают реальную угрозу стабильному развитию и будущим экономическим достижениям страны, заставляют ещё и ещё раз переосмыслить достигнутое и попытаться спрогнозировать будущее. Причем, как показывает анализ, возможный спад добычи нефти в России ‑ проблема не далёкой перспективы, а ближайших трех, максимум пяти лет. Кстати, в октябре 2004 года (в сравнении с сентябрьскими показателями) впервые за последние два года среднесуточное производство нефти не увеличилось. Более того, девять крупнейших российских нефтяных компаний («ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Татнефть», «Славнефть», «Роснефть» и «Башнефть») в совокупности в октябре добывали в сутки на 0,3% нефти меньше, чем в сентябре.

Следовательно, на повестке дня стоит задача выработки уже не превентивных, а радикальных мер, мер, которые могут и должны дать желаемые результаты уже в ближайшее время.

Проведенный нами анализ [1] свидетельствует, что перед нефтяным комплексом России стоят три основные проблемы, от степени решения которых (а не от уровня мировых цен на нефть, что могут способствовать или препятствовать этому!) по большому счёту будут зависеть перспективы его развития:

1 проблема - недропользование и развитие ресурсной базы отрасли.

2 проблема - структура комплекса и демонополизация.

3 проблема - инвестиции и новые проекты.

Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Недропользование и развитие ресурсной базы нефтегазового комплекса. Для России ‑ страны с колоссальным природно-ресурсным потенциалом ‑ вопросы развития отношений, связанных с предоставлением прав на пользование недрами и контролем за выполнением условий их предоставления, вопросы использования отношений в процессе недропользования для регулирования более широкого спектра социально-экономических процессов являются одними из важнейших. На наш взгляд, в ходе проводимых экономических реформ комплексный характер отношений в процессе недропользования, сфера их действия не осознаны и не использованы еще в достаточно полной мере.

В России уже в течение длительного времени (с 1994 г.) прирост запасов углеводородного сырья не компенсирует добычу нефти и газа. Только за период с 1994 г. по 2000 г. невосполненная добыча по жидким углеводородам составила около 700 млн. тонн, по газу - более 2,3 трлн. куб. метров. В последующие годы это отставание только усиливалось. Так, если за 1997-2001 гг. прирост промышленных запасов нефти, включая газовый конденсат, обеспечил возмещение объёмов добычи на 86%, то в 2002 г. - лишь на 64%, составив 243 млн. тонн при добыче 421,4 млн. тонн [2].

Кроме того, ухудшается и качество сырьевой базы. Доля трудноизвлекаемых запасов в России превысила 55%. Доля запасов с выработанностью более 80% превышает четверть разрабатываемых нефтяными компаниями запасов, а доля запасов с обводненностью, превосходящей 70%, превысила одну треть. При этом минерально-сырьевая база России не только стареет, но и мельчает. За период с 1991 по 2001 год в структуре извлекаемых запасов количество мелких месторождений увеличилось на 40%, в то время как число уникальных и крупных снизилось более чем на 20%. В целом же сегодня 80% месторождений, стоящих на государственном балансе, относятся к категории мелких.

Причин неблагоприятного состояния сырьевой базы много, все они хорошо известны специалистам [3-8]. Это и резко сократившиеся объемы региональных геологоразведочных работ на нефть и газ, вызванные как общим сокращением государственных средств, выделяемых на эти цели, так и отсутствием соответствующей мотивации у нефтегазовых компаний-недропользователей, и слабый контроль со стороны государства за обеспечением рационального использования недр и эффективностью разработки месторождений, а также отсутствие необходимых полномочий по государственному регулированию отношений недропользования у федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в области добычи горючих полезных ископаемых. К таким причинам относятся также непрозрачность, коррупция, высокие риски, связанные, в частности, с возможностью отзыва лицензии на добычу полезных ископаемых у недропользователя. Всё это снижает инвестиционную привлекательность этой сферы деятельности.

До 2002 года регионы активно участвовали в инвестировании воспроизводства минерально-сырьевой базы. Их вложения в геологоразведку в 2-3 раза превышали объемы федеральных инвестиций. Даже в 2003 г., когда региональные бюджеты были практически лишены источников финансирования геологии, они в сумме вкладывали примерно столько же средств, сколько и федеральный бюджет.

С упразднением отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объёмы геологоразведочных работ в основных нефтедобывающих регионах России упали в 1,5-1,8 раза. При этом считалось, что добывающие компании должны самостоятельно, за счет собственных средств осуществлять геологоразведочные работы и обеспечивать прирост запасов полезных ископаемых. Но соответствующих стимулов для компаний-недропользователей предусмотрено не было. Отсюда вывод - законодательство должно стимулировать эту деятельность, имеющую важное государственное значение.

Сложившийся рыночный механизм ведения хозяйства без осуществления мер государственного регулирования сферы недропользования не обеспечивает комплексности решения стратегических задач использования минерально-сырьевой базы. В результате накопилось многолетнее отставание в региональных работах как по важнейшим нефтегазодобывающим регионам, так и по новым перспективным нефтегазоносным провинциям, по существу упущено время для подготовки новых регионов к проведению широкомасштабных поисково-оценочных работ, а в дальнейшем - и по подготовке промышленных запасов углеводородов.

На фоне роста интенсивности добычи нефти в «старых» регионах тревожит практически полное отсутствие мероприятий по их замене новыми месторождениями. Можно как угодно критиковать советскую плановую систему, но при ней у нас всегда учитывалась перспектива. Это было традицией развития минерально-сырьевой базы страны.

Поэтому как можно скорее должны быть выполнены работы по изучению новых регионов, которые бы обеспечили стабилизацию положения в этой области. Тем более, что такие регионы в стране еще есть. Это, прежде всего - Каспий, Восточная Сибирь, шельфы окраинных морей. Промедление в решении этой важнейшей задачи может привести к утрате национальных топливно-энергетических ресурсов. Но успешное решение этой задачи невозможно без принятия новых законов, которые бы стимулировали приход компаний-недропользователей в эти регионы.

В целом же система государственного управления недропользованием должна строиться на базе стратегических интересов государства как такового и субъектов РФ с учетом экономических интересов хозяйствующих субъектов.Для этого необходимо:

‑ провести реальный мониторинг всех выданных лицензий и всей системы лицензирования недр;

‑ выработать общую стратегию управления недропользованием с ориентацией на формирование процедур и принципов объективизации издержек недропользователей;

‑ признать, что рента должна быть не налогом на прибыль предприятий, а платой за объективно оцененную стоимость запасов недр, прописанную в лицензиях (или концессионных договорах);

‑ обеспечить стабильный налоговый режим недропользования, для чего не менять (без крайней необходимости) действующие законы и правила, а принять Горный и Энергетический кодексы, регулирующие правоотношения в ТЭК и нефтегазовом комплексе, внося в них поправки не чаще, чем раз в 10 лет.

Сырьевая база страны должна развиваться по схеме расширенного воспроизводства. Заявления об избыточности запасов у российских компаний и предложения о введении экономических санкций на запасы, превышающие восьми - девятилетнюю обеспеченность, ошибочны по своей сути и опасны для экономического развития страны.

Продолжение следует

[*] Статья посвящена, главным образом, проблемам развития нефтяного комплекса России. Однако поскольку нефть и газ в природном состоянии тесно связаны, и многие проблемы являются одинаковыми как для нефтяной, так и для газовой промышленности, логично будет в ряде случаев оперировать понятием «нефтегазовый комплекс».


Источники:

1. Шафраник Ю.К. Нефтяная промышленность в системе национальной экономики и геополитики России. – М.: 2004. - 272 с.
2. Топливо и энергетика России: Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса. /Под ред. A.M. Мастепанова. - М.: ИАЦ «Энергия», 2004. - 596 с.
3. Энергетическая безопасность (Нефтяной комплекс России). - М.: МГФ «Знание», 2000. - 432 с.
4. Шафраник Ю.К., Крюков В.А. Западно-Сибирский феномен. - М., 2001. - 224 с.
5. Мастепанов A.M. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков - состояние, проблемы и перспективы развития. - М.: Современные тетради, 2001. - 624 с.
6. Краснов О.С. Формирование стратегии подготовки и освоения минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности. – Новосибирск, 2000. - 284 с.
7. Алекперов В. Развитие нефтяной промышленности Российской Федерации: анализ проблем и решений // Нефть, газ, строительство, 2003, январь.
8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 17:46:37