Стратегическая и инновационная логистика

Проценко И.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (64), Апрель 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко И.О. Стратегическая и инновационная логистика // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 4. – С. 67-72.

Аннотация:
Завершающим этапом логистизации и ее высшей формой является создание работоспособных логистических систем. Последние представляют собой систему управления хозяйственной или другой структурой в сфере общественно-полезной деятельности, которая позволяет своевременно решать всю совокупность взаимосвязанных тактических и стратегических задач, обеспечивающих оптимизацию интегрированных поточных процессов, протекающих в этих структурах по заданным критериям (доходам, прибыли, издержкам, качеству обслуживания, конкурентоспособности и т.д.).

Ключевые слова: интеграция, стратегическая логистика, логистические системы



Завершающим этапом логистизации и ее высшей формой является создание работоспособных логистических систем. Последние представляют собой систему управления хозяйственной или другой структурой в сфере общественно-полезной деятельности, которая позволяет своевременно решать всю совокупность взаимосвязанных тактических и стратегических задач, обеспечивающих оптимизацию интегрированных поточных процессов, протекающих в этих структурах по заданным критериям (доходам, прибыли, издержкам, качеству обслуживания, конкурентоспособности и т.д.).

Проектирование, создание и развитие логистической системы в процессе логистизации действующих или образования новых логистических структур можно осуществить только совместными усилиями пользователей и разработчиков-профессионалов (системотехников). Как правило, для этого привлекаются профессионалы из специализирующихся на этой деятельности сторонних организаций. При этом важно четко распределить и скоординировать функции тех и других. В табл. 1 представлено распределение наиболее типичных для логистизации функций и мероприятий, нацеленных на создание логистичсекой системы между пользователями и разработчиками.

Таблица 1

Распределение наиболее типичных для логистизации функций и мероприятий

Обязанности и функции пользователей
Обязанности и функции разработчиков
Совместные обязанности и функции пользователей и разработчиков
1. Характеристика и оценка проблемных ситуаций, вызывающие прямые потери или упущенные возможности
1. Моделирование процессов и задач в достаточно формализованной постановке
1. Предпроектное исследование системы
2. Характеристика и оценка проблемных ситуаций, вызывающие прямые потери или упущенные возможности
2. Моделирование целей и задач в условиях неопределенности
2. Формализация общих тактических и стратегических задач
3.Определение критериев достижения целей (оценками промежуточных и конечных результатов)
3. Выбор экономико-математических и других методов решения
3. Формализация нормативной социально-экономической постановки задач управления
4. Неформализованная постановка общих (тактических и стратегических) задач управления
4. Выбор технических средств управления для решения комплекса взаимосвязанных тактических и стратегических задач управления
4. Разработка информационного обеспечения в условиях значительной неформальной структуры управления
5. Нормативная социально-экономическая постановка стратегических и тактических задач управления
5. Формирование программного обеспечения
5. Структуризация и формализация слабоформализованных и внелегальных процессов деятельности
6. Определение системы актуальных показателей и режимов их использования (периодическое поступление информации, получение по запросам в режиме фактографического диалога пользователей с управленческой техникой и др.)
6. Формирование информационного обеспечения (информационных технологий, документоносителей и др.) по заданным пользователями параметрам (набору необходимых показателей, режимам работы, способам передачи информации и др.)
6. Формирование организационной структуры управления
7. Определение состава первичных элементов информации для однократного ввода в систему
7. Разработка технического проекта на создание системы
7. Разработка аванпроекта создания системы
8. Оценка возможности трансформации решений логистических задач в исполнительные решения
8. Отладка и авторский надзор за работой системы
8. Разработка рабочего проекта создания системы
9. Оценка эффективности логистизации (издержек и эффекта логистизации), расчет эффективности

9. Определение факторов и источников эффективности логистической системы
10. Разработка и выдача технического задания на проектирование системы

10. Разработка программы мероприятий (предпосылок) для успешного создания, функционирования и развития системы
Из таблицы следует, что последовательная и тотальная логистизация немыслима без конструктивного сотрудничества пользователей, разработчиков и других профессионалов.

Именно поэтому создание логистической системы является наиболее целесообразной и эффективной формой применения логистики, особенно в транзитивной экономике по следующим причинам:

Во-первых, эпизодическое решение отдельных логистических задач или использование отдельных методов не ведет к кардинальному улучшению деятельности фирмы, в том числе, и инфрасистемы. Только решение всего комплекса взаимосвязанных тактических и стратегических задач управления в требуемом режиме времени на базе использования потенциала всей логистической системы позволяет достигать поставленных целей.

Во-вторых, даже в эволюционно отлаженной развитой экономике достаточно адаптивной к логистическим инновациям внедрение отдельных элементов и фрагментов преобразований современной логистики требует ощутимых преобразований в действующих структурах. Российская нестабильная экономика с деформированным рынком и нарушенным товародвижением неподготовлена к непосредственному использованию логистики в полной мере. Поэтому, даже применение отдельных логистических задач и методов требует для их успешной реализации более глубоких и дорогостоящих преобразований. Причем затраты на их осуществление чаще всего не окупаются эффектом от эпизодической логистизации. Только логистическая система, создающая системный (синергический) эффект способна окупить издержки логистизации и обеспечить высокую эффективность.

В-третьих, многие достижения логистики основаны, главным образом, на использовании методологического аппарата точных наук и получившие отражение в отечественной и зарубежной литературе по логистике в виде достаточно сложных формул, схем, моделей, сетевых и других графиков и пр., чаще всего остаются невостребованными работниками действующих структур (пользователями). Это происходит как по причине нехватки соответствующих специальных знаний в этой области, так и дефицита времени в условиях российской действительности. Только в процессе создания работоспособной логистической системы разработчики смогут по достоинству оценить, практически использовать привлеченные из точных наук методы логистического аппарата и трансформировать их через соответствующие виды системного обеспечения (программного, технического, информационного) в понятную и доступную пользователям информацию (систему актуальных показателей, проекты решений оперативных и стратегических задач, эффективную технологию управления, повышенную адаптивность системы и т.д.) [1, 3].

В результате логистизации и создания работоспособных логистических систем создается определенный логистический потенциал общественных структур различных форм собственности и степени интеграции, который можно трактовать как их способность успешно решать комплекс взаимосвязанных логистических задач в заданном режиме времени по рациональной (оптимальной) организации управления внутренними и внешними потоковыми процессами с использованием современных достижений инновационной логистики. Этот потенциал складывается из логистических активностей подразделений фирмы и ее партнеров и может формироваться на базе оперативной и стратегической логистики.

Логистизация на базе оперативной инновационной логистики предусматривает рационализацию (оптимизацию) потоковых процессов в рамках априорно заданных внутренних и внешних ограничений: организационно-структурные, функциональные, процессные, кадровые, нормативно-правовые, инфраструктурные, связанные с качеством объектов управления и др.

Это означает, что логистизация с использованием оперативной инновационной логистики сосредотачивает основные преобразования, главным образом, в управляющей системе и сводится преимущественно к улучшению управленческих решений, сигналов и команд, а также частично управляющих воздействий (мотивов и стимулов).

Логистизация действующих и особенно вновь создаваемых структур с помощью стратегической логистики хотя и осуществляется примерно по тому же алгоритму, однако по своей направленности, целям и содержанию осуществляется на принципиально иной основе.

1. Стратегическая логистика предполагает критическую оценку, по существу ревизию всех априорных ограничений, накладываемых на организацию управления движением потоков, если даже эти ограничения являются производными от их локальной оптимизации на отдельных участках логистической цепи. Метод сквозной аналитико-оптимизационной организации этих потоков, взятый на вооружение инновационной стратегической логистикой допускает использование всех возможных вариантов организации управлением этими потоками ради конечного результата, т.е. экстримизации целевой функции логистической деятельности в зависимости от состояния и изменения внешней среды.

2. Это, в свою очередь, предполагает, что преобразования на основе стратегической инновационной логистики распространяются на всю систему управления (управляющую и управляемую систему и объект управления), а также на ряд ограничений внешней среды (институционального и нормативно-правового характера).

3. Особенностью стратегической логистики является ее тесные отношения с интеграционной логистикой, которая призвана осуществлять сквозную аналитико-оптимизационную связь всех или нескольких звеньев (цепи или сети) движения и преобразования потоковых процессов с ориентацией на конечный результат, т.е. на потребителей или пользователей, где и происходит реальное или условное (промежуточное) поглощение потока продукции или услуг. Однако осуществить устойчивую реализацию на практике этого главного принципа интеграционной логистики в оперативном управлении без существенных преобразований в самой организационной структуре и функциях (базовых процессах при процессно-ориентированном управлении ‑ ПОУ), а также ключевых компетенциях подконтрольных подразделений фирмы практически невозможно и допустимо только в эпизодических случаях. Это требует значительных трансакционных затрат на согласование действий прежних консервативных подконтрольных подразделений, которые не подготовлены для решения новых задач интеграционной логистики.

Стратегическая же логистика дает возможность разработать конструктивную стратегическую программу развития фирмы, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке, определив тем самым структурно-функциональный (процессный) состав будущей фирмы. Это означает, что не только состав внутрифирменных подразделений, но и сама миссия фирмы в обозримом будущем становятся производными от решений стратегической логистики в ее интеграционном варианте.

Естественно, что формы и методы стратегической логистики будут отличаться от ее тактического варианта. Традиционные для тактической логистики методы решения задач при достаточно детерминированных зависимостях между всеми вектор-факторами, влияющими на эффективность организации потоковых процессов, в стратегической логистике заменяются методами решения задач в условиях турбулентности и частой непредсказуемости состояния внешней среды и высокой степени неопределенности стратегического развития самой системы при неполноте необходимой информации.

Так, например, вместо таких моделей и методов, характерных для тактической логистики, как теория многокритериальной оптимизации, дискретной математики, теории игр, линейного программирования, математической статистики и др., предпочтительно использование таких методов как системный анализ, теория прогнозирования, динамическое программирование, теория принятия решений в условиях неопределенности и др. с ориентацией преимущественно на прогнозы стратегического маркетинга с широким использованием иммитационного моделирования возможных ожиданий.

Однако конкретный выбор тех или иных методов зависит от выбора фирмой методологии своего развития в современной постиндустриальной экономике, основные противоречия которой заключаются в динамичном сосуществовании двух экономик: традиционной и новой, электронной, действующим по разным законам. От такого выбора зависит и стратегическое развитие логистического потенциала. [2, 3]

Таким образом, стратегическая логистика становится одной из важных составляющих стратегического развития той или иной структуры и зависит не только от определения парадигмы такого развития, но и в значительной степени влияет на этот выбор.

Это положение стратегической логистики вытекает из общего методологического вывода о том, что характер современного экономического развития в условиях скачкообразных и быстрых перемен, противоречивых и непредсказуемых процессов, предполагает отказ от поиска и использования универсального и единственного средства или единой формулы выработки концепции развития той или иной структуры.


Источники:

1. Бережнов Г.В. Стратегическая деятельность предприятия (концептуальный аспект), Издательский дом «МЕЛАП», М., 2004
2. Парфенов А.В. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001
3. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России – М.: Изд-во ООО «Благовест-В», 2002

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:50